Евгений Голубинский – выдающийся русский историк
Евгений Голубинский – выдающийся русский историк

Труды Голубинского показывают как далеко еще России, Русской Церкви и русскому народу до исполнения христианского предназначения

Евгений Голубинский, как и многие другие выдающиеся деятели российской науки  и культуры был выходцем из самых недр народных. Его ученая карьера разбивает созданное в советское время клише о дореволюционной России, как о стране с низким уровнем образования.

Евгений Евсигнеевич родился 28 февраля (12 марта) 1834 года в семье священника Евсигнея Пескова в селе Матвееве Кологривского уезда Костромской губернии. Отец выбрал фамилию сыну в честь земляка — знаменитого философа Федора Голубинского.

До 9 лет Евгений получал образование в семье, а затем поступил в Солигаличское духовное училище, где, по мнению отца, «лучше учили и секли». Науки осваивал он легко и с удовольствием. С детства Евгений познал реалии деревенской жизни, как светлые стороны, связанные с крестьянским трудом и служением вере Христовой, так и тяжелые стороны сельского быта.

Позднее это знание проявилось в творчестве Голубинского, взгляды которого были основаны на глубоком знании истории Церкви и жизни русской провинции. В своих «Воспоминаниях» он даст объективную картину жизни сельского прихода, сохраняя при этом взвешенность оценок.

В статье «Благие желания относительно Русской Церкви» он приходит к выводу о том, что, что именно тяжкие условия деревенского существования и лежат в основе большинства проблем приходской жизни.

«В продолжение всего лета крестьянские работы от восхода солнца до вытухания вечерней зари; в продолжение зимы, чуть не целый день, заботы о скотине – так что человека хватает, наконец, только на то, что суть наши священники в настоящее время, быть механическим совершителем церковных служб и треб, и более ничего», замечает Голубинский.

Жизненные наблюдения не разочаровали его в вере, не посеяли скепсиса в душе.

В 1854 году Голубинский поступает в Московскую духовную академию. В этот же период старательно изучает и осваивает французский и немецкий языки. В 1859 году он получает степень магистра за свою первую научную работу о борьбе византийских императоров против ересей и становится профессором Вифанской семинарии.

Преподавательская и научная деятельность Голубинского совпала с периодом подготовки в России реформ Александра II, и сам Евгений Евсигнеевич приложил немало усилий для поиска свежих практических идей и путей для страны и Церкви. В январе 1861 года Голубинского направляют в Московскую духовную академию бакалавром, и он преподает в ней до самой своей отставки.

Труды Голубинского представляют собой образец научной объективности, но также и пристрастности, в том смысле, что ученый, обрабатывая огромный массив источников, подвергает их тщательному анализу, сопоставляя детали и вычленяя истину. Он с принципиальным недоверием относится к каждому сообщению и признает право на его существование только после того, как не остается никаких сомнений в его достоверности. Впрочем, такой сверхкритический подход был характерен для многих ученых XIX века.

Голубинский систематизировал и очистил от наслоений и искажений многие области русской и церковной истории. В то же время, позднейшие научные исследования и вновь открытые факты показали, что не всегда его скепсис был оправдан, а выводы верны. Главным трудом Голубинского стала «История Русской Церкви», написанная с позиции объективной научной критики. Автор создает монументальную картину возникновения, развития и формирования строя древней Русской Церкви. В этой работе он делает вывод, что «в допетровской Руси не было настоящего просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная христианская вера и нравственность, а обрядоверие».

И совершенно справедливо исследователь его наследия А. Платонов писал, что труды Голубинского «показывают, как далеко еще России, Русской церкви и русскому народу до исполнения христианского предназначения, как мало и неглубоко был просвещен наш народ светом Христовым».

Издав первый том «Истории», Голубинский представляет его в качестве докторской диссертации по богословию. О чистоте нравов в научной среде того времени говорит тот факт, что финансировал издание книги митрополит Макарий (Булгаков), сам готовивший многотомное сочинение по истории Церкви и знавший, что Голубинский критикует его работу.

В 90-е годы Евгений Евсигнеевич печатает труды «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра», «История канонизации святых в Русской Церкви», а в 1895 году выходит в отставку в звании заслуженного профессора. Общее собрание Академии Наук 19 марта 1903 года избирает Голубинского академиком.

При жизни ученого было издано более 70-ти его произведений. На склоне лет в результате долгих занятий и развившейся болезни Голубинский потерял зрение, и над завершением его трудов продолжают работать ученики, издавшие «Воспоминания», сборник статей «О реформе в быте Русской Церкви», окончание второго тома «Истории Русской Церкви» и ряд других сочинений.

Скончался Голубинский 7 января 1912 года. Умирая, он попросил положить себе на голову книгу, с которой он хотел явиться на Суд Божий — «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и иметь самого близкого святого своим заступником и ходатаем.

Адмирал Гренландского моря Далее в рубрике Адмирал Гренландского моря291 год назад родился Василий Чичагов, русский флотоводец екатерининской эпохи

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»