Новости – Общество
Общество
В полном ступоре
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Тарифная политика РЖД становится помехой для восстановления российской экономики
18 февраля, 2016 16:30
7 мин
12 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, посвященное ключевым проблемам металлургии. В совещании участвовали чиновники из федеральных ведомств: Минпромторга, Минэкономразвития, Минприроды, ФАС — и собственно металлурги. Обсуждались меры, которые необходимо принять для поддержки отрасли в условиях сокращения объема экономики и современных внешнеэкономических проблем.
Спор вокруг 13%
Успехи и проблемы в отрасли идут рука об руку, это ясно даже из статистики Магнитогорского металлургического комбината (ММК), который, к слову, стал площадкой для прошедшего совещания. В 2015 году компания достигла рекордных денежных потоков и максимальной рентабельности за последние восемь лет. Тем не менее общая выручка по сравнению с 2014 годом упала почти на четверть.
И это характерно для всей отрасли. По мнению металлургов, на протяжении ближайших лет будет ощущаться давление таких факторов, как низкая загрузка производственных мощностей в мире, рост экспорта продукции из Китая, растущий протекционизм на внешних рынках и слабость внутреннего спроса.
В этих обстоятельствах важнейшей задачей становится разогрев внутреннего спроса на металл, прежде всего через стимулирование потребителей. Крупнейшие из них — автомобилестроение и транспортное машиностроение — уже значатся в числе главных кандидатов на поддержку в рамках антикризисной программы правительства на 2016 год. По замыслу стратегов из кабмина, развитие именно этих отраслей должно сыграть ведущую роль в диверсификации отечественной экономики, поэтому на них и делают основную ставку.
Однако на поверку все оказалось не так просто: эффект от госпомощи автомобиле- и машиностроителям может и не докатиться до металлургов, потому что одна-то рука, конечно, дает, но другая в это же самое время отбирает. По мнению сталеваров, разговоры о поддержке металлургии никак не согласуются с предельными транспортными тарифами, которые для любой отрасли в условиях сжатия рынка просто неприемлемы.
В первую очередь, речь идет об экспортной надбавке 13,4% к тарифам РЖД, которая ложится тяжелым грузом на плечи отечественной металлургии. Только в 2015 году доля транспортных расходов в цене экспорта подскочила с 10 до 15%. Если не снизить аппетиты перевозчиков, экспортные поставки российской стали будут неуклонно сокращаться, что в сочетании с низким пока внутренним спросом нанесет серьезный удар по жизнеспособности металлургии.
Максимальная надбавка, действующая для железнодорожных перевозок экспортных грузов, была введена РЖД в конце декабря 2014 года. Если учитывать общую индексацию железнодорожных тарифов на 10%, суммарный рост цен для экспортеров составил почти 24%.
Вице-премьер Аркадий Дворкович все жалобы металлургов выслушал и пообещал внимательно проработать тему. Впрочем, как хорошо известно, в устах наших чиновников «обещать» и «жениться» — это бесконечно далекие друг от друга понятия.
История вопроса
В середине мая 2015 года Минпромторг уже направлял в аппарат правительства письмо с просьбой повлиять на тарифную политику РЖД. Тогда переговоры с железнодорожниками вели НП «Русская сталь» и «РУСАЛ». Однако закончились они фактически безрезультатно. РЖД согласились снизить надбавки лишь при условии значительного увеличения объема перевозок — в условиях кризиса требование неисполнимое. На этом и успокоились. Чиновники прежде всего.
Вопрос снова всплыл только в конце 2015-го, на фоне тяжелой ситуации с экспортом металлопроката. На этот раз железнодорожники оказались более сговорчивыми: будучи так же заинтересован в увеличении объема погрузок, как и экспортеры, и, главное, имея необходимость выполнить свои обязательства перед ФАС (по соглашению между ФАС и РЖД, рост железнодорожных тарифов не должен превышать 7,5% в год), перевозчик все же пошел на отмену экспортной надбавки в 13,4% для черной металлургии.
Склад металлопроката
Склад металлопроката. Фото: Игорь Катаев/РИА Новости
Металлурги радуются, но ждут большего, так как пока значительной экономии им это не дало. Вопрос о «большем», как уже упоминалось, пообещал «хорошо проработать» Дворкович.
Вариантов, что может означать сия весьма обтекаемая формулировка, много. Гораздо проще сказать, чего она точно не означает: что правительство хоть сегодня готово надавить на РЖД — взять да и одним росчерком пера отменить надбавки. В официальном сообщении кабмина говорится, что он «будет работать с инфраструктурными монополиями над согласованием долгосрочных взаимовыгодных правил взаимодействия». Не более и не менее. Эксперты полагают, что просьбы металлургов будут удовлетворены в границах существующего сотрудничества РЖД с антимонопольщиками.
Волк, коза и капуста
В результате споры только обострились. С одной стороны, Министерство экономики предлагает в принципе отменить наценку внутри тарифного коридора. Против этого возражает ФАС. Антимонопольщики опасаются, что в таком случае в РЖД не справятся со своим финансовым планом. Его придется пересматривать, а это базовый документ. «Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения», — говорят в ФАС, но такой подход провоцирует долгие, рискующие стать бесконечными обсуждения, а разрешение ситуации кажется делом почти безнадежным.
Действительно, задача похожа на старую притчу о переправе через реку с волком, козой и капустой. В РЖД заинтересованы в увеличении объема перевозок, металлурги — в снижении транспортных расходов, РЖД не может работать себе в убыток. Все, ступор.
Правительство, скорее всего, в данном случае действительно не сумеет принять директивное решение. В тех условиях, в которых работает и управляется нынешняя российская экономика, в той логике, к которой привыкли в кабмине, однозначного решения тут нет. Проблема может разбираться только в рамках комплексных переговоров, причем стороны призваны пойти навстречу друг другу. Вариантов, в сущности, немного. Железнодорожникам, нуждающимся в росте перевозок, придется постепенно снижать тарифы, особенно по тем направлениям, где продукция сталеваров становится неконкурентоспособной ввиду пошлин, внешней конъюнктуры и пр. А у металлургов есть возможность привлечь дополнительные средства для оплаты перевозок, используя возможности своих трейдеров и поставщиков лома. Но и это пока только теория…
***
По существу, снижение доли транспортных расходов при экспорте металла принесет преимущества всем — и металлургам, и железнодорожникам. Загвоздка тут в выборе верной иерархии ценностей. Правительству пора определиться, что для страны важнее: экономическое оживление и хозяйственный рост или текущие интересы отдельных, в том числе и государственных компаний и их топ-менеджеров? Небольшое просветление в головах — и ожесточенные споры лоббистов можно будет отложить до лучших времен.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости