Успенский пост: значение, еда, история, настроение
2 мин чтения
Прихожане у храма Христа Спасителя. Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

Прихожане у храма Христа Спасителя. Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

Все, что нужно знать о грядущем посте, — в материале РП

В пятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим постом после Великого. Какие ограничения он накладывает, зачем нужно поститься посреди летнего изобилия и почему считается, что после Успенского поста природа поворачивает на зиму, — в гиде «Русской планеты».

Значение

История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, она заранее знала день своего ухода из мира и провела это время в молитве и аскезе. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, — пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. — А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».

В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Он открывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало в древнем Константинополе: в августе город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить по улицам крест, освящая им дома и улицы, а по завершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. На Руси этот день называют еще Медовым Спасом — 14 августа начинался сбор и освящение меда, совершалось малое освящение воды.

Верующие во время освящения меда в Преображенской церкви. Иваново

Верующие во время освящения меда в Преображенской церкви. Иваново. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

К концу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Он посвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял с собой для молитвы трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и явил им свое Божественное величие. Во время молитвы лицо Христа «просияло, как солнце», а одежды сделались «белыми, как свет». К нему явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с ним. Иисус запретил ученикам упоминать о произошедшем до своего воскресения. В народе этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно с этого дня природа поворачивает на осень и зиму.

Финал поста — праздник Успения Пресвятой Богородицы. В годовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост — один из самых строгих в году, он подобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста полагается сухоядение — вкушение пищи без ее отваривания. По вторникам и четвергам варить пищу можно, но без «елея» (масла). В субботу и воскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять в еду масло и выпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться от винограда и яблок до праздника Преображения Господня. В монастырях древности на монахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание — им запрещалось есть «от грозди» до конца августа. В сам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Со строгостью предписано относиться и к развлечениям. Нельзя ходить в кино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя в просмотрах развлекательных программ по телевизору и в праздном сидении в интернете. Святитель Василий Великий пишет: «При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Настоящий постник — тот, кто удаляется от всякого зла».

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить к Успенскому посту с радостью. Он называл дни поста временем, «когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, чтобы вновь обрести способность жить со всем простором, со всей глубинной интенсивностью».

До тех пор пока не будет радости, писал он, вместо мнимого благочестия будет «получаться чудовищная и кощунственная пародия»: «Мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Пожили — и хватит Далее в рубрике Пожили — и хватитВ России дорожает все, кроме человеческой жизни Читайте в рубрике «Люди лучше, чем кажутся»Писатель из алтайской деревни — про сельскую жизнь, алкоголизм, прототипов и внутренний космос «Люди лучше, чем кажутся»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
14 августа 2015, 11:26
Медовый Спас - это годится! Чисто русская тема! А вот Успенский Пост - это уже религиозные предрассудки! )
14 августа 2015, 10:19
РПЦ давно пора заняться сменой "лица". Вместо стареньких бабушек в платочках, на фоне образов и лампад нужно изображать людей репродуктивного возраста.
14 августа 2015, 10:04
Я поддержу пост. Дело хорошее. Главное, непродолжительное, в отличие от Великого Поста.))
14 августа 2015, 09:56
Пост - хорошее дело. Согласен, что он позволяет стряхнуть с себя "отмершее".
13 августа 2015, 22:20
Главное - это настроение! Хорошее настроение на все благодатно влияет. в нем корень здравой жизни!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!