Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Альтернатива Транстихоокеанскому партнерству
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/3105_EAES_620.jpg)
Александр Лукашенко (слева), Нурсултан Назарбаев (в центре), Владимир Путин (третий справа) и Алмазбек Атамбаев (второй справа) на заседании в узком составе Высшего Евразийского экономического совета в президентском дворце «Акорда». Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Москва и Пекин будут вытеснять Вашингтон из Юго-Восточной Азии
31 мая, 2016 14:15
7 мин
В Астане прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) на уровне глав государств. В столицу Казахстана (председательствует в 2016 году) съехались президенты России, Белоруссии, Армении, Кыргызстана и Таджикистана. На повестке дня стояли вопросы, связанные как с внутренней, так и внешней экономической интеграцией.
На встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым российский лидер Владимир Путин заявил, что взаимодействие в Евразийском союзе не может дать «волшебных средств». Однако, как отметил глава государства, интеграционный формат сотрудничества позволяет преодолевать «текущие сложности».
Ключевое внимание Москва уделяет реализации концепции по формированию общего рынка углеводородов на пространстве ЕАЭС к 2025 году. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что на этот счет была достигнута принципиальная договоренность. По его словам, последние разногласия по документам были сняты в 20 мая на встрече глав правительств Евразийского экономического союза в Ереване.
Согласно оценке Путина, совокупный эффект от создания общего рынка газа для участниц ЕАЭС составит $1 млрд в год, а рынка нефти — $8 млрд в год. «Подготовлены соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего союза», — сказал президент РФ на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Также Путин напомнил, что в 2019 году будет сформирован общий рынок электроэнергии, который даст прирост ВВП в размере $7 млрд.
Российский лидер предложил странам ЕАЭС принять участие в программе импортозамещения в РФ. «Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях», — заявил Путин. Президент уточнил, что имеет в виду сельское хозяйство, машиностроение, электронную и легкую промышленности.
Курс на Восток
Россия выступает с инициативой масштабного сотрудничества ЕАЭС со множеством стран и крупных международных экономических организаций. Из комментария Шувалова следует, что на заседании Высшего Евразийского экономического совета обсуждался формат экономического партнерства с Китаем. «Было бы неплохо выйти на подписание конкретных документов в пределах 2 лет. Это очень сложный переговорный процесс», — подчеркнул вице-премьер. Интерес КНР заключается в создании с ЕАЭС зоны свободной торговли (ЗСТ). Москва не спешит принимать условия Поднебесной, видимо, опасаясь конкуренции.
Помимо Китая, внимание глав государства привлекают страны АСЕАН, и прежде всего Вьетнам, с которым уже подписано соглашение о ЗСТ. «Мы сейчас в стадии завершения ратификационных процедур. И мы надеемся, что с конца лета это соглашение вступит в силу», — уточнил Шувалов. Договор о ЗСТ с Ханоем стал первым документ для ЕАЭС, подписанный с внешним партнером. Соглашение предполагает тарифную либерализацию торговли товарами и обнуление ставок ввозных таможенных пошлин.
Зона свободной торговли может быть создана с другими игроками на мировой арене: Сербией, Ираном, Сингапуром, Камбоджой, Южной Кореей, Эквадором и МЕРКОСУР (экономический союз государств Южной Америки). Ранее Евразийская экономическая комиссия подписала меморандумы о взаимопонимании с правительствами Монголии, Перу и Чили.
Шувалов сообщил, что Иран может стать участником торгово-экономического партнерства ЕАЭС и Китая. По его словам, по этому поводу был «серьезный разговор». Вице-премьер заявил, что данное партнерство открыто для других государств и призвано стать аналогом Транстихоокеанского партнерства (ТПП). Таким образом, ЕАЭС и Поднебесная формируют альтернативу (читай — соперника) англосаксонской модели экономической интеграции, чтобы вытеснить США из Юго-Восточной Азии.
Задел на перспективу
На данный момент участниками ТПП согласились стать более 10 стран, среди которых Япония, Малайзия и Вьетнам. Соглашение о создании ЗСТ с Ханоем — отличный старт для будущего торгово-экономического партнерства. Юго-Восточная Азия — это бурно развивающийся регион, который может стать крупным рынком сбыта для российской продукции, причем не только углеводородов. Как отметил Шувалов, «возможности на внешних рынках — это главный способ перейти от экономического спада к подъему».
Ориентация на развитие внешнего сотрудничества необходима, чтобы вывести из стагнации внутренние процессы ЕАЭС. По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот нашей страны с участниками ЕАЭС за январь-март 2016 года составил $7,987 млрд (–$1,3 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Это всего лишь 8,2% от совокупного внешнего товарооборота. Россия экспортировала товаров на $5,444 млрд, а импортировала — на $2,543 млрд.
По состоянию на первый квартал 2016 года в лидерах по торговле с РФ остаются бывшие страны Таможенного союза: Белоруссия ($4,8 млрд) и Казахстан ($2,6 млрд). Остальные государства участники сильно им уступают. Россия наторговала с Киргизией только на $265 млн (–$155 млн), с Арменией — на $367 млн (+$62 млн) и Таджикистаном — на $122 млн (–$88 млн). Данные страны составляют лишь 0,8% от внешнеторгового оборота, и этот показатель по сравнению первым кварталом 2015 года сократился на 0,2%.
Уменьшение товарооборота экономисты объясняют экономическим кризисом в России и недостатком внешних инвестиций. В такой ситуации Москва ищет новые рынки и развивает контакты с альтернативными Западу центрами силы. От сотрудничества РФ с Востоком в силу географического положения бонусы будут получать и страны Центральной Азии, входящие в ЕАЭС.
Тем не менее пока сложно сказать, какую конкретную пользу принесут в краткосрочной перспективе внешние интеграционные проекты. Скорее всего, мы наблюдаем создание задела на долгосрочную перспективу. Со стратегической точки зрения уже сейчас важно сформировать правовые основания для будущего торгово-экономического партнерства с крупными внешними игроками.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости