В полном ступоре
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Фото:  Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Тарифная политика РЖД становится помехой для восстановления российской экономики

12 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, посвященное ключевым проблемам металлургии. В совещании участвовали чиновники из федеральных ведомств: Минпромторга, Минэкономразвития, Минприроды, ФАС — и собственно металлурги. Обсуждались меры, которые необходимо принять для поддержки отрасли в условиях сокращения объема экономики и современных внешнеэкономических проблем.

Спор вокруг 13%

Успехи и проблемы в отрасли идут рука об руку, это ясно даже из статистики Магнитогорского металлургического комбината (ММК), который, к слову, стал площадкой для прошедшего совещания. В 2015 году компания достигла рекордных денежных потоков и максимальной рентабельности за последние восемь лет. Тем не менее общая выручка по сравнению с 2014 годом упала почти на четверть.

И это характерно для всей отрасли. По мнению металлургов, на протяжении ближайших лет будет ощущаться давление таких факторов, как низкая загрузка производственных мощностей в мире, рост экспорта продукции из Китая, растущий протекционизм на внешних рынках и слабость внутреннего спроса.

В этих обстоятельствах важнейшей задачей становится разогрев внутреннего спроса на металл, прежде всего через стимулирование потребителей. Крупнейшие из них — автомобилестроение и транспортное машиностроение — уже значатся в числе главных кандидатов на поддержку в рамках антикризисной программы правительства на 2016 год. По замыслу стратегов из кабмина, развитие именно этих отраслей должно сыграть ведущую роль в диверсификации отечественной экономики, поэтому на них и делают основную ставку.

Однако на поверку все оказалось не так просто: эффект от госпомощи автомобиле- и машиностроителям может и не докатиться до металлургов, потому что одна-то рука, конечно, дает, но другая в это же самое время отбирает. По мнению сталеваров, разговоры о поддержке металлургии никак не согласуются с предельными транспортными тарифами, которые для любой отрасли в условиях сжатия рынка просто неприемлемы.

В первую очередь, речь идет об экспортной надбавке 13,4% к тарифам РЖД, которая ложится тяжелым грузом на плечи отечественной металлургии. Только в 2015 году доля транспортных расходов в цене экспорта подскочила с 10 до 15%. Если не снизить аппетиты перевозчиков, экспортные поставки российской стали будут неуклонно сокращаться, что в сочетании с низким пока внутренним спросом нанесет серьезный удар по жизнеспособности металлургии.


Максимальная надбавка, действующая для железнодорожных перевозок экспортных грузов, была введена РЖД в конце декабря 2014 года. Если учитывать общую индексацию железнодорожных тарифов на 10%, суммарный рост цен для экспортеров составил почти 24%.


Вице-премьер Аркадий Дворкович все жалобы металлургов выслушал и пообещал внимательно проработать тему. Впрочем, как хорошо известно, в устах наших чиновников «обещать» и «жениться» — это бесконечно далекие друг от друга понятия.

История вопроса

В середине мая 2015 года Минпромторг уже направлял в аппарат правительства письмо с просьбой повлиять на тарифную политику РЖД. Тогда переговоры с железнодорожниками вели НП «Русская сталь» и «РУСАЛ». Однако закончились они фактически безрезультатно. РЖД согласились снизить надбавки лишь при условии значительного увеличения объема перевозок — в условиях кризиса требование неисполнимое. На этом и успокоились. Чиновники прежде всего.

Вопрос снова всплыл только в конце 2015-го, на фоне тяжелой ситуации с экспортом металлопроката. На этот раз железнодорожники оказались более сговорчивыми: будучи так же заинтересован в увеличении объема погрузок, как и экспортеры, и, главное, имея необходимость выполнить свои обязательства перед ФАС (по соглашению между ФАС и РЖД, рост железнодорожных тарифов не должен превышать 7,5% в год), перевозчик все же пошел на отмену экспортной надбавки в 13,4% для черной металлургии.

Склад металлопроката

Склад металлопроката. Фото: Игорь Катаев/РИА Новости

Металлурги радуются, но ждут большего, так как пока значительной экономии им это не дало. Вопрос о «большем», как уже упоминалось, пообещал «хорошо проработать» Дворкович.

Вариантов, что может означать сия весьма обтекаемая формулировка, много. Гораздо проще сказать, чего она точно не означает: что правительство хоть сегодня готово надавить на РЖД — взять да и одним росчерком пера отменить надбавки. В официальном сообщении кабмина говорится, что он «будет работать с инфраструктурными монополиями над согласованием долгосрочных взаимовыгодных правил взаимодействия». Не более и не менее. Эксперты полагают, что просьбы металлургов будут удовлетворены в границах существующего сотрудничества РЖД с антимонопольщиками.

Волк, коза и капуста

В результате споры только обострились. С одной стороны, Министерство экономики предлагает в принципе отменить наценку внутри тарифного коридора. Против этого возражает ФАС. Антимонопольщики опасаются, что в таком случае в РЖД не справятся со своим финансовым планом. Его придется пересматривать, а это базовый документ. «Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения», — говорят в ФАС, но такой подход провоцирует долгие, рискующие стать бесконечными обсуждения, а разрешение ситуации кажется делом почти безнадежным.

Действительно, задача похожа на старую притчу о переправе через реку с волком, козой и капустой. В РЖД заинтересованы в увеличении объема перевозок, металлурги — в снижении транспортных расходов, РЖД не может работать себе в убыток. Все, ступор.

Правительство, скорее всего, в данном случае действительно не сумеет принять директивное решение. В тех условиях, в которых работает и управляется нынешняя российская экономика, в той логике, к которой привыкли в кабмине, однозначного решения тут нет. Проблема может разбираться только в рамках комплексных переговоров, причем стороны призваны пойти навстречу друг другу. Вариантов, в сущности, немного. Железнодорожникам, нуждающимся в росте перевозок, придется постепенно снижать тарифы, особенно по тем направлениям, где продукция сталеваров становится неконкурентоспособной ввиду пошлин, внешней конъюнктуры и пр. А у металлургов есть возможность привлечь дополнительные средства для оплаты перевозок, используя возможности своих трейдеров и поставщиков лома. Но и это пока только теория…

***

По существу, снижение доли транспортных расходов при экспорте металла принесет преимущества всем — и металлургам, и железнодорожникам. Загвоздка тут в выборе верной иерархии ценностей. Правительству пора определиться, что для страны важнее: экономическое оживление и хозяйственный рост или текущие интересы отдельных, в том числе и государственных компаний и их топ-менеджеров? Небольшое просветление в головах — и ожесточенные споры лоббистов можно будет отложить до лучших времен.

Эрдоган «взрывает» Турцию Далее в рубрике Эрдоган «взрывает» ТурциюТеракты в Анкаре — идеальный повод для начала наземной операции на севере Сирии

Комментарии

18 февраля 2016, 16:50
Поневоле вспоминается поговорка про плохого танцора... Доколе, господа?
20 февраля 2016, 16:26
Угу. Какой-то беспросветный бардак и повальная несогласованность в промышленности и экономике вцелом.
Если так и дальше пойдёт, то мы докатились до уровня украинского системного государственного психоза, господа хорошие...!
Набивать карманы от продажи нефти по 120$ за бочку любой дурак сможет, но этого умения, увы недостаточно для эффективного управления таким государством как Российская Федерация!!!
18 февраля 2016, 21:57
Белозеров совсем недавно возглавил РЖД, надо дать время. думаю он способен исправить ситуацию, это не старый. закоостенелый казнокрад Якунин, который только путешествовал, и постоянно просил из бюджета еще и еще
20 февраля 2016, 16:29
Ни чего из этого не выйдет, уж поверьте!
Это очередной назначенец, основной таллант которого заключается в умении филигранно молчать в трубочку и продвигать установку вышестоящих бюрократов! До бездушного "Пожирателя Глухарей" ему конечно пока далеко, но это только пока..., и назвать это преимуществом и неким позитивом крайне сложно.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»