Отмена автора. Хогвартс остался без создателя, или дивный мир новой этики
В январе на экраны выйдет документальный фильм в честь 20-летия фильмов о Гарри Поттере. Фанаты вселенной вне себя от радости: создатели собрали вместе всех любимых героев, а в тизере юбилейного спецвыпуска вся обожаемая троица - повзрослевшие Гарри, Рон и Гермиона - премило делятся воспоминаниями и говорят, что за это время все стали друг для друга большой семьей.
Только вот мать, создавшую эту удивительную вселенную, эти ребятки видеть в фильме не пожелали. Разбираемся, как так вышло, что Джоан Роулинг, подарившая миру «Гарри Поттера», в юбилейном фильме оказалась не упомянута вовсе.
Культура отмены
Сам фильм снимала в ноябре американская компания HBO. Перед продюсерами был поставлен ультиматум: либо в фильме не будет Джоан Роулинг, либо вся милая троица в лице Дэниела Рэдклиффа, Эммы Уотсон и Рупетра Грина сниматься в картине откажется.
Причем, по слухам, громче всех против приглашения писательницы выступал именно Рэдклифф.
Говорят, заслуга Роулинг в том, что она смогла научить современных миллениалов читать книги. Что ж, детки выросли. Только усвоили они совсем не те уроки, которым учила их книжная серия о мальчике-волшебнике. В основе сюжета о Гарри Поттере - краеугольные сюжеты всей нашей христианской цивилизации: о непротивлении злу злом, о самопожертвовании, готовности отдать свою жизнь, чтобы жили другие. О предательстве там тоже было. И, похоже, современные детки поняли его на свой лад.
В ту пору, когда мать-одиночка Джоан Роулинг, измученная бытом и безденежьем, начала писать свои книги, небо было ярче, солнце - жарче, а за неосторожные высказывания в каких-то там интернетах ничего не было. Прошло 20 лет, и теперь все иначе. Сейчас на Западе в роли главного регулятора общественной морали выступает так называемая культура отмены, или cancel culture.
Говоря по-русски, бойкот. Причем не абы какой, а с полным вычеркиванием человека из активной социальной жизни. Помните, как всемирно известный кутюрье Джон Гальяно позволил себе сказать что-то про евреев, будучи сильно поддатым? Он мгновенно лишился работы в доме Christian Dior, с ним отказались сотрудничать абсолютно все модные агенты. И это несмотря на все регалии и последующие извинения. И не важно, что его коллекции для Dior были лучшими.
А помните, как в Twitter забанили не абы кого, а самого президента Соединенных Штатов Америки, Дональда нашего Трампа?
А как Кевина Спейси, заблудшую душу, обвинили в харрассменте, и даже признание актера в том, что он гей и в юности подвергался насилию, не спасло ситуацию. Его мало того, что выгнали из «Карточного домика» и всех кинокартин, что были в работе (даже отснятые!). Так еще и иск впаяли - мол, это из-за тебя у нас потом все эти картины провалились в прокате.
Социальная смерть - так можно кратко описать то, что происходит с человеком после того, как по нему пройдется каток cancel culture. И если вы думаете, что это касается только известных персон, то ошибаетесь. Паренек Аллен Арментраут в форме Конфедерации, дежуривший у памятника Роберту Ли, приговоренного к сносу леваками, лишился своих аккаунтов в соцсетях (их пришлось удалить из-за лавины проклятий), работы и шанса учиться в университете.
А судьи кто?
Традиция бойкота членов общества, нарушивших негласные правила общежития, в общем-то, не нова. Но именно сейчас она превратилась чуть ли не в новую религию, а заодно - и в главный инструмент, который используют представители «новых левых» для достижения своих целей.
Новую этику проповедуют всевозможные организации по защите прав меньшинств, от сексуальных до каких угодно, включая мигрантов, беженцев, проституток и прочих, включая педофилов - да, на Западе это уже постепенно готовят к принятию как социальной нормы. Таких людей даже в избалованном и испорченном толерантностью американском обществе не то что бы много. По крайней мере, не так много, как кажется. Однако ведут они себя на редкость агрессивно и слаженно, создавая видимость действительно серьезной силы, с которой нужно считаться.
И вот уже ни один сериал не обходится без темнокожих актеров - причем в тех ролях, где по сюжету, если речь идет об экранизации, это должен быть представитель европейских народов. Даже в семейных фильмах и сериалах появляются сцены однополой любви, а в детских мультфильмах описываются радости от гей-прайда.
Вот уже Олимпийский комитет сдался и махнул рукой, позволив небинарным спортсменам выступать за тот пол, в котором они себя «комфортно чувствуют».
Кто против?
Вся эта левацкая разношерстная компания, как думалось вначале многим, включала в себя также и феминисток. Потому что за борьба женщин тоже очень агрессивно борются, и не дай Бог на Западе попасть под каток прессинга какой-нибудь феминистской организации: культурой отмены дело не обойдется. Однако именно отношение к трансгендерам и к тем, кто, с утра проснувшись, вдруг осознал себя женщиной, разделило феминисток и прочих на два враждующих лагеря.
Феминистки (те, которые за права женщин, а не за уничтожение мужчин) беспокоятся, что с ростом числа небинарных, гендерфлюидных и прочих персонажей, биологическим женщинам становится все сложнее себя защищать. Например, в женский туалет может зайти осознающий себя женщиной насильник, и сделать свое дело (таких случаев уже немало). Или в женских тюрьмах: там еще опаснее.
Так вот, Роулинг, которая, к слову, считает себя умеренной феминисткой, позволила себе ироничное высказывание о «людях, которые менструируют» - так, согласно новой этике, нужно называть женщин: потому что вдруг она на самом деле не женщина уже? «Как называются такие люди, подскажите - вроде, слово было какое-то для этого», - ерничала в своем твиттере Роулинг, имея в виду слово «женщина», конечно. Этого хватило.
Потоки проклятий лились на писательницу денно и нощно. Джоан Роулинг обвинили в трансфобии - страшнейшем грехе Нового мира, и не помогли ни оправдания, ни извинения, ни расшаркивания в адрес ЛГБТ. Каток под названием cancel уже несся под откос, а у дома писательницы даже дежурил боевой отряд трансов с осуждающими плакатиками.
Произведение без автора
На сторону Роулинг встали феминистки, но вся плеяда молодых актеров, которые должны быть по гроб обязаны тете Роулинг за путевку в высшую лигу, от нее отвернулась. И лишь старые, «олдскулы» не испугались выступить на ее стороне - как Рэйф Файнс, например.
Когда стало известно, что HBO не пригласит в фильм создательницу вселенной, по сети пронесся масштабный флеш-моб в поддержку Роулинг, но не сработало. Видимо, ультиматум «звездного» мальчика Рэдклиффа оказался весомее. А также шанс заработать на труде писательницы кучу денег.
Увы: даже ее писательского таланта не хватило, чтобы донести до выросших миллениалов простые истины. И они ее предали, наполнив историю о бойкоте новым смыслом, чуть ли не библейским богоборческим, когда творение идет против своего создателя. Не по христиански как-то получилось, ребята.
Новая радужная этика и прогиб под коллективный ЛГБТ-обком оказались для Гарри, Роя и Гермионы важнее человека, создавшего их.
И последнее.
Не поленитесь, зайдите на страничку Джоан Роулинг в твиттере и поддержите ее. Ей это сейчас очень нужно. И ей пригодятся силы для новой борьбы. Кто знает, может быть, Джоан Роулинг войдет в историю не просто как женщина, научившая миллениалов читать. А как человек, научивший их думать.