Князья Борис и Глеб — символ непротивления злу силою
Князья Борис и Глеб — символ непротивления злу силою

Святые князья предпочли собственную смерть развязыванию братоубийственной бойне

День смерти князя Владимира, сейчас к этому событию привязывают дату Крещения Руси, в то же время стал началом междоусобицы в Древнерусском государстве. Владимир Святославович имел многочисленное потомство, и среди его сыновей разгорелась серьёзная борьба за наследство и княжеские престолы. Дети были от разных браков, те, что росли при отце, получили христианское воспитание. Среди них рождённый от брака с Рогнедой Полоцкой Ярослав, впоследствии названный Мудрым, и Борис с Глебом, некоторые историки матерью двух братьев называют Анну, византийскую царевну. Желание получить в жёны сестру византийского императора Василия II стало одной из причин, приведших князя Владимира сначала к личному крещению, а затем и к Крещению Руси.

Борис с Глебом получили хорошее образование, большое воздействие на них оказывало Священное Писание и греческая духовная литература. Борис, например, был хорошо знаком с византийской агиографией и знал наизусть многие православные молитвы. Полной противоположностью Бориса и Глеба был их единокровный (или двоюродный) брат Святополк, он, хоть и был крещён в православии, но в 1013 году оказался в числе заговорщиков по отвращению Руси от «византийского обряда». Вероятно, он попал под влияние латинского епископа Рейнберна, духовника своей жены Болеславны, дочери польского князя Болеслава I. Отказ платить дань отцу и заговор против него стоил ему и другим заговорщикам свободы. У Святополка были достаточно сильные позиции, по праву старшинства он должен был наследовать киевский престол, но вместо этого оказался в темнице. Владимир Святославич, давший в удел сыну (или пасынку) богатый Туров, не мог спокойно смотреть на такое предательство, он решил пересмотреть традиционный порядок престолонаследия и верховную власть завещать любимому сыну Борису.

Ему же в июне 1015 года он поручил отразить набег печенегов, потревоживших южные рубежи киевской земли, пока сын был в походе, престарелый Владимир скончался. Этим моментально воспользовался Святослав, после освобождения из темницы занявший киевский престол.

Дружина Бориса после получения известия о кончине Владимира Святославича предложила своему князю выбить Святополка из Киева, но из христианских побуждений он отказался, не желая поднимать руку на старшего брата. «Он теперь мне вместо отца», — так объяснял он свой отказ.

Святополк, безусловно, знал кроткий нрав Бориса и в процессе переговоров выяснил его позицию по вопросу престолонаследия. Несмотря на миролюбивый настрой Бориса и отказ от участия в борьбе за Киев, Святополка не остановился. Для устранения конкурента он послал отряд убийц.

Борис, оставленный дружиной, не стал скрываться от брата, но остался на Альте, это примерно в 60 километрах от Киева. Вечером 24 июля 1015 года в своём шатре пропел псалмы и лёг спать, убийцы, подкравшиеся к шатру, пронзили спящего Бориса и его слугу Георгия копьями и смертельно раненного повезли к Святополку. Святополк, узнав, что Борис ещё дышит, приказал умертвить его.

Такая же участь постигла Глеба, он мог бежать от убийц Святополка, но подобно древним христианским святым смерть принял безропотно. Борис и Глеб не пожелали силой настоять на земном княжеском праве, предпочтя земному царствованию «царство неразрушимое». Первые русские князья-страстотерпцы стали на Руси символом непротивления злу силою. Церковь высоко чтит их подвиг и называет братьев истинными свидетелями Царства Божия. А их убийца Святополк, вошёл в историю как Окаянный, это наименование созвучно имени первому братоубийце в истории человечества — Каина.

Несмотря на то, что общепризнанная точка зрения называет заказчиком убийства Святополка, имеются и другие, версия с «венгерским следом» и версия, основанная на данных «Саги о об Эймунде», которые некоторые исследователи интерпретирует как причастность к смерти Бориса Ярослава Мудрого.

Об альтернативных версиях убийства Бориса и Глеба «Русской Планете» рассказал доктор исторических наук Владимир Кучкин, руководитель Центра по истории древней Руси, Институт российской истории РАН.

Вопрос с убийством братьев Бориса и Глеба непростой. Разные исследователи считали что, раз Святополк Окаянный и его имя проклято, то последующие поколения русских князей не называли своих сыновей этим именем, но это не так. Был Святополк Изяславич, князь Киевский, княживший перед Владимиром Мономахом, Святополки были и позже, но это имя распространялось уже не так широко, как раньше. Это говорит, что общество подтверждало свою уверенность в том, что убийцей был именно Святополк.

Святополк бесспорно причастен к убийству одного из братьев — Борису, а что касается Глеба, то здесь есть вопросы, на которые наука не может ответить, а потому не пишет об этом. Если говорить о «Саге о об Эймунде», то убийца в ней назван не Ярислейфом, а Бурислейфом, что меняет позиции сторонников версии о причастности к убийству Бориса Ярослава.

Что касается «венгерского следа», то никто из серьёзных исследователей не поднимает этого вопроса. Венгры, находятся далеко на Дунае, и разве они могут предпринимать меры против киевских князей, находящихся на Днепре. Это далеко, затратно и непонятно, распространить венгерскую власть на днепровские земли для XI века — довольно сложное предприятие.

Пророк Илия — грозный святой Далее в рубрике Пророк Илия — грозный святойОдин из самых почитаемых христианских святых не испытывал жалости к противникам истинной веры

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»