Новости – Политика
Политика
Обороноспособность и воровство несовместимы
На строительной площадке космодрома Восточный. Фото: Игорь Агеенко / ТАСС
Депутаты предлагают приравнять к госизмене преступления в сфере ОПК
19 октября, 2015 19:30
10 мин
Депутат Государственной думы Евгений Федоров занимается подготовкой закона о внесении изменений в Уголовный кодекс России. Они предусматривают выделение в особый вид преступлений, связанных с государственным оборонным заказом, строительством и эксплуатацией стратегических объектов оборонно-промышленного комплекса, а также ужесточение ответственности за подобные преступления. Евгений Федоров объясняет необходимость появления такого закона тем, что кражи и мошенничество в сфере ОПК наносят ущерб обороноспособности страны, поэтому здесь необходим особый подход со стороны уголовного права.
Так, депутат предлагает выделить преступления на стратегических стройках и при исполнении гособоронзаказа пунктами в ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», ст. 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», ст. 159.2 «Мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения», ст. 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения», ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств», ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения», ст. 304 «Провокация взятки или коммерческого подкупа», ст. 292 «Служебный подлог» и ст. 293 «Халатность».
Во всех этих статьях предлагается особо прописать их применение именно в случаях, связанных со стратегическими стройками или гособоронзаказом, а наказания, предусмотренные за нарушение закона в этой сфере, — штрафы и сроки заключения — должны быть повышены на 30–40% от максимально установленных на данный момент.
Формальным поводом к этому стала ситуация со строительством космодрома Восточный. При возведении объекта было украдено более 5 млрд рублей, выделенных государством, сейчас в производстве находится 20 уголовных дел. Получили широкую огласку и случаи невыплаты заработной платы строителям. Другая нашумевшая история того же ряда — дело «Оборонсервиса». Однако, по мнению экспертов, ужесточения ответственности за совершение подобных преступлений может оказаться недостаточно. Дело в том, что угроза наказания и сегодня не останавливает коррупционеров и воров в сфере обороны, а очень часто виновные и вовсе уходят от ответственности. Проблема является уже неотъемлемой частью самой системы — не только ОПК, но и самой вертикали власти. Решать ее нужно в том числе и на кадровом уровне, и на уровне конституционной реформы. Но начинать нужно с малого.
Бывшая глава департамента имущественных отношений Министерства обороны России Евгения Васильева у Пресненского суда Москвы. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Воровать — значит проиграть
Депутат Государственной думы Евгений Федоров в разговоре с «Русской планетой» уточнил, что работа над текстом упомянутого выше закона будет закончена через неделю, затем документ направят в Верховный суд и правительство. Как только эти инстанции дадут свое заключение, законопроект будет внесен в Государственную думу. Последней каплей действительно стала история с космодромом Восточный, но надо смотреть на ситуацию шире, поясняет депутат: сейчас, когда объявлены антироссийские санкции, происходит агрессия против России, вопросы обороны стоят на первом месте.
«Не хочу сказать, что мы должны действовать по законам военного времени, но этим вопросам, конечно, должно уделяться особое внимание, более высокое, чем к коррупционным проявлениям в других сферах нашего народного хозяйства. Именно поэтому мы предлагаем системно ужесточить ответственность за коррупционные преступления в оборонной сфере», — подчеркивает депутат.
Говоря об эффективности предлагаемой инициативы, Федоров отмечает: закон в первую очередь должен дать сигнал потенциальным преступникам, что сфера ОПК защищается особо. Таким образом, коррупционеры теперь дважды подумают, прежде чем решиться на реализацию коррупционных схем именно в сфере ОПК.
«Если говорить вообще о методах борьбы с коррупцией, то тут, конечно, нужно проводить конституционную реформу, менять принципы организации власти, вводить идеологию в Конституцию и многое другое. Очевидно, что коррупция в России — это элемент государственного управления, и избавиться от нее можно, только поменяв сами принципы государственного строительства, заложенные в нашей Конституции», — полагает Евгений Федоров.
Парламентарий и его единомышленники поддерживают идею о конституционной реформе, но в данной ситуации речь идет о тактическом вопросе. Как говорит Федоров, если РФ уничтожат в силу слабости военной сферы, тут уже никакая конституционная реформа не поможет. Вопрос тогда в том, почему у людей, работающих в такой стратегически важной сфере, нет понимания, что воровать в ОПК означает проиграть в условной войне.
«Я думаю, у них есть понимание, что воровать означает выиграть в личном плане, потому что все ворованное везется в Лондон. По скромным подсчетам, в Лондоне находятся около 100 тысяч коррупционеров. Это система, по такому принципу отбираются многие должностные лица, поэтому многие отказываются от некоторых должностей, потому что не хотят попадать в эту систему. И вы не сможете добрым словом переубедить человека, который сознательно шел на эту должность, чтобы воровать: он этого делать не перестанет», — констатирует Федоров.
Депутат Государственной думы РФ Евгений Федоров во время видеомоста Москва — Киев «Евразийский выбор: Украина-2013». Фото: Елена Никитченко / ТАСС
В таком случае надо изменить принцип государственного устройства, вертикали власти, и, хотя предлагаемый законопроект не меняет систему, он повышает ответственность и призван не допустить коррупционеров в некоторые отрасли. Парламентарий прогнозирует, что в процессе рассмотрения законодательная инициатива встретит противодействие.
Необходимые меры
Со своей стороны, член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков считает, что в правовом поле РФ достаточно мер административного и административно-правого воздействия, существуют и дисциплинарные меры. Кроме того, президент также обладает довольно широкими возможностями.
«Средств достаточно, и выдумывать ничего не надо — в законодательстве уже прописаны меры наказания. Почему получается, что виновное лицо уходит от ответственности? Зачастую бывает так, что решение об уголовной ответственности того или иного лица зависит не от следователя или прокурора, а от других лиц исполнительной власти или кого-то еще. Следователи ждут отмашки, и дело никто не возбуждает», — рассказывает Юрий Синельщиков.
За последние время, по данным Синельщикова, за исключением громких скандалов, чиновники из оборонной сферы редко получали реальное уголовное наказание в виде лишения свободы. В основном это были случаи, связанные со взяточничеством и халатностью.
«У нас говорят, что чиновники нечестные, но проблема не в этом, а в том, что они безответственные — даже на высшем уровне. Если послушать, о чем они говорят в кулуарах, помимо работы, их беспокоит не страна и не народ, а какая погода нынче на курортах и какую лучше приобрести яхту. Наверное, руководству нашей страны не хватает жесткости, но это мое субъективное мнение», — делится Синельщиков.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков соглашается с Евгением Федоровым: ужесточать ответственность за преступления в сфере гособоронзаказа и строительства стратегических объектов необходимо, что в какой-то мере исправит ситуацию, но не это главное.
«Главное — кадровая политика. Нужен закон в отношении руководителей, вводящий ответственность за неэффективную кадровую политику — речь о назначении на должности неквалифицированных и некомпетентных людей, причем предусматривающий уголовное наказание лиц в самых высших органах управления», — убежден Сивков.
Военный эксперт соглашается с тем, что нужно строго наказывать за воровство в сфере ОПК. По его мнению, в РФ действует адекватное законодательство в этом отношении, но дополнительно надо законодательно закрепить и то, что коррупция в сфере обороны и безопасности приравнивается к государственной измене. Параллельно, по его мнению, следует ужесточить законодательство в сфере наказания за госизмену, заменив 15 лет на пожизненный срок.
«Дело в том, что это преступление, которое ставит под угрозу существование нации. Причем понятие "госизмена" должно касаться не только вопросов разглашения гостайны или содействия иностранному государству, помощи в проведении враждебной деятельности в РФ, но и практических действий, направленных на подрыв обороноспособности страны. Тогда, в частности, действия Анатолия Сердюкова и его команды попали бы в категорию госизмены», — заключает Константин Сивков.
Таким образом, с одной стороны, несовершенно российское законодательство, с другой стороны, несовершенна и сама система власти. Слом коррупционных схем и приход истинных патриотов во власть — это поэтапная работа, которая должна вестись на всех уровнях. Логично, если она начинается с оборонной отрасли, от благополучия которой зависит будущее России.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости