Новости – Факт












Факт
Слухи о казаках помогли остановить немецкий блицкриг в 1914 году

Казаки-донцы едут на фронт. Фото: РИА Новости
В августе 1914 года в Англии прошли слухи о прибытии русского экспедиционного корпуса, который через Эдинбург двигался во Францию
30 апреля, 2014 04:59
7 мин
В конце августа 1914 года по Великобритании распространились слухи о высадке в Шотландии экспедиционной русской армии, которая направлялась на Западный фронт. В реальности никакой армии не существовало, но эти слухи очень быстро распространились по всей Европе и миру. Из-за отсутствия реальных опровержений германский генеральный штаб был вынужден в решающий момент кампании 1914 года учитывать их при планировании боевых операций. Опровержение появилось только после победы Антанты в Битве на Марне в сентябре.
В отличие от континентальных держав для Великобритании начало Первой мировой войны в целом стало неожиданностью. Политика Англии в Европе столетиями исходила из принципа, что вмешательство в европейские войны возможно только при непосредственной угрозе британским интересам. Так, последний раз перед Первой мировой британской армии в конфликте на континенте доводилось участвовать во время Крымской войны с Россией в 1853—1856 годы.
В августе 1914 года Великобритания медлила с объявлением войны Германии и затягивала переброску экспедиционного корпуса в Европу, несмотря на то, что повод для этого возник уже в первые дни войны. Великобритания, согласно Лондонскому договору 1839 года, была одним из гарантов нейтралитета Люксембурга и Бельгии, а в случае объявления им войны одной из стран обязывалась выделить для их защиты войска.
Несмотря на то что с середины 1900-х годов Лондон выступал одним из инициаторов создания антигерманского блока европейских держав — Антанты, правительство не считало доказательства неизбежности войны убедительными. В рамках Антанты в обсуждении планов возможной войны со стороны Великобритании принимали участие только высшие офицеры, которые вели тайные переговоры со своими французскими и русскими коллегами. Обнародование таких переговоров грозило для многих из них взысканиями. Британский кабинет министров не считал нужным выделять деньги на подготовку к войне и разработку планов мобилизации, так как общим было мнение, что Германия не решится нарушить нейтралитет Бельгии, а начнет прямое наступление на Францию.
Но в Германии уже в начале 1900-х годов был готов план будущей войны, разработанный генералом Альфредом фон Шлиффеном и названный его именем. Согласно ему Германия вторгалась в Люксембург и Бельгию. Правый фланг немецких наступающих армий должен был быть самым мощным, так как он должен был обойти и окружить Париж. После быстрого разгрома Франции планировалось перебросить армии в Россию, которая, по мнению немецкого генерального штаба, не успеет вовремя мобилизоваться. В результате это позволит избежать Германии затяжной войны. «План Шлиффена» начал осуществляться 1 августа 1914 года после объявления Германией войны России.
Великобритания объявила войну Германии 4 августа, когда все основные страны уже были втянуты в конфликт. Только 9 августа британская экспедиционная армия начала высадку во Франции, а 23 августа британская армия вступила в сражение с правым флангом немецких войск в районе города Монс, но на следующий день британский командующий Джон Френч приказал войскам отступать, открывая дорогу запланированному немецкому обходному маневру.
Британское общество было потрясено этой новостью. Пресса до этого проявляла так называемую патриотическую сдержанность, подавая сводки с фронта таким образом, чтобы казалось, что немецкие армии, по крайней мене, остановлены. Поэтому сообщение о поражении британской армии под Монсом вызвало панику.
Днем 27 августа на семнадцать часов опоздал поезд Ливерпуль-Лондон. Эта задержка породила слухи о том, что она связана с переброской русской экспедиционной армии из Шотландии на Западный фронт. Эти слухи моментально разбежались по всей Великобритании. Их каноническая версия сводилась к тому, что прибывшие из Архангельска в Норвегию русские войска на обычном пароходе переправились в Эдинбург, откуда двигаются в Ливерпуль для посадки на транспортные судна.
Эти слухи возникли не на пустом месте. Великобритания, как уже говорилось, не имела плана мобилизации и не способна была призвать в армию за короткий срок большое количество людей. Поражение под Монсом грозило уничтожением всей британской армии и поражением в войне. Англичане надеялись на спасение со стороны России, которая, как они верили, обладала безграничными людскими ресурсами.
Ходили слухи о том, что русские сбивали снег с сапог на железнодорожных платформах в Эдинбурге в августе, и даже находился вокзальный рабочий, который убирал его за ними. Десять тысяч русских солдат были замечены марширующими по ночному Лондону. Один профессор из Оксфорда на лекциях рассказывал, что буквально вчера общался с коллегой, которого пригласили к русским в качестве переводчика. Один армейский офицер видел русских казаков в «длинных ярко расшитых шинелях и больших меховых шапках, с луками и стрелами вместо винтовок, на костлявых лошадях» (что в точности соответствовало изображением казаков на британских карикатурах). Житель Абердина сэр Стюарт Коутс написал своему зятю в Америку, что в Абердине встали на постой 125 тысяч казаков. В слухах число русских солдат, двигающихся из Эдинбурга в Ливерпуль, достигало 500 тысяч человек.
Слухи распространялись исключительно устным путем. Из-за военной цензуры они не попадали на страницы британских газет. Зато граждане нейтральных стран, заразившись этой атмосферой ожидания «призрачной» русской армии, разносили их по миру, уплывая из Великобритании. О русских экспедиционных силах стали писать в США, Нидерландах, в других странах.
В скором времени слухи достигли Парижа. В начале сентября, когда немецкие войска приближались к французской столице, ее жители осаждали вокзалы, надеясь встретить прибытие казаков. Интересно, что слухи стали сходится на 70 тысячах казачьих пик — именно такое количество немецких солдат в реальности было снято и отправлено германским командованием для остановки более чем реального вторжения русских войск в Восточную Пруссию.
В результате слухи о высадке русских дошли до немецкого командования, которое было вынуждено их учитывать при планировании дальнейших операций. Командующий правым немецким флангом генерал фон Клук отказался от планируемого обходного маневра и направился к Парижу, спеша разгромить французские войска. Именно эти передвижения немцев позволили французам ударить им во фланг и выиграть Битву на Марне в сентябре 1914 года. В результате Первая мировая война приняла позиционный и затяжной характер, которого так боялся германский генеральный штаб.
Официальное опровержение слухов о русских солдатах в британских газетах появилось только 15 сентября.
Реальный русский экспедиционный корпус прибыл на Западный фронт в 1916 году. Он был отправлен во Францию в обмен на поставки вооружений и боеприпасов для императорской армии.
Источник: Такман Б. Августовские пушки — М.: Астрель, 2012; The truth behind the «Russian rumor» of mythical WWI Cossacks // War History Online
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости