Новости – Люди












Люди
«На Западе еще не поняли, что грозит активистам»

Акция в поддержку задержанных активистов в Гонконге, 27 сентября 2013 года. Фото: Vincent Yu / AP
Дипломаты, правозащитники и журналисты рассказали «Русской планете» о ситуации с арестованными членами экипажа Arctic Sunrisе и возможных последствиях дела «Гринпис»
28 сентября, 2013 08:22
6 мин
В Мурманске в ночь на 27 сентября завершились судебные заседания по избранию меры пресечения 30 задержанным на судне «Гринпис» Artcic Sunrise. Всех их следствие подозревает в акте пиратства, совершенном в составе организованной группы (часть 3 статьи 227 УК РФ).
22 человека арестованы на два месяца, в отношении восьмерых суд отложил принятие решения на 72 часа. «Русская планета» обратилась в консульства стран, граждане которых находятся под стражей в Мурманске, с вопросом о том, какие меры принимаются для их защиты.
Генконсульство Великобритании в Санкт-Петербурге не смогло предоставить соответствующей информации. «Ее в консульстве просто нет. Но наш генеральный консул находится сейчас в Мурманске и делает то, что может сделать, чтобы оказать помощь британским гражданам, которые там оказались. Официальных заявлений пока никто никаких не делал», — сказали «Русской планете» в британском консульстве. Шесть подданных Великобритании проходят по делу «Гринпис» подозреваемыми.
«Русская планета» связалась с заместителем пресс-секретаря британского посольства Михаилом Меньшиковым. «На месте работает генеральный консул из Санкт-Петербурга, мы оказываем консульскую поддержку гражданам Великобритании, которые были задержаны в ходе акции "Гринпис". Больше никакой информации дать не могу, и мне кажется, вы сами больше информации получаете от прессы, которая находится там, на месте», — сказал Меньшиков.
Также диппредставитель Великобритании по просьбе МИД Новой Зеландии занимается защитой двух граждан этой страны.
Вице-консул генерального консульства Польши в Санкт-Петербурге Войцех Холевински уже вернулся из поездки в Мурманск.
«Я туда поехал, чтобы оказать ему (задержанному активисту "Гринпис" Томашу Демьянчику. — РП) консульскую помощь, действовал там как посредник между адвокатом, журналистами. Конечно, повидался с ним, узнал, как его состояние. Но комментировать решение суда я не буду — я чиновник, мне просто нельзя комментировать решение суда другого государства», — рассказал «Русской планете» Холевински.
Большинство дипмиссий стран, чьи граждане оказались задержаны или арестованы в Мурманске, оказались не готовы прокомментировать происходящее — в первую очередь потому, что их консулы как раз сейчас находятся в городе. Присутствие дипломатов в Мурманске «Русской планете» подтвердили, в частности, в представительствах Австралии, Бразилии и Украины.
В генконсульстве Турции в Санкт-Петербурге не были готовы говорить о задержанном гражданине этой страны. «Официальных комментариев нет», — сказали РП в турецкой дипмиссии.
В зарубежных СМИ история задержанных на «Приразломной» экологов пока получает менее широкое освещение, чем в России, что особенно заметно на фоне пристального внимания Запада к судьбе участниц панк-группы Pussy Riot.
Британский журналист, редактор портала Opendemocracy.net Оливер Кэрролл полагает, что общество просто еще не осознало масштаб угрозы, нависшей над экологами.
«Думаю, что людям (на Западе. — РП) еще не до конца понятно, что действительно грозит активистам. Сначала ведь передали, что их арестовали на два месяца. А сам по себе арест гринписовцев не может быть ни для кого сюрпризом. Это бывает во всех странах. В Англии, во Франции. Принято считать, что это часть их работы», — сказал Кэрролл «Русской планете».
Экс-корреспондент Guardian в Москве Мириам Элдер уверена, что на ситуацию с арестованной командой «Гринпис» еще обратят внимание. «Я сейчас живу в Нью-Йорке и слежу за событиями оттуда. Произошедшее шокирует. Я давно знаю Дениса (Синякова. — РП), он всегда был очень профессионален и серьезно относился к окружающей среде. Наблюдать издалека за происходящим страшно. В России происходит так много вещей, вызывающих беспокойство; трудно предугадать, что окажется заметнее на общем фоне», — говорит журналист.

Денис Синяков в суде, 26 сентября 2013 года. Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace / EPA / ИТАР-ТАСС
Денис Синяков в суде, 26 сентября 2013 года. Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace / EPA / ИТАР-ТАСС
Элдер считает, что сравнивать арест членов экипажа Arctic Sunrise с другими резонансными политическими делами (например с процессом в отношении участниц Pussy Riot) неправильно.
«Все это вызывает беспокойство. Я знаю, что под давлением оказывались самые разные экоактивисты — например, в Сочи. Я надеюсь, мир начнет обращать на это внимание», — полагает она. Тем не менее сейчас сложно предсказывать международную реакцию на дело «Гринпис».
«Сейчас в мире очень сложный дипломатический момент. Западные правительства осознали, что Россия им нужна для решения проблем с Сирией и, может быть, Ираном. Так что не уверена, что в такой момент правительства захотят поднимать ту шумиху, которую, по идее, они должны бы были поднять», — делает вывод Элдер.
Депутат Госдумы от «Единой России», член парламентского комитета по информационной политике Роберт Шлегель, комментируя «Русской планете» ситуацию вокруг команды Arctic Sunrise, обратил отдельное внимание на арест фотографа Дениса Синякова и вызванные им протесты журналистов.
«Мне трудно оценивать, поскольку я не являюсь представителем следственных органов, которые выносили подобное решение. Но, судя по реакции журналистов в интернете, могу сказать, что, судя по всему, для журналистского сообщества произошло что-то за рамками привычных действий», — сказал депутат.
По словам Шлегеля, есть два возможных объяснения реакции журналистского сообщества на арест Синякова: «Либо это общественное давление на следственные органы, либо на это действительно стоит обратить внимание. Хотя и в том, и другом случае на это имеет смысл обратить внимание. Что касается экспертизы — к сожалению, я не могу дать полновесную экспертизу».
Председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков в беседе с «Русской планетой» попытался реконструировать ход мыслей следствия, инкриминировавшего экологам пиратство.
«Если мы откроем статью 227 УК, пиратство имеет следующую дефиницию: нападение на морское или речное судно с целью завладения чужим имуществом. Таким образом, это вид хищения. По своему описанию пиратство ближе всего к разбою. Потому что разбой — это нападение с целью хищения. Ровно то же самое — про пиратство, только оно происходит в открытой воде», — рассуждает правозащитник.
Соответственно, полагает юрист, Следственный комитет пытается утверждать, что активисты «Гринпис» направлялись к платформе «Газпрома» с целью хищения.
«Умысел экологов, по мнению следователей, был направлен на завладение имуществом и последующим распоряжением. Что у меня лично вызывает очень большие сомнения», — говорит Чиков.
Правозащитник находит, что такая статья УК была избрана Следственным комитетом «для красного словца, из соображений максимальной медийности», несмотря на то, что действия забравшихся на нефтяную платформу активистов можно было квалифицировать, например, как вандализм.
«Как в той известной фразе о лжи: чтобы поверили, она должна быть чудовищной. Вот случившееся примерно из этой серии», — уверен эксперт.
При этом подлинной причиной для возбуждения уголовного дела могла быть необходимость задним числом оправдать действия сотрудников погранслужбы, захвативших судно «Гринпис» в экономической зоне России, но не в ее территориальных водах, допускает Чиков.
«В международных водах они имеют право останавливать судно только при наличии оснований подозревать его команду в совершении какого-либо преступления международного характера, например, участии в наркотрафике, перевозке оружия, радиоактивных материалов, наконец, пиратстве. Им нельзя было возбудить уголовное дело за вандализм, потому что это не преступление международного характера, в отличие от пиратства», — объяснил глава «Агоры».
Арест фотожурналиста, исполнявшего на месте событий свои профессиональные обязанности, может в дальнейшем быть обжалован в вышестоящих инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека, но на данном этапе российское следствие вряд ли выделяет его из массы арестованных активистов, полагает Чиков.
«Выдергивать историю Синякова можно. Она имеет отдельную хорошую перспективу на международном уровне в ЕСПЧ, потому что он все-таки журналист, и к нему нужен совершенно иной подход. Но с точки зрения российского СК он обычный подозреваемый в совершении преступления, и, соответственно, в отношении него действуют все правила уголовного процесса», — сказал правозащитник.
Глава правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной палаты Ольга Костина в разговоре с «Русской планетой» не исключила вмешательства этого органа в ситуацию вокруг арестованных экологов с Arctic Sunrise.
«Если конфликт будет продолжаться, думаю, что и Общественная палата не останется в стороне. В этом смысле я жду консультаций со своими коллегами. Возможно, нам стоит как минимум взять на контроль обстоятельства вокруг этого дела. Оно имеет международный резонанс, и в нем стоит разобраться, чтобы в дальнейшем как-то пресечь возможные конфликты между экологическими движениями и компаниями и государствами», — отметила Костина.
«Если вмешательство понадобится, если будет такая необходимость, то соответствующие подразделения Общественной палаты вмешаются — у нас есть площадка, где, в том числе, работают над экологическими проектами», —
добавила она.
Судно Arctic Sunrise участвовало в кампании «Гринпис» «Защитим Арктику!». Активисты пытались привлечь внимание к проблеме шельфовой нефтедобычи, в частности, они протестовали против планов «Газпрома» приступить к бурению на Приразломном месторождении в Баренцевом море.
О первом инциденте с экипажем Arctic Sunrise стало известно 18 сентября. Двух активистов задержали при попытке подняться на нефтяную платформу «Приразломная» при помощи «кошек» и веревок. Согласно сообщению ФСБ, «сотрудниками пограничных органов была выполнена предупредительная стрельба из автомата АК-74», а чтобы остановить корабль Arctic Sunrise, «пограничники были вынуждены четырежды выполнять предупредительную стрельбу из артиллерийской установки пограничного корабля».
19 сентября конфликт получил продолжение: судно «Гринпис» было захвачено вооруженным спецназом. Как рассказывал «Русской планете» руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров, «восемь человек в масках спустились на борт корабля на веревках с вертолета».
Ранним утром 20 сентября появились первые сообщения о принудительной буксировке судна в порт Мурманска.
24 сентября следственное управление СК России по Северо-Западному федеральному округу возбудило против экипажа ледокола Arctic Sunrise уголовное дело по части 3 статьи 227 УК РФ («Пиратство, совершенное организованной группой»). Наказание по этой статье предусматривает от 10 до 15 лет лишения свободы. По утверждению следствия, захваченное судно находилось в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а на эту зону распространяется действие УК РФ.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости