Законные мошенники против незаконных
Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Страховщики возмущены подделкой полисов ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал данные, согласно которым в РФ ежегодно продается около миллиона поддельных полисов ОСАГО. Это, конечно, наш российский масштаб страхования: если злоупотребления, то по шесть тысяч в день, если полисы терять, то миллионами.

Товар вместо услуги

Настоящий вал подделок хлынул в апреле 2015 года, когда полисы ОСАГО сильно подорожали. А неписаные законы свободного черного рынка гласят: если монополист сильно задирает цены на свой товар, при малейшей возможности появляются полулегальные или нелегальные альтернативы, ведь спрос на более дешевое предложение становится огромным. Это не относится только к естественным монополиям; хорошо, скажем, живется ОАО «Российские железные дороги», ибо других железных дорог у нас нет. Но в случае с товаром коллизии неизбежны. А для российского водителя полис ОСАГО — не услуга, которой он должен по идее являться, а самый что ни на есть товар, такое же необходимое условие поездки, как наличие прав и документов на автомобиль. О том, что есть риск стать виновником ДТП, подавляющее большинство водителей вообще не думает: в нашем сознании во всех бедах виновен кто-то другой.

Практически никто не размышляет о том, что наличие полиса может реально сработать. В ГИБДД уверяют, что более половины поддельных полисов приобретается водителями вполне сознательно: люди понимают, что за 2 тысячи рублей полноценный полис приобрести невозможно, но это помогает минимизировать траты здесь и сейчас.

С 2015 года сотрудники ГИБДД имеют право проверить подлинность полиса на месте, однако тратят на это время редко: только в случае обоснованных подозрений или при наличии горящего плана по штрафам.

35 миллионов одних полисов

В России зарегистрировано свыше 39 млн легковых автомобилей; 10–15% из них существует только на бумаге (владельцы по каким-то причинам не сняли с учета уже нефункционирующее авто) или стоит на вечном приколе, остальные ездят, и, значит, в теории к каждой машине должен прилагаться полис ОСАГО. Умножив число оставшихся автомобилей на очень скромные 7–8 тысяч рублей в год (стоимость полиса для новой недорогой машины с опытным водителем во многих регионах РФ), получим сумму примерно 2,8 млрд рублей в год — такова минимальная оценка емкости рынка ОСАГО. В реальности цифры, несомненно, выше. Деньги по нынешним временам не космические, но существенные. И цепляться за них страховщики будут до последнего.

Данные по доле черного рынка сильно разнятся. 1 миллион, о котором говорят в РСА, — это примерно 3%, но это, видимо, ретроспективные цифры, на сегодняшний момент уже не слишком актуальные. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев приводит цифры ГИБДД, согласно которым при разборе дорожно-транспортных происшествий выясняется, что каждый пятый полис — фальшивый, причем эта цифра резко выросла именно в 2015 году (в 2014-м — каждый 20-й, то есть уже близко к сведениям страховщиков). В любом случае это уже очень ощутимая доля, реально оказывающая давление на рынок. Кроме того, стало очевидным, что в дело вступила как минимум одна крупная подпольная сеть — продажа контрафакта перестала быть частной инициативой брокеров. Пусть даже речь идет о 10% от общего объема рынка, это более четверти миллиарда рублей в год.

Чужие против хищников

А существует ли вообще рынок? До последнего времени его не было. Тарифы ОСАГО утверждены сверху, в любой компании вы заплатите одинаковые деньги — есть шанс получить только скидки за лояльность. Легальные страховщики вынуждены соревноваться на ниве сервиса — количество офисов, скорость оформления документов, размер выплат. Справедливости ради надо отметить, что никто тут особо не переусердствовал: несмотря на заметный рост расценок, сервис у нас по-прежнему остается ненавязчивым.

Таким образом, официально легализованное мошенничество в виде ОСАГО-поборов столкнулось с мошенничеством неофициальным, подпольным. И, разумеется, вознегодовало, потому что вроде бы рынок уже был зачищен, районы поделены, лохи нагнуты — и вдруг кто-то покушается на безмятежное царствование. И создает реальный рынок: вы можете выложить 12 тысяч рублей за легальный документ и чувствовать себя защищенным или 2 тысячи просто для предъявления сотрудникам ГИБДД, рискуя заплатить по полной программе в случае ДТП. Когда верховная власть не защищает гражданина, он обращается к криминалу, и это хорошо показано в первых сценах «Крестного отца». Так мошенники создали рыночные отношения, дав водителям пусть незаконный, но выбор.

Это, конечно, неприемлемо для страховщиков, вот и взывают они к верховной власти. А та по старой привычке перекладывает проблему с больной головы (система ОСАГО как таковая) на здоровую (обычных водителей, платящих подати).

Выдача полисов ОСАГО

Выдача полисов ОСАГО. Фото: Елена Пальм/ТАСС

Откуда берутся фальшивки

Бланки ОСАГО — документы строгой отчетности; тем не менее они утекают из страховых контор со скоростью потока в Ниагарском водопаде. На сайте практически любого страховщика можно найти уведомления о том, что бланки с определенным интервалом номеров являются недействительными: на практике это означает утрату пачки-другой полисов ОСАГО. При закрытии страховых контор оставшиеся в их распоряжении бланки тоже нередко «испаряются». Немало на рынке и откровенных подделок, чаще всего отпечатанных типографским способом, но особо бойкие граждане ухитряются сбыть и «документы», сварганенные на бытовых принтерах. Но подавляющее большинство фальшивых страховок все же напечатано на подлинных бланках. Примерно так же выглядит, кстати, ситуация и с каско.

Сомнительные брокеры в основном предлагают свои услуги через интернет, а также кучкуются вокруг регистрационных отделений ГИБДД, обеспечивая дополнительный заработок людям в форме. Сейчас почти у любого уважающего себя брокера есть лежащий в укромном месте запас недействительных бланков. Решение о продаже настоящего или подложного документа принимается на месте — для реализации фальшивок выбираются покупатели, которые едва ли будут скандалить и искать мошенника. Речь идет, во-первых, о гражданах, вместе с полисом покупающих диагностическую карту, то есть обманывающих государство путем уклонения от техосмотра. А во-вторых, о владельцах «немолодых» отечественных машин — эти «терпилы», по логике брокеров, редко склонны бороться за свои права.

Защищаемся и проверяем

Как же правильно покупать полис? Очень просто. Это происходит, как правило, раз в год, и не поленитесь съездить в страховую компанию, вместо того чтобы заказывать что-то в интернете с доставкой на дом. Для особо ленивых существуют электронные полисы, которые опять же приобретать нужно строго на официальных сайтах страховых компаний.

Есть, конечно, брокеры — не имеющая экономического смысла прокладка между страховщиком и страхователем. Цены у брокеров порой чуть ниже, чем у самого страховщика, и логика в этом есть: работая через брокера, страховая компания экономит на помещении и зарплате персонала. Но риски для покупателя полиса при этом возрастают многократно: брокер — птичка перелетная, сегодня он тут, а завтра ищи-свищи; случись что — концов не найдешь.

Но если же вы все же попали к брокеру, не проблема. Не делайте вид, что у вас нет смартфона с интернетом: позвоните в предложенную вам страховую компанию и выясните, действительно ли полис с данными серией и номером принадлежит ей, свободен в данный момент и передан данному брокеру. Только телефон компании берите не с бланка полиса, а найдите его в интернете.

Если все-таки попали…

Владелец фальшивки не имеет никаких прав в случае ДТП, произошедшего по его вине. Презумпция невиновности (добросовестное заблуждение) здесь не работает: по одному только факту выявления недействительного документа никто не станет искать брокера-мошенника. Так что придется заплатить штраф за отсутствие полиса ОСАГО и полную сумму нанесенного ущерба. Теоретически впоследствии можно найти брокера и выдвинуть ему претензии на эту сумму, но перспективы подобного иска более чем туманны: ни об одном случае удовлетворения таких требований обманутого автовладельца нам не известно.

Есть и еще один аспект риска. Владение фальшивым полисом ОСАГО — это практически статья 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» (как можно подделать поддельный документ, вопрос к грамотеям из Минюста и Госдумы). Пока вы не докажете, что приобрели данный «товар» по заблуждению, для следователя вы изготовитель фальшивки. И даже в случае серьезного расследования риск высок: если будет доказано, что вы прикупили документ по заведомо заниженной цене (например, 2–3 тысячи рублей), вы соучастник и все равно идете по 327-й.

Поэтому, когда в следующий раз будете выходить из машины, возьмите с собой полис и проверьте его данные на сайте Российского союза автостраховщиков. От греха подальше.

* * *

Не стоит переживать за страховые компании. В родной для страховщиков приблатненной лексике есть такое емкое словечко — «беспредел». Выстроив систему ОСАГО, они сознательно создали ситуацию, в которой по факту добросовестные и аккуратные водители платят за причиненный им же ущерб. Стоит ли удивляться, что люди предпочитают купить поддельный полис, лишь бы не участвовать в этой афере за свои же деньги? Страховщики делает вид, что заботится о водителях, водители делают вид, что подчиняются страховщикам. Так и живем.

Парадоксы российской безработицы Далее в рубрике Парадоксы российской безработицыПравительство решает проблему занятости в настоящем и одновременно стимулирует безработицу в будущем Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

10 сентября 2015, 21:57
надо все покупать в официальных офисах страховых компаний, или в автосалонах у проверенных годами брокеров
11 сентября 2015, 12:32
Ни чего удивительного, это естественный процесс - государство, лоббируя интересы страховщиков в ущерб населению, необоснованно задирает планку по обязательному страхованию и в ответ получает равнозначный ответ!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»