Новости – Культура












Культура
Французское счастье Игоря Костолевского

Один из главных романтиков советского кино, празднуя 70-летний юбилей, вспоминает, как попал в театр, «перепутав его с баней». Какой была главная секунда в его жизни? Ответы в материале «РП»
10 сентября, 2018 18:55
11 мин
Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в семье респектабельного советского чиновника. Его папа, Матвей Матвеевич, занимал более чем ответственный пост, возглавляя стратегически важное советское предприятие с хлёстким названием «Экспортлес».
Когда Игорь появился на свет, отцу уже исполнилось 40 лет, матери, Витте Семёновне, было 38. Рос старший брат — Валерий. Семья была довольно далека от «кипучей театральной жизни». Симпатичный парнишка не помышлял об актёрской профессии. Не думали о ней и родители, полагавшие, что удел мужчины — найти призвание, приносящее уважение и стабильный доход.
Но картину «Опять двойка» можно было рисовать с юного Игоря Костолевского, поведение и учёба которого, мягко говоря, оставляли желать лучшего.
Если Вы читатель Русской Планеты, то до конца сентября можете воспользоваться партнёрским промокодом для покупки Ultra HD экшн-камеры для съёмок, которые никогда не сможете сделать телефоном! Положительный опыт использования камеры нашими журналистами описан в нашей статье «Камера для журналиста».
Ни один из воплощённых им впоследствии романтичных образов не выдаёт в актёре того отчаянного сорванца и несносного хулигана, которым он был в детстве и юности.
Валера был полным антиподом этого «юного исчадия ада». Он кропотливо работал над «сложносочинённым» чертежом, готовясь к сдаче проекта. В один из вечеров, вернувшись к работе, он к своему ужасу увидел, как на холсте красуется выведенная красными чернилами пятёрка.
Кто это сделал?! Вопрос риторический. И вот уже младший брат Игорь улепётывал, пытаясь спастись от «праведного гнева» старшего.
Не в восторге были от его дерзких выходок и в школе. Фамилия «Костолевский» то и дело фигурировала в списках на исключение за те или иные провинности. Логично было бы рассказать, как знакомство с искусством Мельпомены направило молодого человека на путь истинный, но не тут-то было!

В родной для актёра Театр имени Маяковского он впервые попал в качестве зрителя в те школьные годы, когда ученики начинают активно интересоваться сверстницами. На подростка, зажимающего свою спутницу на легендарном спектакле «Иркутская история», словно змеи, шипели зрители и администраторы.
Последние, в конце концов, не выдержали и попросили юного ловеласа покинуть зал вместе со своей возлюбленной. Гормональный прилив сыграл с молодым человеком злую шутку: на прощание он разразился громогласной тирадой, увенчав её словами: «Дерьмо этот ваш театр!».
Она прозвучала под восторженное хихиканье спутницы и возмущённые реплики зрителей. Юноша и предположить не мог, что с этой сценой судьба сведёт его на всю жизнь.
По окончании школы Игорь ступил на трудовой путь, поработав пару лет испытателем в Научно-исследовательском институте кварцевой промышленности. В 1966 году 18-летнего паренька занесло в инженерно-строительный, где он продержался до второго курса и ушёл под увещевания очередной пассии, полагавшей, что он похож на молодого Есенина.
На экзамене в школе-студии МХАТ, увидев глаза маститых экзаменаторов и услышав: «Чем удивлять будете?», он решит шокировать потенциальных педагогов раскрепощённостью, Костолевский лёгким движением небрежно снимет пиджак, расстегнёт пару пуговиц рубашки и…
— Молодой человек, вы вроде бы не в баню пришли! — прозвучит голос одного из членов приёмной комиссии. И напрочь собьёт кураж.
«Дубль два» будет лишь через год, когда Костолевский поступит в ГИТИС. Родители воспримут решение, как очередное чудачество сына, продолжение его мальчишеских выходок.
Их, закономерно, не впечатлят первые киноэпизоды, в которых промелькнёт сын. «Подумаешь, звезда!» — иронично скажет Валерка, увидев брата в бессловесной, хоть и пронзительной роли друга Сони Гурвич в фильме «А зори здесь тихие».
Отец будет осуждающе качать головой даже в тот момент, когда сын ворвётся на экраны на ослепительно белом коне в роли декабриста и кавалергарда Ивана Александровича Анненкова — одного из центральных персонажей фильма «Звезда пленительного счастья».

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»
«Мужчине нужна нормальная, понимаешь? Нормальная профессия», — будет веско говорить Матвей Матвеевич, не понимая, что, появившись на экранах в этой роли, сын уже обрёк себя на всесоюзную славу.
В Театре имени В. Маяковского, в то же время, не ладилось. Андрей Александрович Гончаров, являвшийся главным режиссёром с 1967 по 2001 год «в упор не видел» Костолевского, занимая его лишь в массовке.
— Не расстраивайся! – утешали его старшие коллеги. — Что не сыграешь в молодости, то доберёшь с возрастом.
То были 1970-е годы. До Великой Эпохи Интернета, когда популярность сможет обрести любой энтузиаст, благодаря удачно залитому ролику на YouTube или слаженной работе специалистов частной студии по производству видеоконтента, создающей и распространяющей созданную на экспертном уровне многопрофильную видеопродукцию, оставались десятилетия.
Живой легендой и кумиром поклонниц, дежурящих под дверью квартиры и у служебного входа в театр, Игорь Матвеевич Костолевский станет благодаря кино.
В 1977 году на телевизионные экраны выйдет «пронзительная история с трагическим началом» — шестисерийный фильм «И это всё о нём». В основу сценария положен одноимённый роман Виля Липатова, рассказывающий о трагической гибели молодого человека по имени Евгений Столетов — секретаря первичной комсомольской ячейки.
Структурно фильм, снятый в жанре детектива, состоит из трагедии и ретроспективы событий, предшествующих гибели Столетова. Их скрупулёзно воссоздаёт капитан милиции Прохоров, роль которого исполнил Евгений Леонов. Оказывается, что погибший юноша был не согласен с тактикой работы «спустя рукава» и выдавал 300% от нормы. Именно это стало причиной возникновения к нему закономерной антипатии со стороны Алексея Заварзина (Эммануил Виторган) — бывшего зэка, работающего в бригаде.
А дальше – как в песне Владимира Высоцкого: «Вот откопаем — он опять начнёт три нормы выполнять, начнёт стране угля давать — и нам хана».
Если фильм «И это всё о нём» стал милой сказкой советской эпохи, утратившей актуальность сегодня, то другие замечательные киноработы Игоря Костолевского смотрятся сегодня с огромным интересом.
В возрасте 30-ти лет актёр блистательно сыграет роль романтика-звездочёта, работающего учителем астрономии в румынской школе с «драконовскими порядками», установленными чопорной мадемуазель Куку (Светлана Крючкова).
Однажды случится чудо. В жизни Марина Мирою появится гостья, сошедшая с подножки столичного экспресса. Мона (Анастасия Вертинская) устала от изысков столичной жизни. Затаив дыхание, она будет взирать на светила, став главной звездой в жизни Марина. Но, как известно, ни одно небесное тело не отклоняется от своего пути. И всё вернётся на круги своя.

Кадр из фильма «Безымянная звезда»
А со звёздами кино мировой величины (Аленом Делоном, Куртом Юргенсом, Клод Жад) Игорь Костолевский сыграет в картине «Тегеран-43». Кино расскажет об отчаянной попытке фашистов выполнить операцию «Длинный прыжок». Её целью была ликвидация Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта в ходе переговоров в столице Ирана. Советский Джеймс Бонд — разведчик Андрей Бородин — противостоит возможной политической катастрофе в 40-е (а впоследствии и в 70-е) годы

В фильме, где самым трагическим образом складываются судьбы всех главных героев, звучит гимн любви — песня «Une vie d'amour» («Вечная любовь») в исполнении Шарля Азнавура и Мерей Матье.
Эта французская тема в какой-то степени «предвосхитит» счастливый брак Игоря Костолевского с обворожительной француженкой — актрисой Консуэло де Авиланд. На заре «нулевых» она оставит свою родину для того, чтобы жить с любимым человеком в России, являться его музой, которая однажды ускользнула от румынского звездочёта Марина Мирою.
Но в жизни случаются чудеса. И всё заканчивается лучше, чем в кино.
Впрочем, до этого счастливого момента ещё далеко. И Костолевский сыграет шикарные и запомнившиеся поклонникам его таланта роли.
Вот вам Игорь Волошин, актёр эвакуированного театра, рвущийся на фронт и заключающий фиктивный (но законный!) брак с девушкой, которая мечтает вернуться из эвакуации в родную Москву. Оля предпочитает погибнуть в родных стенах, чем умереть от малярии в Ташкенте. Между фиктивными мужем и женой возникает вовсе не фиктивное чувство (картина признана лучшим советским фильмом 1985 года).
Следователь Олег Муромцев в фильме «Вход в лабиринт» (одной из многочисленных экранизаций повести братьев Вайнеров «Лекарство против страха») будет искать ответ на вопросы, которые ставит перед человечеством изобретение лекарства, блокирующего импульсы страха. Имя ему «Метопроптизол».
Блестяще сыграв когда-то роль декабриста, Костолевский не менее интересно и удачно воплотит образ Александра I в новой, сравнительно недавней экранизации «Войны и мира».
Семьдесят лет… Для кого-то, как говорил когда-то Ростислав Янковский, это «пропасть, в которую заглянуть страшно». Но для Игоря Костолевского, пребывающего в идеальной творческой форме — всего лишь время для нового рубежа и творческих свершений.
Силы для них актёру даст его французское счастье с именем, романтичный отголосок которого, кажется, зашифрован во всех образах, воплощённых Игорем Матвеевичем на экране и в кино. Момент встречи с Консуэло актёр искренне считает главной секундой своей жизни, мимо которой ему пройти было никак нельзя.

Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Игоря Матвеевича Костолевского с юбилеем, желая счастья, неиссякаемой энергии и новых творческих побед!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости