Чулпан Хаматова. Отрешенная чистота
Чулпан Хаматова. Отрешенная чистота

Как отметит День рождения одна из самых загадочных и красивых актрис российского театра и кинематографа?

Дело было в Казани. В первый октябрьский день 1975 года Марина Хаматова подарила своему супругу Наилю малышку. Родители-инженеры придумали новорождённой самое романтичное из возможных имён. «Чулпан» в переводе с татарского — звезда. Она проявляется на небесном склоне первой, а уходит утром последней, захватывая часть рассвета.

Утверждать, что маленькая Чулпан с ранних лет удивляла артистизмом было бы неправдой. Девочка росла, скорее, интровертом. И разительно отличалась от своих сверстников тем, что могла долго оставаться без внимания родителей.

Любовь к прекрасному? Её прививала этой очаровательной малышке мама Марина Галимулловна, водившая дочь на концерты и в театры, на выставки и в музеи. Всё было здорово, но потом наступил…

Подростковый возраст

Тот, кто родился в середине семидесятых, пусть вспомнит в эти мгновения фразу драматурга Ивана Вырыпаева, очень точно характеризующую взросление и становление людей, появившихся на свет в этот период:

«Поколение, искавшее в воздухе кислород»

Не миновала «участь сия» и юную Чулпан, для которой подростковые годы оказались достаточно сложными. Девочка словно жила в противовес ещё не изжитым во второй половине 80-х советским лозунгам: «Выше! Сильнее! Быстрее!».

Была не отменена школьная форма. А уж в престижной физико-математической школе соответствие стандарту, шаблону было возведено в принцип. Требовалось жить «Как все». Но при этом уже «проросли» несправедливо проклятые и распятые сегодня «Перестройка» и «Гласность».

Именно этот период «заката советской эпохи» приоткрыл запретных доселе авторов, в творчество которых влюбилась Чулпан. То были Михаил Булгаков и Николай Бердяев. Зачитываясь их трудами, Хаматова стремилась совершенно безобидно демонстрировать индивидуальность, которой сегодня никто из педагогов особо не воспротивился бы.

Рваные джинсы. «Пронзительно весёлый» головной убор оранжевого цвета, напоминающий чалму, по которой Чулпан можно было узнать за версту.

И такая «дикость» в советской школе?

Днями и вечерами «диссидентка» Чулпан зачитывала до дыр журнал «Иностранная литература», который выписывала её тётя. Девочке не понравилось в спортивной секции по фигурному катанию. Но только лишь потому, что там нужно было становиться первой: «Выше! Сильнее! Быстрее!» — а ей вовсе не хотелось соревноваться.

Чулпан тянуло туда, где конкуренции не может быть по определению. Речь о плоскости самовыражения, настоящего творчества, построенного не по принципу ипподрома или «Фабрики звёзд». Ещё в детском возрасте Чулпан Хаматова открывала для себя миры всё ещё закрытые даже для большинства взрослых. И на уроках она вдруг стала отстаивать своё мнение по поводу творчества Александра Блока.

Угорающее (во всех смыслах и значениях этого слова) советское общество, восприняв Чулпан, как белую ворону, нещадно травило и травмировало её.

Школа всё ещё катилась по ржавым и расшатанным, но, тем не менее, существующим (и в принципе никуда не девшимся) накатанным советским рельсам. Раздражителем стали безобидные фенечки. Их Чулпан носила от запястий до плеч. Они почему-то вызывали истерику у подавляющего большинства «учителей». Пришлось снять. Рваные джинсы сменились не рваными.

А вот оранжевая «чалма» стала последним бастионом, который молчаливо, но отчаянно, не сдавала будущая знаменитость. Увидев её в коридоре в прежнем обличии, директор пришла в бешенство, потеряла контроль и орала на Чулпан, как безумная. Девочке было очень стыдно, что главный педагог школы настолько потеряла контроль, ругая учившуюся на отлично ученицу.

Руководителю учебного заведения нужно было что-то отвечать. Вежливо и покорно, снимая при этом чалму? Это значило бы признать поражение. Дерзко и грубо? Чулпан была вовсе не так воспитана. И она ответила молча… книксеном, после которого директор запнулась, выкатила глаза и, не найдя, что ответить, быстрым шагом удалилась в свой кабинет — листать дело «взбалмошной ученицы» в поисках телефона родителей.

Подумав, что произошло что-то страшное, мама Чулпан примчалась в школу.

— Вашу дочь необходимо показать психиатру! Пусть принесёт справку! — в лицо Марине Галимулловне выпалила директриса.

— Она что, на ваш взгляд… ненормальная?

— Именно! Именно ненормальная!

Сегодня в учебных заведениях, где сидели за школьной партой будущие легенды отечественной культуры, принято вывешивать на всеобщее обозрение мемориальные доски. Дескать, с такого-то и по такой-то год тут «грызла гранит науки» известная персона. Такая мемориальная доска размещена в школе, где учился «брат» — Сергей Бодров.

Вот интересно, есть ли она в казанской школе, где намеревались записать в сумасшедшие Чулпан Хаматову? И если да, то не по указке того ли самого боровшегося с чалмой педагога она установлена?

В итоге Чулпан приняла вид, который удовлетворял всех и отныне соответствовала стандартам. Но только «номинально».

Зла на учителей Чулпан Хаматова сегодня не держит, говоря, что благодарна им за «школу жизни» и понимая, что одним лишь провозглашением «Перестройки», на самом деле, перестроить общественное сознание за день было невозможно.

Свой круг общения девочка нашла именно в больнице

Разумеется, не в психиатрической. Чулпан росла болезненным ребёнком. И родительская попытка приобщить её к спорту была далека от намерения сделать из неё чемпиона. Просто девочка каждый год, как часы, заболевала воспалением лёгких.

В один из таких тоскливых больничных дней соседкой по палате оказалась студентка одного из вузов Казани. Её внутренний мир был удивительно похож на мир Чулпан. Именно она ввела «бунтарку» в круг своих знакомых, ставших для девочки-подростка друзьями.

В стены санатория психоневрологического интернета Чулпан всё же попала. Но только, как турист. Всё дело в том, что при Казанском университете, где училась её соседка по палате, существовал этот великолепный клуб мечтателей и романтиков под названием «КВАНТ». Когда Хаматова училась в 9-м классе, она обрела, наконец-таки, общество тех людей, которое было ей близко.

Юные путешественники, творческая молодёжь жили в палатках, а летом — в пустовавших интернатах для слабослышащих и страдающих от психоневрологических недугов детей. Они часто собирались и уходили к волшебной красоты развилкам Волги и Камы, где разводили костры. И готовили! Не только шашлыки, но и лекции-выступлени. Они были посвящены жизни и творчеству всемирно известных деятелей искусства и культуры, великим писателям, драматургам, музыкантам и художникам, композиторам, режиссёрам, артистам.

И каждый был обязан выступить в роли эдакого «неформального лектора», посвятив друзей и подруг в свой богатый мир, умещающийся на кончике спички, которой разводили костёр.

Надо ли говорить, что у Чулпан, изучившей от корки до корки подшивку журналов «Юный художник», «Юный физик» и, конечно же, альманах «Иностранная литература», было о чём рассказать?

Там, у костров, в низовьях Камы и Волги, она читала стихи Ахмадулиной, еще не зная, что прочтёт их много лет спустя в кадре, получив уникальное приглашение на роль Беллы Ахмадулиной в сериале «Таинственная страсть» о судьбе шестидесятников, снятом по произведениям Василия Аксёнова.

Она впервые чувствовала себя среди своих

Окончив школу, Чулпан приняла во внимание мнение родителей, вполне обоснованно полагавших, что специальность «Экономика и финансы» — является «путеводной звездой в счастливое будущее России». То был 1992-й год. И новая эпоха отчаянно нуждалось в квалифицированных кадрах.

Чулпан очень быстро убедилась, что «это не её» и покинула ошибочно выбранную «экономическую альма-матер», едва дотерпев до конца первого семестра. Далее её путь лежал в Казанское театральное, где одним из педагогов была известная по фильму «Место встречи изменить нельзя» актриса Юнона Карева.

Юнона Ильинична почти сразу убедилась в том, что девочка талантлива на деле, а не на словах, посоветовав штурмовать стены театральных вузов столицы.

Втайне мама Чулпан надеялась, что дочь… не поступит в ГИТИС. Хаматова росла в донельзя интеллигентной семье. Но… кто такая актриса в системе координат общества, проникнутого духом самой из консервативных религий мира?

С колокольни многих верных последователей Ислама между понятием «актриса» и словом, которым «величают» представительниц ещё более древней профессии стоит знак равенства.

Но Чулпан, вдохновлённая обучением у Юноны Ильиничны, буквально грезила возможностью учиться у самого Алексея Владимировича Бородина, возглавлявшего (и возглавляющего) Российский академический молодёжный театр, а также преподававшего (и преподающего, невзирая на солидный возраст) в ГИТИСе. Родители оставили ей самое дорогое из возможных прав. Право выбора судьбы. И не пожалели.

Всё случилось! Оценив таланты казанской девочки, Алексей Владимирович принял её на курс, имея предчувствие, предощущение, что именно Чулпан Хаматова, станет одной из его лучших и наиболее известных учениц.

…Всероссийскую известность ей принесло, конечно же, кино. Путь был тернист и даже по началу «увенчан» предложением бросить профессию, которое последовало от режиссёра, фамилию которого мы опустим.

Фильм «Время танцора» режиссёра Вадима  Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе принёс 22-летней выпускнице ГИТИСа (ныне – РАТИ) «Нику» за лучшую женскую роль. Эта картина утвердила актрису в профессии раз и навсегда. Про что кино? Гражданская война окончена. Её участники вернулись домой. Среди них есть выигравшие и проигравшие. И надо бы жить дальше. Вот только как?  Ведь пролиты реки крови.

Чередой шли успешные театральные работы в «Современнике», куда актрису пригласили после года работы в молодёжном театре, где у нее была всего одна роль Дуни Раскольниковой в «Преступлении и наказании». Чулпан Хаматова воплотила роли Катерины в «Грозе», Ирины в «Трех сёстрах» и… Клеопатры в «Антонии и Клеопатре». Мыслимо ли? И это в двадцать с небольшим лет.

А дальше была великолепная роль в культовой картине «Страна глухих» Валерия Тодоровского.

Скрывающаяся от кредиторов своего друга Алёши, промотавшего деньги в казино, Рита проникается мечтой укрывающей её от преследования танцовщицы по имени Яя. Проводящая вечера у шеста девушка твёрдо знает: где-то есть Страна глухих. Там нет мафиозных стычек. Царят справедливость и добро, попранные в 90-е годы, гимном которых и является этот фильм.

Успех работы превзошёл ожидания. Чулпан Хаматову, эту «местную сумасшедшую» из Казани, как «величали» девочку её «учителя», с нетерпением ждали в «Театре Луны», «Независимой антрепризе», в других местах, где уже никто не сомневался в её таланте.

Она появлялась в фильмах, вошедших в историю национального кино. В тех картинах, где требовалось это «варево» из бесконечной женственности и утончённости, которые каким-то немыслимым образом сочетаются с несгибаемым внутренним стержнем из стали. Он ощущается в этой актрисе.  

Впереди будут роли, к выбору каждой из которых Хаматова подходила, тщательно выбраковывая ересь, порнографию и фальшь, отвергая категорически не понравившиеся или не стоившие внимания сценарии.

Подарив жизнь своим дочерям, «трём сёстрам», старшей из которых уже 16, а младшей всего 8 лет, Чулпан Хаматова всей душой радеет за спасение детей, страдающих от страшных онкологических и гематологических недугов.

Она является одним из ключевых (вместе с актрисой Диной Корзун) соучредителей фонда «Подари жизнь». За первые три года существования общая сумма средств, собранных и, что важно, ушедших на благотворительные нужды, пробила полумиллиардную отметку (₽).

Изысканные фондом средства (вопреки распространяемому злыми языками мнению) уходят не в карманы основателей благотворительного проекта. Они поступают в качестве адресной помощи больницам и конкретным пациентам.

Где же отметит День рождения актриса? Думается, что она не изменит традиции последних лет — праздновать среди маленьких пациентов хосписов, утративших, но получающих вновь, благодаря Чулпан Хаматовой и её проектам, шанс на выздоровление.

Такая история.

Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Чулпан Наилевну Хаматову с Днём рождения и вместе с поклонниками её таланта предвкушает появление новых замечательных ролей в театре и кино!

«Жизнь прекрасна!». Михаил Швыдкой отметил юбилей новым спектаклем Далее в рубрике «Жизнь прекрасна!». Михаил Швыдкой отметил юбилей новым спектаклемПоздравить именинника в Театр мюзикла пришли многие актеры и политики

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»