Новости – Общество
Общество
Санкционное лицемерие
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Продукты из запрещенного списка по-прежнему не запрещено продавать
26 февраля, 2016 10:00
7 мин
Продажа санкционных продуктов в России запрещена не будет: соответствующие поправки к закону о торговле получили отрицательный отзыв кабинета министров. Поправки должны были заткнуть дыры в действующем законодательстве, через которые на российские прилавки продолжают поступать запрещенные к ввозу товары. Однако в правительстве сочли их неуместными.
Обмани себя сам
В состоянии торговой войны Россия находится с августа 2014-го: именно тогда был введен запрет на ввоз многих видов сельхозпродукции из государств, ранее поддержавших антироссийские санкции. Однако запрет оказался, что называется, с двойным дном: из-за пробелов в законодательстве, оказавшись на территории России, запрещенные продукты перестают быть запрещенными! Главное — любыми правдами и неправдами протащить их через границу, а потом можно свободно продавать контрабанду в торговых сетях.
Летом прошлого года эта полукриминальная практика была фактически легализована: арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес вердикт в пользу ЗАО «Тандер», попавшегося на перепродаже санкционных французских сыров; региональному управлению Роспотребнадзора, требовавшему наказать нарушителя, в удовлетворении иска было отказано. И ведь судьи-то не оплошали, а всего лишь следовали букве закона: ответственность за торговлю «санкционкой» в нашей стране действительно не предусмотрена.
Надо ли говорить, какие богатейшие коррупционные возможности открылись благодаря этой схеме для таможенной службы? Ведь продукты на продажу везут не чемоданами, а вагонами, и выручка серых трейдеров позволяет решать «формальные вопросы» с привлечением совсем не детских денежных сумм.
Эффект фикции
Лицемерие санкционной политики правительства стало проявляться с самого начала памятной всем эпопеи с давкой гусей бульдозерами и сжиганием многотонных партий помидоров и сыров. Тогда российское общество горячо обсуждало идею не уничтожать санкционные продукты, а раздавать их малоимущим. В правительстве идею отмели, посчитав, что эмбарго вводилось не затем, чтобы сбивать цены в магазинах, а для того чтобы поддержать отечественных производителей. Да и за качество продуктовой контрабанды никто не отвечает: получать санитарные сертификаты на товар, провезенный через границу за взятку или по поддельным документам, смысла нет. В итоге еду решили продолжать давить и закапывать.
Теперь же выходит, что запрещенные продукты не только поступают в РФ все также без какого-либо подтверждения своего качества, но и оказываются на одной полке с товарами российских производителей, которых правительство вроде бы обещало поддержать. Однако кабмин всеми своими действиями упорно демонстрирует, что его в текущей ситуации все устраивает.
Казаки во время рейда по выявлению санкционных товаров. Фото: Сергей Коньков/ТАСС
На своей волне
В ответе депутатам, предлагавшим запретить торговлю «санкционкой», министры пояснили свой отказ предельно просто: санкционные продукты и так уничтожаются на границе, а потому другие действия в этом направлении будут излишними. К тому же в правительстве посчитали, что поправки непосредственно коснутся внешнеторговых отношений, тогда как последние не должны регулироваться законом о торговле. «Отношения, связанные с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, законом о торговле не регулируются (часть 4 статьи 1). Таким образом, предлагаемое дополнение закона о торговле не относится к предмету его правового регулирования», — говорится в тексте правительственного отзыва.
И действительно: как это позволить внутрироссийскому закону покушаться на святое — нюансы международной торговли! У нас ведь и в Конституции закреплен главный принцип космополитов всего мира: превалирование международного права над национальным. Обидно, однако, что такая позиция мало пригодна для успешного строительства национальной экономики. Если вспомнить, на какие ухищрения идут наши «западные партнеры», стремясь оградить свой рынок от российских товаров хотя бы под видом антидемпинговых пошлин, то такой формальный подход российского правительства начинает выглядеть в худшем случае как диверсия, а в лучшем — как проявление слабоумия.
Зачем тогда кабмин согласовывал антикризисный план, где черным по белому прописано выделение 23 миллиардов рублей на стимулирование агроимпортозамещения, вообще непонятно. Само по себе выделение средств на поддержку сельхозпроизводителей вопросов не вызывает — так делают все страны мира, за исключением беднейших африканских государств — но как субсидирование аграриев может сочетаться с попустительством иностранному демпингу? На это ответа у министров нет.
Возможно, если контрабанду стало бы запрещено не только ввозить, но и продавать — суммы помощи можно было бы уменьшить, а освободившиеся средства перенаправить на развитие науки или поддержку высокотехнологичных отраслей?.. В нынешнем же виде схема работает на обогащение коррупционеров, угнетает производителей, а платят за все в конечном счете потребители.
Не оставляйте стараний, маэстро…
Депутаты Иван Сухарев, Сергей Каргинов и Кирилл Черкасов, готовившие поправки в закон о торговле, уже заявили, что не согласны с доводами правительства и будут настаивать на принятии поправок.
«Отзыв совершенно не соответствует тематике законопроекта и нашей действительности. В отзыве сказано, что закон о торговле не может регулировать внешнеторговую деятельность, но мы и не просили ее регулировать. Если товар находится на территории России, то он уже имеет отношение только к российскому законодательству, к торговле внутри страны, а не к международным отношениям, – прокомментировал ситуацию Каргинов. — Очевидно, лобби торговых сетей и продавцов в правительстве гораздо сильней, чем мы думали».
Представители Госдумы, кстати, уже не первые, кого кабмин «обломал» с запретом на торговлю санкционкой: ранее с похожей инициативой выступал первый зампред комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Павел Сычев. Он просил министров сельского хозяйства и экономического развития инициировать введение уголовной ответственности за продажу запрещенных к ввозу товаров.
Пока запросы в правительство действия не возымели. Однако наличие желающих продолжить борьбу означает, что идея зачистить российский рынок от продукции недружественных стран по-прежнему витает в воздухе. А значит, рано или поздно эта работа будет сделана. Главное, почаще пинать чиновников, ответственных за ее выполнение — и это задача не только для законодателей, но и для бизнеса, СМИ, общественных организаций. Впрочем, и награда будет общей: собственный российский агропром и своя еда, за качество которой можно не бояться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости