Новости – Общество
Общество
Везучая «Таврида» и региональная обида
Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Согласившись дать 100 млрд рублей на строительство скандально известной трассы, федеральные власти урезают финансовую помощь субъектам РФ
27 июля, 2016 17:15
7 мин
25 июля в СМИ с большой помпой прошла новость о том, что федеральные чиновники «не без проблем и некоторых дискуссий», но все-таки нашли деньги на строительство 300-километровой трассы «Таврида», которая соединит Керчь с Симферополем и Севастополем.
Речь, как сообщил на совещании в Крыму премьер РФ Дмитрий Медведев, идет более чем о сотне миллиардов рублей. И хотя Минэкономики позднее сообщило, что проект новой редакции целевой программы развития полуострова предусматривает на нужды дороги всего 85 миллиардов, праздника это не испортило. Что неудивительно — если вспомнить, что речь идет о той самой трассе, которая в марте этого года разозлила Владимира Путина.
В ходе приезда российского президента на полуостров выяснилось, что недобросовестный проектировщик сорвал сроки работ, да еще и пытается взыскать через суд 280 миллионов за разорванный контракт. В итоге глава государства потребовал от вице-премьера Дмитрия Козака и министра экономразвития Алексея Улюкаева, чтобы руководить работами по строительству «Тавриды» был назначен один, конкретный чиновник. Как выразился Путин — его потом «можно будет повесить, если он ничего не сделает».
За громкими новостями с «Тавриды» в прессе практически незамеченной прошла другая информация. О том, что Минфин в следующем году планирует на 15,5% снизить межбюджетные трансферты регионам — то есть уменьшить помощь субъектам РФ из федеральной казны. При этом, по информации директора департамента межбюджетных отношений ведомства Ларисы Ерошкиной, в 2017-м в два раза сократится как раз финансирование строительства и ремонта дорог.
Так что, судя по всему, «Тавриде» на общем фоне предстоит стать мега-исключением. Не хочется думать, что решающим фактором везения в данной ситуации стал гнев президента.
Указы на шее
Дотации на выравнивание региональных бюджетов, как сообщили в Минфине, пока планируется сохранить; тем не менее на компенсацию средств, идущих на исполнение майских указов Путина, денег будет выделено на 5% меньше.
Между тем не секрет, что именно выполнение упомянутых указов, озвученных еще в 2012 году и преследующих прежде всего благородную цель повышения зарплат бюджетникам, стало для многих краев и областей тяжелым, а местами — и непосильным ярмом. Дело в том, что основная доля (три четверти) трат на эти цели, по закону, должна направляться из бюджетов самих субъектов федерации. Однако многие регионы и в сытые двухтысячные не могли похвастаться казной, в которой хватало бы денег на любые задачи; что уж говорить про кризисные времена.
В поисках средств на выполнение президентских распоряжений краевые власти массово полезли в долги, прося средства и у банков, и у тех же федералов. Процесс активно продолжается уже несколько лет; в итоге к 1 апреля текущего года консолидированный долг муниципалитетов и регионов составил 2,68 триллиона рублей. Самыми закредитованными, по данным на 2015 год, стали Мордовия (ее долг составляет 182% от ее же доходов), Костромская и Смоленская области (137 и 121% соответственно), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%).
Запрет как лекарство от новых долгов
В 2014-2015-м ежегодные трансферты регионам от федерального центра составляли 1,6 трлн рублей. Теперь Минфин за счет их сокращения намерен сэкономить около 250 миллиардов. Не сказать, чтобы эта сумма выглядела особенно весомо в масштабах страны, — одна трасса «Таврида», повторимся, потребует вложения ста с лишним миллиардов. Зато многие области и муниципалитеты на своем уровне обязательно почувствуют эти выпавшие доходы. В этом можно не сомневаться, особенно учитывая беспрерывное сокращение региональных доходов в кризис, из-за которого субъекты федерации все чаще сводят баланс с дефицитом.
Весной текущего года доля доходов региональных консолидированных бюджетов в ВВП оказалась самой низкой за последние шесть лет. Доля же профицитных регионов — тех, в чью казну денег приходит хоть чуть-чуть больше, чем тратится — по данным Счетной палаты, в последние пять лет непрестанно сокращается. В 2011-м соотношение дефицитных и профицитных субъектов РФ составляло 57 к 26, а к 1 января 2016-го оказалось на уровне 76 и 9.
Чтобы помешать субъектам наращивать долги, Минфин придумал новую тактику: с 2019 года, в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса, регионы предлагается разделить на три группы. Тем, чья долговая устойчивость будет признана высокой (то есть те, чей долг составляет меньше 50% бюджетных доходов), будет разрешено выпускать облигации и занимать средства в банках. Остальным же, «середнячкам» и «отстающим», об этом останется только мечтать. Теоретически, сделать это они смогут, но лишь с разрешения Минфина.
В самом деле, куда логичнее: как сделать так, чтобы регионы не погрязали все глубже в пучине долгов? Да просто запретить занимать.
Перекрытый кислород вместо реальной помощи
Беда только, что это решение не дает ответа на вопрос, как властям на местах исполнять бюджетные обязательства. В условиях, когда денег нет и взять их неоткуда.
Между тем ответ на этот вопрос существует. Прежде всего, необходимо реструктуризировать региональные долги: выяснить, какая часть кредитов была вложена в инфраструктурные проекты, в местную промышленность, а какую пришлось банально «проесть», отправить на повышение зарплат бюджетников, на выполнение социальных обязательств. И вот эти «проеденные» деньги — то есть, хотя бы их, — регионам можно и нужно… простить. Как щедро списывает наша страна многомиллионные долги Кубы, Алжира, Сирии, Вьетнама, Северной Кореи, Ирака и прочих «дружественных народов». Стоит обнулить этот счетчик — и тут же перестанут расти траты на обслуживание долгов, нагромождаться проценты на проценты, и регионы смогут наконец вздохнуть и заняться своим развитием, вместо того, чтобы дальше толочь воду в ступе.
А дальше — следует пересмотреть отношение государства к финансированию медицины и образования. Любой учитель или врач, живя в Москве, в Рязани или на Камчатке, делает все то же важное для страны дело. И не совсем понятно, почему благополучие медиков или педагогов должно на три четверти зависеть от качества работы местных властей. В идеале школы, детсады, учреждения здравоохранения должны финансироваться по тем же принципам, что и армия, спецслужбы, судебный аппарат, прокуратура. Нужна государству безопасность, внешняя и внутренняя — значит, оно за нее и платит. А хорошее здоровье и умные мозги для страны важны ничуть не меньше, чем силовая составляющая.
Что касается региональных властей, то их заботе следует поручить то, что касается непосредственно регионов. Ремонт дорог, поддержание нормальной экологии, решение подобных местечковых вопросов. Уж на эти цели им должно хватить средств, — так, чтобы впредь стало можно жить без финансово-административных извращений.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости