Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Хотим создать автомобильный кластер на Северном Кавказе»

В Чечне собираются строить новый автозавод; замминистра промышленности республики Асламбек Межидов рассказал РП о республиканском опыте автомобилестроения

Антон Кравцов
27 января, 2014 18:45
10 мин

Сборка автомобилей на заводе «ЧеченАвто». Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Власти Чечни планируют построить в Аргуне автомобильный завод, который будет ежегодно выпускать до 200 тысяч машин. Как сообщает правительство республики, такое решение было принято после встречи Рамзана Кадырова с президентом автокомпании Derways, базирующейся в Карачаево-Черкесии, Хаджимуратом Деревым и главой Московского индустриального банка Абубакаром Арсамаковым.
«Мы откроем фирму „Югавто“, подготовим соответствующие документы проектных работ до конца текущего года. В следующем году построим завод с полным производственным циклом, включающим штамповку, покраску, сборку. Планируется выпуск пяти моделей автомобилей грузоподъемностью 1,5—2 тонны. Общий объем инвестиций — до $500 млн», — сказал Дерев.
О намерении построить крупный автозавод в Чечне стало известно на фоне массовых сокращений в «АвтоВАЗе» в связи с падением спроса на автомобили.
Как пояснил Кадыров в Instagram, новый завод «позволит создать до 10 тысяч рабочих мест». Он подчеркнул, что республика и дальше намерена тесно сотрудничать с «АвтоВАЗом», наращивая выпуск легковых автомашин. Сейчас на автомобильном заводе «Чеченавто» в Аргуне производятся автомобили Lada Granta.
Компания Derways была создана в 2002 году в Черкесске. Общая производственная мощность завода — 100 тысяч автомобилей в год. На заводе выпускают автомобили китайских марок Lifan, Haima, Great Wall и Geely и тайваньской Luxgen.
«Русская планета» поговорила с заместителем министра промышленности Чеченской Республики Асламбеком Межидовым.
— Каким образом будет реализовываться этот амбициозный проект?
— Пока это просто идея. Московский индустриальный банк выразил желание принять участие в этом проекте в качестве инвестора.
Мы вообще изначально планировали развивать мощности нашего аргунского завода «Чеченавто». Сейчас он производит 50 тысяч автомобилей в год — мы же хотели довести эту цифру до 75100 тысяч, чтобы увеличить годовые продажи до 80100 тысяч машин.
Специалисты приехали, посмотрели, кое-кто согласился, сказали, что можно построить под эти объемы и дальше развивать. Но когда приехали эксперты компании Derways и председатель Московского индустриального банка, они выдвинули концепцию, что если продажи нашей продукции превысят 100 тысяч, то потом достраивать будет проблема. Они предложили с нуля построить новый завод. Цель такая, что у нас перспектива до 200 тысяч машин (в год — РП), на первом этапе до 100 тысяч машин — на новом заводе.
А мощности «ЧеченАвто» оставить, как они есть сегодня, чтобы и дальше с «АвтоВАЗом» взаимодействовать. Такая концепция.
— Каких реально вложений потребует этот проект?
— Они озвучили цифру до $500 млн. Более конкретную цифру даст уже бизнес-план, когда он будет разработан. Ориентировочно мы укрупненно брали (стоимость проекта — РП). У специалистов индустриального банка есть опыт, они строили черкесский завод, сейчас в Ставрополе строят, то есть по аналогии.
Встреча представителей автопрома «ЧеченАвто» с представителями компании Daewoo, Асламбек Межидов (второй слева). Фото: chechnyatoday.com
Встреча представителей автопрома «ЧеченАвто» с представителями компании Daewoo, Асламбек Межидов (второй слева). Фото: chechnyatoday.com
В перспективе хотим создать как бы автомобильный кластер на Северном Кавказе. Именно Черкесск, Ставрополье, Грозный и Аргун.
— Какие конкретно автомобили там будут производиться?
— Есть предложения от китайцев, которые прорабатываются; с корейцами прорабатываются. Пока на какой-то фирме не остановились, но предложения уже есть. Уже ряд производителей готовы свою продукцию здесь вот строить.
Мы планируем построить завод за два года, чтобы уже к 2017 году мощности были нормальные. В 2016 году будут опытные партии, пуско-наладка, ну вы сами знаете — первый год обычно такой бывает. А с 2017 года планируется мощности хорошо загрузить.
— Руководство Чечни вело переговоры с автомобильной корпорацией Daewoo, чем они закончились?
— С представителями Daewoo мы рассматривали вариант использования мощностей «Чеченавто». Специалисты Daewoo и раньше привлекались — в Черкесске, в Ставрополье. И мы изначально, когда им давали задание, планировали развивать мощности на «Чеченавто».
Но основной инвестор предложил с нуля просто новый завод, чем мы будем себя ограничивать, а потом будем затраты нести серьезнее. Мы, в принципе, согласились.
— Кадыров отметил, что завод сможет создать дополнительно 10 тысяч рабочих мест. Как вы оцениваете эту цифру?
— Он, скорее всего, на эмоциях сказал, поскольку имел в виду не только на этом заводе, а именно с учетом обслуживания. Вообще-то изначально мы планировали 1,5—3 тысячи, но если доведем производство до 200 тысяч автомобилей, то у нас будет до пяти тысяч новых рабочих мест.
И тогда Рамзан Ахматович это сказал, а потом сам же добавил, что если тысяча — хорошо, пять тысяч — здорово, а десять тысяч — это как чудо будет. Но, в принципе, если на заводе мы сможем, как говорят, три тысячи человек задействовать...
Понимаете, в автомобильном хозяйстве, с учетом автокомпонентов, если ты создал одно рабочее место, то оно автоматически привлекает еще от пяти до семи рабочих мест. Если эту цепочку учитывать, то я думаю, даже о более чем 10 тысячах возможно говорить.
— Кто будет работать на этом заводе? Жители Чечни или приглашенные специалисты?
— У нас очень много не задействованной молодежи. Очень много студентов у нас учится. Где-то 35% населения Чечни, условно говоря, — дети до 18 лет. Трудоспособно 57% населения. Мы планируем в некоторых вузах республики открыть кафедры автомобильного направления.
Автомобили «ВАЗ-2107» собранные на заводе «ЧеченАвто». Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Автомобили «ВАЗ-2107» собранные на заводе «ЧеченАвто». Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Тем не менее на первом этапе на такие должности, как топ-менеджеры или технологи, мы будем привлекать специалистов, скорее всего, из-за рубежа и, конечно, лучших отечественных специалистов. А в перспективе в рабочий сектор будем привлекать специалистов из нашей республики.
— Расскажите, как обстоят дела с производством на «Чеченавто»?
— Производственная мощность на заводе позволяет выпускать 50 тысяч автомобилей. Фактически такого объема, конечно, нет, и мы сейчас совместно работаем с «АвтоВАЗом», чтобы площадка «Чеченавто» приравнялась к площадке «АвтоВАЗа». Это позволит загрузить нам мощности.
Но у «АвтоВАЗа» сейчас проблемы и мы просто ждем, пока он примет наше предложение и как мы будем дальше сотрудничать. Там произошла смена руководства, тогда как с предыдущим руководством у нас сбыли тесные контакты, мы вписывались как-то в концепцию «АвтоВАЗа» и перспективы у нас были радужные.
— Какие автомобили там производят?
— Lada Priora производится там, а с 2014 года будет еще и Lada Granta. На Кавказе Priora считается популярной среди молодежи. В других регионах ее фактически не встречаешь, а у нас эта модель очень распространена.
Lada Granta же самая дешевая и занимает свою нишу, она по России очень востребована. В прошлом году это была самая продаваемая модель.
— Реализовывать удается все произведенные машины?
— У нас за 2013 год на территории завода осталось всего шесть или семь машин. Вы знаете, у нас еще какая ситуация, что наши машины по качеству не то что не уступают, а, скажем так, специалисты «АвтоВАЗа» признали, что качество наших машин очень хорошее. Поэтому на первом этапе люди тяжело воспринимали то, что сборка чеченская, а потом, когда начали покупать, то поняли.
Конвейер у нас так устроен, линия такая удачная, что мы на все операции можем больше, чем на «АвтоВАЗе» времени затрачивать. Проблем с тем, что кто-то не докрутил, у нас не возникает. У «АвтоВАЗа» часто были ситуации, когда ты машину покупаешь, особенно когда люди перегоняли машины — они заезжали на техстанцию подтяжку делать. У нас же это исключено — машина прямо с завода уходит и можно спокойно не переживать и уезжать.
темы
10 мин