Новости – Политика












Политика
Продавцы в воздухе

Су-35 во время тренировочного полета в рамках Международного авиасалона МАКС-2013 в Жуковском. Фото: Марина Лысцева / ИТАР-ТАСС
По оценке экспертов, Россия до 2016 года будет лидером по экспорту истребителей, хотя наибольшую выручку от продаж получат США
27 августа, 2013 13:38
2 мин
Россия является главным экспортером многофункциональных истребителей в мире, хотя при пересчете проданных самолетов на деньги уступает ближайшему сопернику — США. Третье место по мировому экспорту истребителей занимает Китай. Такие данные содержатся в опубликованном в день открытия традиционного авиасалона МАКС в Жуковском докладе Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). По этой оценке Россия будет оставаться лидером на рынке торговли боевыми самолетами, по крайней мере, до 2016 года.
По сведениям ЦАМТО за период с 2009 по 2012 год Россия экспортировала 224 новых истребителя на сумму около $ 9 млрд, а в период с 2013 по 2016 год поставит еще 148 боевых машин стоимостью $ 8,1 млрд. Отмечается, что прогноз является ориентировочным, он учитывает еще не завершенные тендеры и заявленные намерения. Кроме того, могут быть перенесены сроки поставок по уже заключенным контрактам.
Для сравнения США за тот же период должны продать 329 современных истребителей на $ 31,1 млрд. Китай поставит в другие страны 187 самолетов на $ 3,7 млрд, Великобритания заработает $ 12,1 млрд за 84 боевых машины, а Швеция — $ 2,1 млрд за 33 истребителя.
В прогноз по России включены плановые поставки двадцати четырех МиГ-29М/М2 в Сирию, двенадцати Су-30МК2 по контракту с Вьетнамом, двадцати четырех Су-35 по ожидаемому контракту с Китаем и шести МиГ-29М2 в Сербию, если Белград получит российский кредит на военные закупки.
В период с 2001 по 2005 год Россия продала 331 боевой самолет, а США — 286, отмечается в докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). По его же данным в период с 2005 по 2009 год Россией были поставлены 219 единиц авиационной техники, в то время как США экспортировали 341 машину. На боевые самолеты приходится треть мировой торговли оружием, а лидирующие позиции среди покупателей занимают Индия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль, говорится в докладе.
Россия действительно занимает первое место в мире по количеству поставленных истребителей, говорит директор ЦАМТО и главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Другое дело, что США имеют больше контрактов полного жизненного цикла авиатехники, поэтому их доходы от продаж более весомы, рассказал он «Русской планете».
отмечает эксперт.
В будущем лидерство России в этой области может быть закреплено с помощью контрактов на азиатском рынке, поясняет Коротченко.
Крупнейшим покупателем Су-30 является Индия. Кроме закупок товарных партий, она по лицензии строит сто СУ-30МКИ. После 2016 года планируется совместная программа по производству истребителя пятого поколения T-50 (ПАКФА).
«Одним из первых покупателей Су-35 может стать Китай. Он не сможет сам делать такие самолеты, одним из условий будущего контракта является соглашение не клонировать данные машины», — описывает ситуацию на рынке директор ЦАМТО.
Россия действительно обгоняет США на рынке боевых самолетов, если учитывать контракт с Индией на лицензионные Су-30, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Это очень большой контракт, который поможет России резко увеличить свой экспорт. Хочу отметить, что Китай сейчас покупает наши самолеты не в слишком большом количестве — они если и нужны ему, то для копирования, а не для полетов», — рассказал военный эксперт «Русской планете».
При этом, чтобы сохранить лидирующие позиции, России не следует делать ставку на разработку истребителей пятого поколения, повторяет Храмчихин: «Конечно, не могу сказать на сто процентов, но есть подозрение, что это тупиковая ветвь развития. США сделали ставку на самолеты пятого поколения и никак не могут вылезти из этой истории. Им придется сделать F-35, потому что у них нет альтернативы. Россия может воспользоваться этим, если займет нишу улучшенных самолетов четвертого поколения, которые более востребованы, потому что дешевле. При этом я бы не сказал, что они сильно хуже самолетов пятого поколения».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости