Новости – Общество
Общество
Чем страшны интернет-монополии
В офисе компании «Яндекс». Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Государство должно взяться за регулирование рунета, пока его не поглотили «корпорации добра»
19 мая, 2016 11:00
10 мин
Американскому интернет-гиганту Google, владеющему одноименным поисковиком, грозит рекордный штраф 3 миллиарда евро со стороны Еврокомиссии за злоупотребление монопольным положением. Дело в том, что компания предоставляла преференции своей собственной службы сравнения цен в общих результатах поиска — конкуренты, по мнению европейских антимонопольщиков, искусственно задвигались на дальние страницы. Между тем в России у Google есть влиятельный конкурент-близнец — компания «Яндекс», которая, в отличие от него, пока не получала штрафов за «захват интернета».
Секреты интернет-монополий
Крупные интернет-компании, изначально создававшиеся для облегчения навигации в разветвленном сетевом мире, постепенно пытаются заменить собой для пользователей весь интернет. Называющий себя «корпорацией добра» Google разрабатывает десятки сервисов и продуктов: от поиска и работы с документами в облаке до автономных автомобилей. Основная цель — собрать как можно больше данных о пользователях и максимально точно показать таргетированную рекламу, что позволит продать ее дороже. «Яндекс», так же как и Google, занимается созданием собственных сервисов и покупкой проектов, которые приносят самое ценное для рекламодателей — траффик. Перечислим основные из них.
- «Яндекс.Навигатор» — самое близкое автомобилистам приложение, по мере совершенствования обросло множеством дополнительных опций, таких, как определение пробок, аварий, поиск любых необходимых пользователю заведений: кафе, автозаправок и т.д. Несмотря на свою популярность, сервис не лишен недостатков. К примеру, «Навигатор», по наблюдениям автомобилистов, так и норовит свернуть на платную дорогу и в то же время теряется во многих удаленных от Москвы населенных пунктах.
- Относительно недавно появившееся «Яндекс.Такси» сегодня уже с полным правом можно назвать монополистом на столичном и ряде других рынков. Сеть развивается за счет таксопарков компаний-партнеров, т.е. для поисковика это, по сути, тот же самый интернет-проект, но уже перешедший в реальную плоскость. Множество компаний лишились собственной бизнес-самостоятельности и превратились в придаток монополиста, в числе них такие крупные, как «Формула такси» и «Такси-Ритм» — просто потому что в один прекрасный день Яндекс решил, что заказы «Яндекс.Такси» могут исполняться только с использованием ПО «Яндекс.Таксометр». Для таксопарков и шоферов это означает потерю самостоятельности: если водителя заблокировали в «Яндексе», работать он не сможет вообще.
- «Яндекс.Недвижимость» — это приложение, упрощающее поиск жилья и, по идее, отбирающее хлеб у риелторов. Информация в нем предоставляется в понятной форме, база поиска довольно обширна. Однако в сервисе, по рассказам самих риелторов, зарегистрировано огромное количество мошенников. Поэтому нередко за красивым объявлением о продаже не очень дорогой квартиры в центре Москвы скрывается аферист, пытающийся любыми способами вытащить деньги из кармана доверчивого покупателя. Кроме того, сервис позволяет компании сохранять информацию о людях, которые ищут различную недвижимость. Эта информация может быть эффективно использована для показа баннеров.
- На сайт «Кинопоиск», или, как его еще называют, «клон IMDB», «Яндекс» после покупки за 80 млн долларов добавил свой сервис и превратил в онлайн-кинотеатр, агрегирующий видеоконтент с легальных порталов рунета.
- Ресурс Auto.ru, известный, пожалуй, всем автовладельцам в нашей стране, «Яндекс» купил за 175 млн долларов. Стоит ли говорить, что такая база данных о любителях автомобилей позволит монополии увеличить продажи рекламы в этом сегменте не только через упомянутый сайт? Сервис объявлений Avito.ru после этого удалил все объявления о продаже автомобилей из выдачи сервиса auto.yandex.ru. Но долго ли протянет сам Avito, если «Яндексу» вздумается создать интернет-барахолку?
- «Яндекс.Маркет» — также очень удобный сервис, позволяющий подобрать тот или иной товар по оптимальной цене. Правда, как и «Недвижимость», его ругают за наличие «серых» продавцов и несоответствие реальных цен на товар ценам, выдаваемым в поиске. Ассоциация интернет-торговли даже предлагала заблокировать по этой причине работу «Маркета», однако не преуспела. Второй претензией к сервису является функция заказа товаров прямо из карточки товара, не переходя на сайт конкретного магазина (магазин теряет в посещаемости, а клиент не видит альтернативного товара). Такая стратегия напоминает захват рынка такси, когда отдельные операторы постепенно потеряли возможность как-либо влиять на распределение заказов и стали полностью зависимы от «Яндекса».
- «Яндекс.Новости» — агрегатор новостей со всего рунета с формально автоматическим, а фактически ручным и весьма пристрастным отбором.
Серьезным конкурентом «Яндекса» мог бы стать разве что концерн Mail.ru, но уровень менеджмента и качество разработки там на порядок ниже: ни один продукт «Мэйла», кроме игр, почты и созданных совсем другими людьми «Одноклассников» с «ВКонтакте», не может сравниться по популярности с проектами «Яндекса».
Интернет-кошелек «Яндекс Деньги»
Интернет-кошелек «Яндекс Деньги». Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Вниманию ФАС
Как ни странно, но «Яндекс», являющийся монополией во многих сегментах рынка, борется против аналогичного поведения со стороны своего основного конкурента — Google. В сентябре 2015 года ФАС России признала «Гугл» виновным в злоупотреблении доминирующим положением по отношению к «Яндексу» и обязала снять любые ограничения на предустановку приложений российского сервиса на Android-устройства.
По сообщению пресс-службы «Яндекса», Google связывает свои приложения и предоставляет их только в составе пакета приложений Google Mobile Services (GMS), лишая производителей телефонов и планшетов возможности выбирать, какие компоненты GMS предустанавливать на свои телефоны, а какие — нет. Парадоксальность ситуации заключается в том, что к самому «Яндексу» у ФАС до сих пор претензий не возникало.
«Сейчас опасность от монополии Google намного меньше, чем от монополии "Яндекса". Американский поисковый гигант ведет свой бизнес гораздо аккуратнее и поворачивается лицом к своим клиентам», — говорит Андрей Игнатов, руководитель проекта Kickidler, занимающегося системами контроля сотрудников компаний. По его словам, хорошей иллюстрацией работы российского поисковика является правила сервиса «Яндекс.Директ». «В любой момент ваша рекламная кампания может быть заблокирована модератором, причем комментировать причины и способы разрешения проблемы компания отказывается», — отмечает собеседник «Русской Планеты». По мнению Игнатова, для того чтобы снизить вредное влияние «Яндекса» на российские интернет-сервисы, государству достаточно всего лишь не нападать на Google.
«Законодательство РФ отличается от законодательства Евросоюза и достаточно четко описывает составы нарушений в антимонопольной сфере, к тому же само по себе доминирование на рынке нарушением не является», — возражает Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Однако, по его словам, в случае ухода иностранных игроков с рынка «Яндекс» станет абсолютным монополистом, что теоретически действительно сможет повредить развитию рунета.
Аргументы о том, что «Яндекс» российский, а «Гугл» — наоборот, не имеют под собой серьезных оснований: наш монополист формально принадлежит нидерландской управляющей компании, а его руководители с полным правом могут назвать себя «гражданами мира».
Контроль без фанатизма
Несмотря на то что большинство экспертов склоняются к теории «свободного интернета», рискнем поспорить с такой точкой зрения.
Президент Владимир Путин в феврале этого года уже поручил шести российским ведомствам и Институту развития интернета разработать поправки в законодательство, которые обеспечили бы равные условия работы интернет-компаний в России. Представить свои предложения до 1 сентября должны ФАС, Минэкономразвития, Минфин, ФНС, Минпромторг и Минкомсвязи.
«Равные условия» не могут и не должны подразумевать полной свободы для всех игроков, т.к. вряд ли такая свобода для интернет-компаний в итоге обернется благом для пользователей. Как и в других сферах, государство должно поддерживать наличие конкуренции и не давать «Яндексу» уничтожать конкурентов на корню.
Одной из мер сдерживания монополий является полноценный запуск «государственного» поисковика, разработанного компанией «Ростелеком» под названием «Спутник». Пока он, увы, не может похвастаться серьезными достижениями. «Спутник» предполагается сделать браузером по умолчанию для пользователей из государственных организаций. Это могло бы придать проекту серьезный импульс к развитию. Однако настоящую популярность может принести лишь набор полезных сервисов, благодаря которым и прославился «Яндекс». Сильным ходом в этом направлении могло бы стать, к примеру, создание защищенной почты и интеграция в «Спутник» доступа к госуслугам.
Законопроект, требующий хранить данные россиян на серверах внутри страны, по сути, является лишь первым шагом к полноценному государственному регулированию интернет-отрасли. Следующим важным шагом по наведению порядка в Рунете должен стать запрет сомнительной интернет-рекламы.
Возможно, имеет смысл посмотреть на зарубежный опыт и в области наложения крупных оборотных штрафов за злоупотребления интернет-монополиями рекламой собственных сервисов. Ситуация, когда крупный проект скупает сколько-нибудь серьезных конкурентов и душит на корню остальных, недопустима.
По мере того как интернет становится неотъемлемой частью жизни каждого человека, нужно создавать и механизмы, защищающие граждан от произвола отдельных частных компаний.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости