Новости – Политика
Политика
«Уикенд» откладывается
Могут ли Соединённые Штаты и Китай положить конец торговой войне
18 марта, 2019 11:17
8 мин
Запланированная на конец марта встреча президента США Дональда Трампа и лидера КНР Си Цзиньпина переносится на неопределённый срок. Об этом сообщает китайское издание South China Morning Post. По данным её источников, саммит состоится либо весной, либо в июне. Также стороны не достигли договорённостей по поводу места встречи.
Изначально Трамп рассчитывал пригласить Си Цзиньпина на свою роскошную виллу во Флориде Мар-а-Лаго на «хороший уикенд для США и Китая». Однако сейчас не исключается, что встреча двух лидеров пройдёт в совершенно иной обстановке.
Один из вариантов — беседа в рамках саммита G20 в японской Осаке в конце июня 2019 года
Основная причина отсутствия твёрдых договорённостей по встрече — забуксовавшие торговые переговоры между двумя государствами, которые продолжаются с середины 2018 года. Американскую переговорную группу возглавляет торговый представитель США Роберт Лайтгайзер, китайскую — вице-премьер КНР Лю Хэ.
Общение посланников Соединённых Штатов и КНР проходит в основном в закрытом режиме, но судя по отсутствию какой-либо ясности, они явно не спешат приближаться к финалу. В февральском докладе эксперты ООН заявили, что неурегулированные отношения двух держав негативно влияют на мировую экономику, нанося вред развивающимся странам.
Война как инструмент
На сегодняшний день экономические отношения между Вашингтоном и Пекином характеризуются как торговая война. С апреля по сентябрь прошлого года США и Китай подняли пошлины на сотни товарных групп друг друга на 10, 15 и 25%, поставив под угрозу коммерческие интересы огромного количества производителей.
Инициаторами ужесточения тарифной политики выступили Соединённые Штаты. Поводом послужили небезосновательные обвинения Поднебесной в промышленном шпионаже. Также в ходе расследования американские власти доказали, что китайские партнёры используют различные дискриминационные практики, наносящие вред торговым интересам США.
Однако торговая война для Трампа — это в первую очередь инструмент в достижении вполне конкретных экономических и политических целей
Торговый оборот между двумя державами последние годы составляет в среднем около 700 миллиардов долларов при общем объёме мировой торговли в 17 триллионов. США продают КНР в основном высокотехнологичное оборудование, производственные материалы, отдельные виды сельхозпродукции. Китай экспортирует за океан самые разнообразные товары широкого потребления. Значительная часть продукции Поднебесной на американском рынке составляют бытовая электроника и одежда.
Долгое время подобная структура торгового оборота устраивала американскую элиту. Однако ситуация стала меняться в связи с ростом геополитического и военного могущества КНР. Пекин развернул масштабное обновление военно-морского флота, усилил возможности в ракетно-ядерной сфере, построил несколько военных баз (на официальном уровне КНР отрицает данный факт).
Исходя из многочисленных докладов, которые регулярно публикуются в США, огромную обеспокоенность Вашингтона вызывает активность разведслужб Поднебесной. Пекин неоднократно обвинялся в кибератаках на государственные ведомства и крупные промышленные корпорации.
Учитывая отношение Китая к зарубежной интеллектуальной собственности, вполне вероятно, что американцы не преувеличивают масштаб угроз, исходящих от КНР
Очень недовольны в Вашингтоне тем, что Китай продаёт США в два раза больше продукции, чем покупает. Торговый дефицит, превышающий 300 миллиардов долларов, по мнению Трампа, привёл к зависимости американской экономики от Пекина. Глава Белого дома уверен, что нынешние торговые позиции КНР сдерживают развитие американского промышленного сектора и не позволяет увеличивать количество рабочих мест.
В Соединённых Штатах нет единой точки зрения на политику Трампа. Часть истеблишмента и аналитиков считают, что за торговой войной, которую затеял президент, стоит попытка выполнить предвыборные обещания. В 2016 году Трамп поставил невыполнимую задачу значительно увеличить объём промышленного производства в стране.
Благодаря этому, как вполне логично рассуждал президент, будут защищены интересы отечественного производителя, простые американцы получат новые рабочие места. А синергетический эффект от протекционизма поможет сократить уровень бедности.
Сторонники Трампа склонны считать, что глава Белого дома является отцом «новой индустриальной революции». Например, утверждается, что рост цен на китайские товары привёл к потере их конкурентных преимуществ.
По этой причине Америка может найти других поставщиков, либо запустить собственное производство отдельных товарных групп
Однако достаточно широко распространены в Соединённых Штатах иные взгляды на политику постояльца Овального кабинета. Противники Трампа указывают, что торговая война не улучшит ситуацию в промышленном секторе США. Львиную долю товаров, которые поставляет Китай, попросту не заместить американскими аналогами из-за высокой стоимости рабочей силы в стране.
Хрупкий компромисс
Несмотря на тяжёлый характер американо-китайских переговоров и перенос саммита лидеров двух государств, на сегодняшний день сторонам удалось достичь определённых компромиссов. На это указывает тот факт, что по результатам седьмого раунда переговоров (21 по 24 февраля) Лайтгайзера и Лю Хэ Трамп решил отложить запланированное на 1 марта повышение пошлин на товары Поднебесной стоимостью порядка 200 миллиардов долларов.
По информации обозревателя «Коммерсанта» Александра Габуева, Вашингтон и Пекин завершают согласование новой схемы торговых отношений, которая прекратит «войну», причём в основном в пользу Соединённых Штатов и лично Трампа.
В частности, КНР соглашается с необходимостью сокращения торгового дефицита США.
В связи с этим Пекин увеличит закупки американских сельхозпродуктов, углеводородов и высокотехнологичного промышленного оборудования
Также китайские власти обязуются принять дополнительные меры по защите американских коммерческих интересов в КНР. Они будут прописаны в законе о защите иностранных инвесторов, который в скором времени примут в Поднебесной. Взамен Вашингтон отменяет поднятые в 2018 году пошлины. Тем не менее, нельзя утверждать, что Китай окажется проигравшей стороной.
«Закупать больше сои и сланцевого газа в США китайцы и так давно готовы, а возможность для американских компаний получать контроль в СП с китайскими игроками (но не сам отказ от принципа СП) обсуждалась еще в бытность президентом Барака Обамы. Зато Китай не будет сворачивать свою программу развития промышленности «Сделано в Китае-2025» (о ней просто дипломатично перестали говорить) и программу развития искусственного интеллекта», — пояснил Габуев.
Окончание торговой войны не приведёт к завершению экономического и уж тем более геополитического противостояния двух держав. Пекин известен склонностью находить лазейки, чтобы не соблюдать связывающие ему руки соглашения. Также крайне сомнительно, что Китай откажется от практики промышленного шпионажа, которая всячески поощряется на государственном уровне.
В то же время торговая сделка, которую заключит Трамп и Си Цзиньпин, свидетельствует об огромной взаимозависимости двух держав, которая сложилась за последние десятилетия. Вашингтон и Пекин не заинтересованы в потере существующих рынков, хотя и мечтают о военном и экономическом ослаблении друг друга.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости