«Задача – чтобы государство и граждане увидели новый бизнес»
«Задача – чтобы государство и граждане увидели новый бизнес»

Премия «Немалый бизнес» - о том, как конкурировать в непростых условиях

Уже завтра, 6 февраля, в Москве состоится торжественное вручение наград национальной премии «Немалый бизнес». «Русская Планета» в рамках блиц-опроса разузнала у создателей премии «Немалый бизнес», почему бизнесу уже не выгодно конкурировать друг с другом, какая судьба ждёт малое и среднее предпринимательство в России, и какие они – предприниматели будущего.

- Что побудило Вас учредить национальную премию в области предпринимательства и какую цель как омбудсмен Вы для себя ставили?

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей:

Премия очень важна и для тех предпринимателей, которые уже достигли успеха, и для тех, кто ещё не может похвастаться значительным успехом в бизнесе: премия даёт мотивацию, а значит, стимул расти и развиваться. И, наконец, это очень важно для страны. Россия должна знать, какое оно – новое поколение бизнесменов.

- И какое оно?

Предпринимательство сильно изменилось за последние годы. У него за плечами уже нет тяжёлого наследия 90-х, как мы помним, в те времена бизнес не всегда был прозрачным. Нынешнее поколение уже не знает об этом, они начинают с чистого листа. Действуют по другим правилам – не стараются отнять у других или развивать свой бизнес за чужой счёт, они другие. И они намного более образованные - сперва проходят школу, изучают теорию, учатся лучшим мировым технологиям менеджмента, маркетинга и работы в интернете. И наша задача – сделать так, чтобы и государство, и люди в стране видели этот бизнес, признали его в качестве партнёра и поставили на него как на основную силу для развития экономики России. Для этого мы, к слову, решили сделать премию «Немалый бизнес» ежегодной.

- Почему так важно развивать культуру предпринимательства?

Андрей Ванин, «Деловая среда»:

Так она и сама по себе формируется, и она очень сильно эволюционирует. У нас долгое время вообще не было такого понятия, как предпринимательство. В 90-е годы, можно сказать, хлынул поток, и, мягко говоря, бизнес делали по-разному. Сейчас уже другая история: стало не модным копировать, производить контрафакт, уклоняться от белых схем. И наша задача – поддерживать такую культуру. Те люди, которые пропагандируют эти ценности, будут нести их сообществу в качестве амбассадоров. Главное – это понятие о том, что предприниматель – не просто бизнесмен, а основа экономики, и предприниматель может быть примером для подражания, хорошим, правильным героем для всех.

- Предприниматель будущего – какой он?

Михаил Дашкиев, сооснователь «Бизнес Молодости»:

Ключевой момент, чем отличается предприниматель будущего от предпринимателя нашего времени – отношение к конкуренции. Бизнесмен нового поколения уже не стремится бороться и уничтожать конкурентов. Конечно, конкуренция никогда не исчезнет, она будет всегда, но это будет конкуренция не с кем-то, а соперничество на уровне качества, сервиса и эффективности.

Как вы помните, 90-е годы были периодом войн, где главным драйвером была физическая сила. Качества предпринимателя прошлого, такие, как умение конфликтовать, идти по головам, сформировали образ бизнесмена как беспринципного человека, который добьется своей цели любой ценой, в том числе и кровью. Но нынешние предприниматели – они уже другие, выросли в иных условиях. Те, кто родился в 80-е, помнят 90-е, но времена были более спокойные. Мы стали транзитным поколением, так сказать. А те, кто родился ещё позже, в 90-е – они не знают, что такое рэкет, например, и как было раньше.  У них совсем иная модель мышления. Они не стремятся отвоевать кусок у соседа, а стараются развивать себя. Главный вопрос для них – как я могу стать лучше? Какие навыки мне стоит развить? Где можно научиться новому? Бизнес сейчас –зеркало, аватар предпринимателя. Если собственник ценит порядок – то и бизнес у него будет таким же.

Ещё сейчас модно кооперироваться, работать вместе. И мы показываем это на собственном примере. Несколько лет назад невозможно было представить себе «Синергию», «Бизнес Молодость» и других коллег за одним столом. А сейчас мы, конкуренты, работаем вместе, не боимся отмечать друг друга в социальных сетях, ходим на мероприятия к партнёрам. Это для нас и тренировка, и проверка, и символ сотрудничества.

- Почему предприниматель часто воспринимается как отрицательный персонаж?

Аяз Шабутдинов, основатель бизнес-сообщества «Like Центр»:

Так определяла культура, в которой нас воспитывали. У каждого поколения она своя. Например, моего прапрадеда учили, что нужно быть как все, не высовываться. В тех условиях это спасло его от репрессий и позволило сохранить жизнь. Я родился в СССР, и понятное дело, что общая установка была такой, что быть предпринимателем – это что-то плохое. Нам, поколению на сломе эпох, дали инструкцию, как жить в стране, но той страны вдруг не стало. Так что сломать это в голове крайне тяжело.

- Премия даст дорогу многим молодым предпринимателям. Не боитесь растущей конкуренции? И в чём она для Вас заключается?

Пётр Осипов, основатель бизнес-сообщества «Бизнес Молодость»:

Есть несколько стадий взаимодействия компаний и людей в бизнесе. Уровень первый - это война: когда я не доверяю, бью на упреждение. Такими были 90-е, война всех против всех. Второй уровень – конкуренция. Но что под ней понимать? На втором этапе компании понимают, что убивать друг друга уже не будут, но продолжают воевать, просто используя для этого иные инструменты.

То, что конкуренция – двигатель прогресса, это только так кажется. На деле, все немного сложнее. Если взять эпоху расцвета конкуренции, а это весь XX век, то это эпоха так называемых «оранжевых» организаций, которые сейчас, в XXI веке достигли пика своей индивидуальной эффективности. Да, конкуренция толкает вперёд, но цена может быть очень высока. Нынешний XXI век стал эпохой суперэффективных компаний, но урон, который они нанесли планете – катастрофичен.

Именно поэтому сейчас так важен следующий, третий уровень - сотрудничество. Это наиболее корректный и этичный способ ведения дел. Это как раз то, что мы сейчас переживаем на рынке образования. Здесь мы сидим вместе со своими прямыми конкурентами. Но это позитивно, и это хорошо, поскольку, кроме индивидуальных интересов, у нас есть и общие. Есть очень много областей, где нам выгоднее быть вместе. Сейчас в мире тренд на так называемые «бирюзовые» организации, где используются более гибкие методы, там нет такой жёсткой иерархии, в крупнейших мировых компаниях даже руководителей меньше, поскольку там и так работают взрослые люди, которые сами знают, что и как делать. Весь мир идёт к сотрудничеству, потому что это не просто этично, но и эффективно, и только так и нужно выживать.

- Любой ли может стать предпринимателем?

Само слово «предприниматель» несёт в себе некий код. Мы понимаем его просто как собственника, владельца бизнеса, но это понятие устарело. Предприниматель – это тот, кто предпринимает. Им может быть любой человек, который обладает определённым ценностным кодом, который хочет изменить и улучшить что-либо вокруг себя. Дворник тоже может быть предпринимателем, как и любой человек, ведь это не юридическое понятие, а, скорее, психологический статус. И в этом смысле нашей стране очень сильно не хватает предпринимателей в широком смысле этого слова.

Как думают люди? Что где-то там есть какие-то предприниматели, вот пусть они и предпринимают, а я нахожусь здесь, и ничего не могу. Можете! Культура предпринимательства в том и заключается, что ты можешь предпринимать на любом месте, где бы ты ни находился. Бизнесмен ты, наёмный сотрудник – уже неважно. Мир стирает эти границы. Уже нет в чистом виде ни топ-менеджеров, ни сотрудников, а есть свои задачи, свои роли и своя, если хотите, «взрослость» и желание что-то менять.

- Что должно определять развитие малого и среднего предпринимательства в России, и какая судьба его ждёт?

Генеральный директор «Experum» Евгений Ларионов:

Как известно, сегмент МСП в российской экономике составляет 22%. В Европе и США этот показатель – выше 50%. Следовательно, малому и среднему предпринимательству есть куда расти. Это важно, поскольку именно на малом бизнесе держится экономика развитых стран. Это даёт более конкурентную экономику, появляется больше продуктов и товаров, которые идут в том числе и на экспорт. И развитие МСП в России может помочь нам перестать быть исключительно сырьевой страной, и ориентироваться на развитие наукоемких технологий.

- А какова роль вашей компании в этом процессе?

Моя базовая ценность - это развитие себя и людей вокруг. Эту ценность я реализую через предпринимательство. Я делюсь своим опытом – возглавляю ассоциацию менторов бизнес-школы «Сколково», и вхожу в число организаторов премии «Немалый бизнес». Необходимо передавать знания – для того, чтобы люди могли расти и развиваться, чтобы повышался их уровень благосостояния, а также навыки взаимодействия с другими людьми в рамках бизнес-сообщества. Предприниматели – это пассионарии, которым интересно всё новое. Их толкает вперёд любопытство и жажда открытий, и они ведут за собой всех остальных.

- С какими страхами и трудностями чаще всего сталкиваются начинающие предприниматели?

Григорий Аветов, ректор школы бизнеса «Синергия»:

Порой сложно разобраться, какая информация из всего многообразия, что можно найти сегодня по ведению бизнеса, полезна и корректна, а где человек просто пытается рассказать о том, как поднять бизнес, не понимая при этом, как его на самом деле поднимать. Второй ключевой страх – боязнь потерять работу и никогда больше на нее не устроиться, быть не в состоянии обеспечить себя и свою семью.  Это базовый страх любого предпринимателя в любой стране.

- А чего, на Ваш взгляд, не хватает бизнес-сообществу в России сегодня?

Не хватает яркой энергичной упаковки, привлекательной для всего сообщества. А главное – не хватает базовых ценностей, которые помогли бы выстраивать горизонтальные коммуникации между членами сообщества в целом.

- Чем для Вас интересна эта премия?

Павел Курьянов, предприниматель и продюсер «Black Star»:

У нашего бренда большая аудитория. И ей я хочу донести свою гражданскую позицию и позицию нашего бренда: так, чтобы люди вовлекались в предпринимательство, основывали свой бизнес, и руководствовались теми этическими кодексами взаимодействия, которых придерживается «Black Star».

Я очень рад, что мы приняли участие в этом проекте. Появилось ещё больше сил и энергии двигаться дальше. А ещё в планах донести свою концепцию до высших органов государственной власти, от президента до профильных ведомств. Это то, что мы хотим вложить в нашу страну. И да, мы готовы взять часть ответственности за её будущее.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Конкурсанты «Немалого бизнеса» поделились секретами успеха Далее в рубрике Конкурсанты «Немалого бизнеса» поделились секретами успеха«Русская планета» раскрыла стратегии участников проекта

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»