Новости – Факт












Факт
Жертвами немецкого террора в Бельгии в 1914-1918 годах стали 6 тысяч человек

Руины города Ипер. Фото: Getty Images / Fotobank.ru
Но эти события так и не получили юридического статуса военного преступления, так как доклад по ним был сделан не качественно
9 апреля, 2014 05:03
4 мин
Во время Первой Мировой войны Германия развернула террор против бельгийского населения, который в историографии называется «Изнасилование Бельгии» (The Rape of Belgium). Одни историки этим термином называют весь период немецкой оккупации Бельгии, другие сужают его до августа и сентября 1914 года, когда террор против мирного населения был наиболее масштабным.
Согласно подсчетам современных историков, жертвами немецкого террора стали около 6 тысяч бельгийцев. Было сожжено 25 тысяч жилых домов и других зданий. Полтора миллиона бельгийцев (20% от предвоенного населения страны) стали беженцами.
Использование террора в отношении бельгийского населения предусматривалось «Планом Шлиффена», согласно которому Германия вторгалась во Францию через Бельгию, нарушая гарантированный великими державами нейтралитет Брюсселя. Еще во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов армии Германского союза столкнулись с партизанскими действиями местного населения, которые оказывали сильное деморализующее воздействие на солдат и дезорганизовывали тыловое снабжение. Чтобы предотвратить подобные явления в будущей войне, немецким командованием были предусмотрены жесткие меры, которые выходили далеко за рамки Гаагских конвенций об отношении к жителям оккупированных территорий.
После вторжения Германии в Бельгию 3 августа 1914 года во всех населенных пунктах, в какие вступали немцы, расклеивались объявления, предупреждающие о жестких ответных действиях на диверсии и насилие в отношении военнослужащих. Согласно этим листовкам, практически за любые действия, будь то приближение к боевой технике свыше дозволенного расстояния или хранение оружия, подразумевался расстрел. Жителей, которые укрывали бельгийских солдат, немецкое командование планировало отправлять на пожизненные каторжные работы в Германию.
Несмотря на эти предостережения, в Бельгии уже в первые дни после войны развернулось партизанское движение, которое в совокупности с неожиданным для немцев упорным сопротивление немногочисленной бельгийской армии затормозило темпы немецкого блицкрига 1914 года. Бельгийцы взрывали мосты и железные дороги, перерезали телефонные и телеграфные провода. К этому прибавились франтиреры-снайперы, которых особенно боялись немцы. Один из немецких командующих фон Клок охарактеризовал действия бельгийцев как «чрезвычайно агрессивную партизанскую войну».
В ответ развернулся запланированный террор. Наибольших масштабов в августе 1914 года он достиг в городах Аэршот (156 казненных), Анденн (211 казненных), Тамин (383 казненных) и Динан (674 казненных). Процедура казней была везде одинаковая. Жителей собирали на главной площади; строились две шеренги – мужская и женская. Из них отбирался каждый десятый или даже каждый второй, после чего производился расстрел этих людей. В сельской местности казни осуществлялись часто вообще без соблюдения этих процедур, а деревни уничтожались незамедлительно после того, как в них совершался какой-либо эксцесс, направленный против немецкой армии. В городе Лёвен была целенаправленно сожжена средневековая библиотека с 300 тысячами старинных рукописных и печатных книг. Население же всего города (10 тысяч) было изгнано – город до конца войны опустел.
После сентября 1914 года интенсивность террора снизилась, но отдельные инциденты продолжались вплоть до ноября 1918 года.
С самого начала слухи о происходивших в Бельгии событиях англичане и французы стали использовать в антинемецкой пропаганде. В 1915 году был создан специальный комитет для сбора информации о немецких преступлениях против мирного бельгийского населения. Возглавил его британский юрист Джеймс Брайс. Результатом работы комитета стал большой доклад, в который было включено 320-страничное приложение с описанием конкретных случаев немецких преступлений. Но с самого начала выяснилось, что для большинства из них не существует никаких подтверждений. В итоге доклад не имел юридической силы, но активно использовался как пропагандистский документ.
После войны за насилие над мирными гражданами Бельгии наказания никто не понес.
По результатам Первой Мировой войны Антанта признала только одно военное преступление Тройственного союза – геноцид армян в Османской империи. В мае 1915 года Россия, Франция и Великобритания выпустили Декларацию, называющую события в Турции преступлением против человечности.
Источники: Такман Б. Августовские пушки – М.: Астрель, 2012; Primary Documents - Bryce Report into German Atrocities in Belgium, 12 May 1915 //Firast World War.com
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости