Мнения и люди
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Мнения и люди
Русская планета

От образования останется только название

Мнения и люди
Ольга Четверикова
23 мая, 2016 13:29
7 мин
Первая версия форсайт-проекта «Образование-2030» была разработана еще в 2010 году, тогда же, когда общественности был представлен нашумевший трансгуманистический проект «Форсайт-детство – 2030», который в силу протеста тогда еще хорошо организованной родительской общественности был отклонен. Зато в его тени созревал форсайт-проект «Образование-2030», о котором тогда никто не знал. Версия 2010 года была разработана центром новых образовательных технологий «Метавер» и опубликована в мае 2011 года. Директор центра Дмитрий Песков позже возглавил группу «Молодые профессионалы» в АСИ, которая продолжила проектировать образование будущего.
«Метавер» прописал главные направления. Образование тут рассматривается как «инструмент влияния на глобальном рынке». Трансформация его происходит в четыре этапа и завершается «сломом/ликвидацией традиционных моделей образовательной системы». 2017–2022 годы – ключевой период для замены роли государства и профессионального сообщества бизнес-возможностями нового сектора.
В 2010–2030 годах происходит «сворачивание» школьной системы, расширится разрыв между «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями, утверждается внесистемное образование, множество форм обучения, появляются учителя-непедагоги, осуществляется международная сертификация и трансформация ЕГЭ. Государство теряет стратегическое влияние на школу, удерживая только хозяйственные и административные функции, все определяет работодатель. Традиционная школа остается для неудачников.
В вузах – тот же «культурный разрыв» между цифровым поколением студентов и менее продвинутыми преподавателями, переход качественных преподавателей в смежную деятельность. 2020 год – это момент пересмотра доминирующей модели вуза в связи с приходом к власти в них цифрового поколения. В течение 2010-х годов растут корпоративные университеты, и транснациональные корпорации начинают доминировать на глобальных рынках корпоративного образования. Происходит конвергенция бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний (альянс лидеров рынка бизнес-образования и консалтинга), а также конвергенция бизнес- и личностного образования. Происходит взрывное развитие поствузовского личностного образования.
Что касается новых технологий, то, поскольку к 2016 году 90% населения присутствует в интернете, в 2018–2020 годах будет введен обязательный универсальный идентификатор личности в Интернете. К 2022-му вся поддающаяся оцифровке информация будет храниться в Сети и доступна из любой точки планеты, что приведет к принципиальному пересмотру моделей управления знаниями (наукой, образованием и архивами). К 2015–2020 годам массовое использование когнитивных технологий для установления прямой связи между нервной системой и компьютером приведут к разделению («психоразрыву») между пользователями и непользователями, начнется Вторая психоделическая революция и появятся «протоколы прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть».
Итак, уже в первой версии форсайт-проекта «Образование-2030» был изложен готовый план полномасштабных перемен, но осознать значение их простому человеку сложно, поскольку авторы проекта сознательно сохранили ключевые, понятные всем традиционные термины – «образование», «школа», «вуз», которые просто наполнены совершенно другим содержанием. В результате от образования должно остаться только название, так как конечный этап – это «самораспад или пересборка образовательных систем под реальность постинформационного общества».
В 2013 году АСИ и Московская школа управления «Сколково» подготовили уже вторую версию форсайт-проекта «Образование-2030», а также «Форсайт компетенций – 2030», которые были разработаны в ходе теплоходной поездки по Волге 500 бизнесменов, чиновников и других «креативных» деятелей и представлены как «общественная» стратегия.
Новая версия является гимном глобализации. Здесь четко указано, что глобализация предъявляет глобальные требования к работникам и стандартам подготовки, при которых на российский рынок образования приходят международные провайдеры. Утверждаются онлайн-решения, «гибридная» педагогика, несистемное образование, рост индивидуализации и игрового компонента в образовании. В качестве ключевых технологий указаны «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «использование биологической обратной связи», имплантаты, «генетические профили», «фармакология для обучения».
К 2025 году в стране произойдет фрагментация школьной системы на элитные, массовые и отстающие школы. Ставка делается на две новые страты – «компетентных» родителей и директоров продвинутых школ. Новыми кадрами будут не учителя, а наставники. Особое внимание уделяется рынку детских образовательных сервисов, которые будут замещать школьное образование. Речь идет об эффективном родительстве, легализации детского труда («игработы») и др.
Что касается высшей школы, то тут основные направления – это элитарность присутственного обучения, работа на локальный заказ, практикоориентированность образования, государственная поддержка фундаментального образования (но оно не для всех). И здесь происходит дифференциация, так как вузы, как и школы, делятся на три группы – для простых и элиты: «университет для миллиарда» (многопользовательные курсы, международная сеть профессиональных-личных контактов, возможности встраивания в международный рынок), традиционные вузы и университет для одного (предельная индивидуализация обучения). Так что и среди вузов будут лидеры, середняки и отстающие.
В разработанной тогда же «Карте образования – 2030» указываются, например, следующие темы и направления, которые должны реализоваться в течение ближайшего десятилетия: «патенты на гены» (смогут ли человеческие гены стать предметом патентования?), «игры с вечными ценностями» (виртуальные онлайн-игры, формирующие ценности личности), «дети планшетов» (появление в школах детей, имеющих проблемы различения реального и виртуального мира), «массовые нейроинтерфейсы» (дешевые устройства ввода/вывода через электроэнцефалограммы и системы биологической обратной связи), «всем в ухо» (миниатюризация и «оестествление» компьютерных устройств ввода/вывода, отказ от компьютеров как специальных объектов), «школа как игровое пространство» (непрерывная игра для дошкольников и младших школьников с использованием технологий дополненной реальности), «культура самостоятельности» (законодательство, регулирующее ранний интеллектуальный труд – с 10 лет), «универ в утробе» (программы развивающей беременности: ребенок получает знания и навыки в утробе), «наши общие дети» (глобальная унификация стандартов школьного образования), «интерактивные преподаватели-симуляторы» (пользователь не знает, является ли преподаватель человеком или искусственным интеллектом), «алмазный букварь» (учебник со встроенным искусственным интеллектом, который является персональным тьютором, отвечающим индивидуальным требованиям учащихся), «айпад-дети получают право голоса» (выросшее поколение iPad-детей делает запрос на другой раунд образования), к 2030–2035 годам – «дети на заказ» (начинают появляться элитные генные наборы для детей) и пр.
Поделиться
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ