Новости – Общество
Общество
«Сесть у министерства и объявить голодовку они могут, а поститься им тяжело»
Старец Паисий, Иаков Цаликис (стоит), Иосиф Исихаст, Порфирий Капсокаливит. Изображение: verav.ru
Афонские старцы — о том, зачем нужно вступить в Успенский пост
15 августа, 2015 07:26
7 мин
14 августа начался Успенский пост — строгий, не разрешающий не только мясо и молочные продукты, но и рыбу.
Как поститься без насилия над собой, что делать, если члены семьи не хотят отказываться от лакомств, и почему воздержание дает свободу, — «Русская планета» собрала советы афонских старцев, которые помогут держать пост.
Паисий Святогорец
Многие мирские люди не могут выдержать пост. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста — от упрямства, настырности, — чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы дает.
Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришло время — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться.
Прежде всего нужно выбросить сковородку, чтобы она больше не «поджаривала» нашу плоть и чтобы мы не заработали себе язву желудка.
Насколько это возможно, надо избегать вообще любой жирной пищи и соусов, которые засаливают душу, а также солений и консервов, потому что они вредят не только телу, но и душе. С помощью подвижнической жизни человек становится некоторым образом невещественным и, хотя не моется, сияет и благоухает.
Хорошо также избегать разнообразия в пище, не только потому, что поступать так прилично монахам, но и потому, что разнообразие всегда производит расстройство пищеварения, так как часто одни продукты не сочетаются с другими. Лучше употреблять легкую, простую пищу, чтобы получить помощь для духовного взлета своей молитвы.
Человек должен за собой следить. Если он видит, что его сил не хватает, то пусть съест побольше. «Определи себе меру», — говорит преподобный Нил Постник.
Никодим Святогорец
Никодим Святогорец. Изображение в книге "Μεγάλου Συναξαριστή", Βενετία, 1819 год
Никодим Святогорец. Изображение в книге "Μεγάλου Συναξαριστή", Βενετία, 1819 год
Согласно святому Григорию Синаиту, существует три степени удовлетворения голода: воздержание — когда после еды остается еще чувство голода, вдоволь — когда не испытываешь голода и не отягощаешься, и сытость — когда отягощаешься немного. Так что если ты не в состоянии соблюдать первые две степени, то хоть не объедайся, помня слова Господа: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6, 25).
Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста.
Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде.
Порфирий Кавсокаливит
В одной молодой супружеской паре, в то время как муж привык держать пост, жена, следуя порядку, заведенному в ее семье, не постилась. Она не возражала против поста, просто у нее дома никогда его не соблюдали. Когда молодой супруг спросил, как ему быть с постом, ответ звучал так: «Ты постись, как и всегда делал. Но своей супруге ни слова не говори о посте. И во время поста пусть у тебя в холодильнике всегда будут скоромные продукты. Пусть их ест твоя жена, а ты постись».
Спустя какое-то время, в течение которого муж строго следовал наставлению, начала и жена, имевшая доброе устроение, склоняться в вопросе поста на сторону супруга. В конце концов они начали держать пост вместе.
Одна женщина всегда соблюдала посты. Но ее маленькие дети постились только первые три дня — для них она готовила скоромное, а когда готовишь, то всегда пробуешь пищу. И вот ее стали терзать сомнения: грех это или нет? Как-то раз Успенским постом к ней приехали друзья. Она постыдилась сказать, что постится и что скоромное приготовлено только для гостей, поэтому поневоле вместе со всеми ела картошку с котлетами. «Ты что, думаешь, что попробовала пальчиком молочную кашку и уже согрешила? Ты же просто пробуешь, чтобы узнать, достаточно ли в каше соли или сахара, — сказано было ей. — А вот есть скоромное вместе с гостями не следует. И больше никогда так не делай».
Ефрем Филофейский
В период поста нужно воздерживаться не только от пищи, но, главное, от злых похотей. Всякий христианин, желающий достигнуть спасения, должен собрать свои мысли и употребить решимость к тому, чтобы жить проще, скромнее. Внешний сосуд разрушается, распадается, становится добычей червей, подвергается тлению. А красота души не только не подвержена тлению, но, наоборот, благоукрашаемая Духом Божиим, она облагораживается все больше и больше.
Приходит бес и приносит нам усталость и слабость, а потом нашептывает: «Не делай поклоны, не вставай на молитву, ты устал, поспи еще, ведь у тебя работа и еще столько дел». Не станем его слушать, будем спешить, потому что не знаем, что произойдет в следующее мгновение.
Иосиф Ватопедский
Многие из нас считают заповеди покушением на свою личную свободу и обвиняют Бога в том, что Он предъявляет какие-то требования! Но давайте посмотрим, каковы эти требования? Тот, кто воздерживается, становится свободным от неумеренности. Бедный освобождается от корыстолюбия, умиротворенный — от суеты, целомудренный — от сластолюбия, девственный — от блуда, нестяжательный — от сребролюбия, кроткий — от гнева, смиренный — от тщеславия, послушный — от сварливости, прямодушный — от лицемерия, исповедник — от предательства, мученик — от идолопоклонства.
Итак, каждая добродетель является опровержением соответствующего ей зла и греха, и в этом заключается долг нашего разумного естества. В чем же здесь нарушение свободы?
Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях. В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его Божественной любви, которая непрестанно нас окружает.
С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие — молитва, без которой не может быть ничего.
С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие — молитва, без которой не может быть ничего.
Силуан Афонский
Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. А жить надо просто, как малые дети; тогда благодать всегда будет в душе.
При подготовке использованы материалы издательств «Святая Гора», «Благовест», «Сибирская Благозвонница», «Никея»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости