Спецпроект: Семья 1.0 – Семья в эпоху «Домостроя»
7 мин чтения
Спецпроект: Семья 1.0 – Семья в эпоху «Домостроя»

Не первый год мы слышим, что традиционный институт семьи пошатнулся или, как минимум, претерпел за последнее время значительные изменения. Кризис семьи затронул практически весь мир, и Россия – не исключение. Так ли это на самом деле? 

Безвозвратно канули в лету те времена, когда русская семья была несокрушимой патриархальной скрепой, пронизывающей все дореволюционное российское общество — от венценосных особ до обитателей бедной крестьянской лачуги.

В лучших произведениях так никем и непревзойденных русских классиков Александра Островского и Льва Толстого, Ивана Тургенева и Антона Чехова представали многократно увековеченные впоследствии на сцене и в кино образы резидентов этих прекрасных, но, как оказалось позже, донельзя архаичных семей, архитектоника и философия которых была сокрушена в 1917 году.

Великая Октябрьская революция в подвале печально известного Ипатьевского дома расставила «точки над i», покончив не только с семьей последнего российского императора. Семья русская с ее формировавшимися и культивировавшимися столетиями ценностями, традициями и укладами, в эпоху коммунистического апокалипсиса была яростно заклеймена и объявлена «цитаделью моральной и социальной патологии».

Какой является российская семья сегодня? О создателях многодетных «ячеек общества» впору снимать кино, как о героях нашего времени. Государственные методы стимуляции рождаемости (пособия, льготы, выплаты и материнский капитал) можно назвать действенными лишь условно.

Отцы и матери, сестры и братья, дяди и тети одержимы вполне буржуазной идеей материального благосостояния и никогда не прекращающегося карьерного роста. Это сегодня. А что будет завтра? Ведь революция (пусть не кровопролитная Октябрьская, но куда более преобразующая – цифровая) уже сейчас стучит в наши двери, обещая всем и каждому новую жизнь в предлагаемых обстоятельствах стоящей у ворот великой эпохи блокчейна.

Какой будет эта жизнь в реалиях цифровой эры? И есть ли шансы на счастливое будущее у русской семьи, по соседству с которой существуют семьи других национальностей и вероисповеданий. Их традиции нерушимы, устои непреложны, и формировались они тысячелетиями. 

Сегодня мы представляем читателям первую часть материала о трансформации института семьи – «Семья 1.0» – о дореволюционной патриархальной семье, семье эпохи «Домостроя», о том, какое влияние она оказала на современную семью. О семье 2.0 читайте в 17 мая, а 19 мая выйдет статья о семье 3.0.

Семья 1.0. Домострой и традиции

Как указывал известный монархический автор начала прошлого века Н.И. Черняев, уже при появлении великорусского племени на исторической арене можно было подметить такие его отличительные черты, как энергия и «предприимчивость, дар устроения и организации, способность, сплотившись в одну артель, всецело подчиниться ее большаку». Эти качества и помогли ему создать из раздробленных древнерусских земель единое государство.

Дореволюционная российская патриархальная семья отличалась большим запасом устойчивости и воспроизводилась из поколения в поколение без видимых существенных изменений, предопределяя функционирование и воспроизводство, повседневную жизнь человека и общества в целом. Одни законы двигали человеком, иерархия социальных связей была понятна и не вызывала ни капли сомнения на любых жизненных этапах — с рождения и до самой старости. 

Главным сводом правил был домострой, сборник правил по семейным, хозяйственным и религиозным вопросам. В виде единого оформленного свода он появился в XVI веке и вобрал в себя практические советы по ведению быта – так, как это было принято на Руси. В наше время домострой кажется чем-то архаичным, некоторые рекомендации излишне суровы, в частности, подход к телесным наказаниям детей и женщин. Но, если присмотреться к домострою повнимательнее, в нем можно обнаружить главную отличительную черту: соответствие правил христианскому взгляду на мир. Главной «скрепой» семьи по домострою провозглашалась любовь – не расчетливая, а сердечная, истинно христианская. О домочадцах следовало заботиться, помогать слабым и тем, кто стоит ниже тебя в иерархии, включая слуг и «всяких бедных», относиться к ним следует с особой милостью. «Домострой» проповедовал идеал чистоты, бережливости, гостеприимства, взаимоуважения, порядка и семейной строгости. Названия отдельных глав этой книги говорят сами за себя: «Наставления отца сыну», «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем», «Похвала женам», «Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать».

Главной «скрепой» семьи по домострою провозглашалась любовь – не расчетливая, а сердечная, истинно христианская. О домочадцах следовало заботиться, помогать слабым и тем, кто стоит ниже тебя в иерархии, включая слуг и «всяких бедных», относиться к ним следует с особой милостью. «Домострой» проповедовал идеал чистоты, бережливости, гостеприимства, взаимоуважения, порядка и семейной строгости.

Тяжелые условия крестьянской жизни диктовали необходимость большого количества рабочих рук в семье. Чем больше семья – тем меньший объем работы выпадал на каждого ее представителя, и при этом общее благосостояние семьи повышалось. 

Традиция опираться именно на мужчину-кормильца и защитника исстари укоренилась в российской культуре. Россия была преимущественно аграрной страной, основным видом организации экономической деятельности в которой были крестьянские хозяйства. Землей в крестьянской общине наделялись только мужские души. Мальчик всегда считался будущей опорой семьи, в то время как дочери уходили из родительского дома в семью к мужу.

По нынешним меркам, 5 детей в семье – это очень много. А раньше такая семья считалась бы малодетной: средняя крестьянская русская семья включала 8-10 детей, иногда – 15-19. Крестьянские дети с самого раннего возраста приучались к труду. Особое внимание уделялось мальчикам: до 7 лет мальчиков воспитывала мать, а после подготовку их к будущей жизни брал на себя отец, передавал им свои знания и навыки, которые должны были помочь воспитать в маленьком мальчике будущего кормильца и защитника.

До 7 лет мальчиков воспитывала мать, а после подготовку их к будущей жизни брал на себя отец, передавал им свои знания и навыки, которые должны были помочь воспитать в маленьком мальчике будущего кормильца и защитника.

Схожим образом строились и дворянские семьи – с тем лишь отличием, что к тяжелому труду детей не приучали, они росли в окружении воспитателей и горничных. В дворянских семьях также был четкий патриархальный уклад: сильный авторитет старших, межпоколенческая солидарность, семья как безусловная ценность была на первом месте. Чем богаче была семья – тем больше кровных родственников жило под одной крышей, а значит, семья была сильнее.

Священный союз

Сфера семейных отношений (брачные и родственные) в дореволюционной России была поделена между церковью и государством. Государство регулировало имущественные отношения, личные находились под юрисдикцией церкви, которая сдерживала вмешательство государства в жизнь семьи и защищала ее автономию. Деятельность обоих социальных институтов была направлена на поддержание традиционных семейных ценностей. Государство постоянно делало попытки занять место церкви в жизни семьи и взять контроль на себя. 

В тех случаях, когда государство пыталось модернизировать семейное законодательство, оно сталкивалось с недовольством консервативно настроенного большинства граждан Российской империи, которое придерживалось традиционного патриархального уклада жизни. Сфера семейных отношений была непублична. Церковь считала брак таинством, имея в виду его особую природу. Любые нововведения воспринимались как посягательство на автономность семьи. Образцом семейственности для народа являлась царская семья.

Русская семья: архетипы и мифы

В Древней Руси понятие «вместе до гроба» понималось буквально, а процедуры расторжения брака не существовало. Принято считать, что в большинстве случаев брак был делом недобровольным, однако, как говорят эксперты, это миф, широко распространенный западными историками, рассказывают эксперты.

По мнению экспертов, есть еще одно заблуждение, связанное с нашим представлением о том, какими были семьи раньше. Считается, что главным в семье был мужчина, а женщина была как бы за мужем, то есть на вторых ролях. Но это не совсем так. Если внимательно изучить то, на чем росло не одно поколение наших соотечественников – русские сказки – то в них главным действующим лицом часто было некое божественное или мистическое начало, и оно было женского рода.

Евгения Воробьева, генеральный директор петербургского семейного клуба «МалышМаПы»

 

Будущие молодожены, как правило, сами договаривались о браке накануне купальских праздников, а родственники с обеих сторон лишь строго соблюдали обрядовые моменты. Для законного вступления в брак, как и сегодня, требовалось согласие княжеской администрации.


Наталья Мигненко, редактор журнала «Верификатор»

В полной мере традиции семейного строительства нашли свое выражение в обряде русской свадьбы. «Сегодня от народной свадьбы остались лишь отголоски. Многое ушло в прошлое: и сватовство, и причитания невесты, и ряженные в свадебном поезде, и «розыск о целомудрии молодухи». А ведь было время, когда от результатов этих «розысков» зависела вся ее судьба. И было это время, не так уж давно – так брали замуж наших прабабушек наши прадедушки.

Алена Никольская, психолог

Серый волк – скорее, исключение.Баба-яга, Василиса Премудрая, печка, щука – все это женские архетипы. Причем упор не на то, какая она красивая или зажигательная. А на то, что ей все по плечу, она решает все проблемы, либо придумает, как это сделать. Но при этом – смиренная. А мужчина словно позволяет ей все делать и пользуется ее задумками. Это деятельный архетип, и архетип женский. С точки зрения психологии, наша страна – это женщина в мужском теле. Это можно увидеть и в наши дни: мужчины – главные, они у власти, но женщины тоже пашут – и дома, и в бизнесе. Они очень ответственны, готовы работать до упора.

Елена Журавлёва, президент Фонда социального развития, научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, амбассадор проекта «Семья 3.0»

 

Центром внимания проекта станет исследование ситуации внутри и вокруг семьи. Речь пойдет о том, как влияют мировые цифровые технологии на семейные ценности людей, на их взаимоотношения, и на развитие общества в целом.



Сергей Ручьёв, вице-президент РАКИБ, директор по инновациям IT парка «физтехпарк», соавтор проекта «Семья 3.0»

Проект «Семья 3.0» призван, базируясь на представлении о семье прошлых поколений, подготовить современное общество к новой трансформации семьи в цифровую эпоху. 
Для того чтобы семьи будущего были успешны, важно понять благодаря чему они были успешны в прошлом, выявить исторический базис, взять самое важное и актуальное, чтобы создавать только крепкие браки, быть счастливыми и рожать много детей, основываясь на культуре и мудрости предков. 
Вместе с тем, необходимо использовать современный опыт и передовые технологии. 
Важно понимать какие произойдут трансформации, как будет заключаться брак, как изменятся отношения, как будет строится экономика семьи. Всё это необходимо исследовать, и зафиксировать те тенденции и основные базисные элементы, которые являются здравыми и полезными для построения семьи для обретения счастья семьей, продления жизни и трансформацией уже даже не в область цифры а в область здоровой семьи.

О семье 2.0 читайте в продолжении материала 17 мая

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!