Религия
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Религия
Русская планета

Патриаршество и свобода церкви в России

Полемика священника Георгия Кочеткова с критиком Феликсом Разумовским
25 февраля, 2019 13:09
4 мин
Ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков рассказал, что посмотрел в интернете выступление публициста Феликса Вельевича Разумовского, в котором тот критически реагирует на вышедшее на «Русской планете» интервью под названием «Патриаршество и свобода церкви».
Георгий Кочетков дал развернутый ответ, который мы публикуем для читателей, а также предоставляем видеозапись этого материала.
«Я благодарен Феликсу Вельевичу за эту критику, прежде всего потому, что она выдержана в очень дружеском тоне. Если бы этот тон был враждебный, может, и не стоило бы отвечать. Но когда по-доброму обращается друг нашего Братства и мой старый-старый знакомый, то я, конечно, не могу не ответить.
Вообще со многим из того, что говорит Феликс Вельевич, можно было бы согласиться, если бы это не было полемикой с тем, чего я не говорил, не писал и не думал. В самой статье «Патриаршество и свобода» содержатся, на мой взгляд, совсем другие идеи – не те, с которыми полемизирует Разумовский.

Я, например, совершенно не выступал там против патриарха Кирилла

Источник
Более того, я могу сказать, что у меня в жизни было очень много поводов, чтобы быть нашему патриарху благодарным. Да, были моменты разногласий, определённых трудностей, но того, за что стоит благодарить, о чём нам всегда стоит помнить в нашей личной судьбе – гораздо больше. Мы, конечно же, поздравляли святейшего патриарха с его юбилеем – и я, и Свято-Филаретовский институт, и всё Преображенское братство. Но интервью моё было не о личном отношении к нынешнему патриарху, а о том, что наилучшим образом сейчас может способствовать выявлению соборности и старшинства в церкви (готовили мы его к 430-летию установления патриаршества в Русской церкви, а не к 10-летию интронизации патриарха Кирилла).
Я абсолютно согласен, что наше христианское отношение к государству должно быть здравым, и считаю, что если отменить государство со всеми его недостатками, о которых говорит Феликс Вельевич, то будет анархия, смута и хаос. Я не за то, чтобы государство упразднять. Я не анархист и не коммунист, которые думают, что государство когда-то отомрёт. Я лишён этих наивных предрассудков и не верю в эти мифологемы.
Конечно, я согласен, что в нашей нынешней церкви, как и в других автокефальных церквах, должен быть руководитель. Абсолютно верно, что это требует и смирения перед ним, и уважения, и любви. И когда я встречаюсь с неуважительными высказываниями в адрес патриарха, абсолютно лишёнными любви и всякого смирения, я считаю их недостойными. Очень жалко, что Феликс Вельевич не дает ни одной цитаты из моей статьи. Я никак не мог понять, откуда он взял эти мысли, для чего приписал их мне и счёл нужным критиковать.

Я согласен и с тем, что патриарх Кирилл – талантливый администратор

Источник
А когда речь заходит о долге патриарха печаловаться о России перед властью, то я был бы только рад, если бы об этом вспоминалось в наше время. Последний раз, кажется, об этом говорили на Поместном соборе в 1917 году, когда обсуждали вопрос о восстановлении патриаршества. Считали, что это обязательная, если не главная функция патриарха. Но история сложилась так, что исполнить это было уже невозможно. Хотя в нашей русской истории печалование было – и в XI веке при Феодосии Печерском, и при Иване Грозном, когда перед ним печаловался патриарх Гермоген, и при Петре I, к которому обращался патриарх Адриан. Правда, Пётр не принимал уже никакого печалования.
Ещё Феликс Вельевич говорит, что на сегодняшний день от исторической России сохранился только один институт – Русская церковь. Всё остальное было уничтожено во время большевистского эксперимента XX века. Русская православная церковь действительно сохранилась великим чудом, но это уже не тот институт, который был до революции, даже по названию.

Всё-таки отсутствие в Российской церкви патриарха до конца 1917 года может считаться недостатком

Источник
И если бы в нашей стране сохранялась императорская власть, я бы первый считал, что нужно патриаршество восстановить. Однако с того момента, когда царская власть пала, этот вопрос надо было поставить иначе, понимая, что большевики будут вести борьбу на уничтожение церкви. Не случайно на Московском соборе в 1917 году – о чём я говорю в упоминаемом интервью – решение о восстановлении патриаршества принималось только четвертью от общего числа делегатов. Это сейчас уже доказано. Почему церковь, которая так долго хотела освободиться от излишней государственной опеки в лице императора, связывая свою самостоятельность с фигурой независимого от царской власти предстоятеля, в 1917 году начала такую острую полемику по этому вопросу? Наверное, люди поняли, что теперь своё управление и отношения с государством церкви придётся устраивать иначе.

Избранный собором исповедник веры святой патриарх Тихон не совсем вписывается в общий ряд следовавших за ним предстоятелей церкви

Источник
Патриаршество в нынешней форме возникло только в 1943 году. Тогда и были определены основные условия существования церкви в нашей стране. Теперь приходится сказать: получилось то, что получилось – другого не дано, но это не значит, что мы можем закрывать глаза на негативные стороны церковного устройства и не должны стремиться этого исправлять.
Вопрос о патриаршестве сейчас становится особенно острым в связи с наступившим в жизни церкви новым историческим этапом, с теми расколами, которые знаменуют наше время. Очень важно, чтобы критика в адрес системы иерархического церковного устройства не была понята как отрицание всякой иерархии, всякой возможности иерархической структуры. Сейчас нельзя взять и отменить иерархию, потому что начался бы действительно хаос, борьба, война в церкви, как это происходит в том или ином случае в наше время, когда ослабевает или искажается иерархический принцип. Это не значит, что может существовать только иерархический принцип, но это и не значит, что об этом принципе сейчас можно забыть. Нужно найти для церкви возможность быть самой собой, научиться говорить в силе Духа Святого достаточно громко и единомысленно, не используя административный, организационный ресурс, а изнутри своей совести, своего сердца. Пока такие механизмы отсутствуют, они не работают – даже святые люди вынуждены часто молчать или говорить не всё, потому что сказать иначе нет реальных возможностей. Иногда когда они договаривают до конца, им угрожают гонения вплоть до мученической смерти, как это было недавно с отцом Павлом Адельгеймом.

Я согласен с Феликсом Вельевичем, что в нашей церкви патриарх – фигура не самодовлеющая, вернее не должна быть таковой

Источник
Согласен и с тем, что очень важно в церкви явление святости. Как тут не вспомнишь известные слова нынешнего ректора Свято-Тихоновского университета отца Владимира Воробьева, которые я слышал, когда он совершал крещение в домашних условиях в 80-е годы: «не надо путать святых и святейших». Это не случайные слова.

Я не вполне согласен и с тем, что упразднение патриаршества – это упрощение жизни

Источник
Патриаршество всё-таки существовало не всю христианскую историю. И не только никакого упрощения не было – можно даже сказать наоборот. Всякое усиление вертикали власти – земной, человеческой власти – как раз упрощает жизнь, по определению, это не зависит от фигуры патриарха, он может быть святым человеком, но такова система. А нам, как говорит Феликс Вельевич, надо стремиться к цветущей сложности, я с этим абсолютно согласен. Но именно для этого я и выступил со статьей «Патриаршество и свобода».
И в заключение я хотел бы привести слова Сергея Иосифовича Фуделя, известного церковного писателя, исповедника веры XX века, который в «Записках о Литургии и Церкви» в частности писал: «Можно и нужно говорить о значении для Церкви иерархии или о роли в её истории Вселенских Соборов. Но когда забываются слова Христовы «о двух или трёх», тогда забывается любовь как первоисточник Церкви, Соборов и догматов; тогда все остальные слова теряют свою силу, становятся никому не нужным «бряцающим кимвалом». И тогда лучше бы их совсем не знать». Вот, пожалуй, и всё».
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
4 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ