Новости – Общество
Общество
Рынок не верит Медведеву
Дмитрий Медведев и Игорь Сечин (слева направо). Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Сделав подарок «Роснефти», премьер-министр обвалил ее акции
18 декабря, 2015 19:40
9 мин
«Роснефть» получает ряд недр федерального значения. Об этом 18 декабря заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на совместном заседании правительственных комиссий по импортозамещению и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Глава кабинета увязал это решение с перспективами форсированного развития востока страны в целом и с судьбой судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень в частности, где в тот же день решено было создать территорию опережающего развития (ТОР). Медведев выразил надежду, что для освоения новых недр как раз и будет использоваться современная морская техника, построенная на «Звезде».
«Звезда» и «Роснефть»
Как сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин, компания уже вложила в строительство самой современной судоверфи в России более 22 млрд рублей. Общий объем инвестиций составит 145 млрд рублей. При этом до 2030 года Роснефть должна будет увеличить свой портфель заказов до 75 судов (общий прогноз заказа судов и буровой техники на этот период — 116 единиц). Однако на ближайшие годы загрузка не так велика: в 2018 году будут сданы в эксплуатацию плавдок и верхнее строение морской буровой установки, а в 2019 году — построены четыре корабля снабжения и два ледокола-склада.
Комментируя совместные планы «Звезды» и Роснефти, Сечин сказал, в частности: «На этапе проведения компанией геологоразведочных работ в горизонте планирования до 2030 года портфель заказов (на "Звезде") будет увеличен до 75 единиц судов и морской техники. Обращаемся с просьбой, чтобы и другие компании, которые участвуют в работе на шельфе, также приняли участие в формировании заказов».
Справка РП: Строительство верфи ведется на базе действующего завода «Звезда», входящего в Дальневосточный центр судостроения и ремонта. По итогам реализации проекта «Звезда» будет выпускать различные виды морской техники, а также корабли водоизмещением до 350 тысяч тонн, морские платформы и их элементы, ледоколы и специальные суда.
Проект рассчитан на 2012–2024 годы, его бюджет — 145,4 млрд рублей. В консорциум инвесторов входят Газпромбанк, Объединенная судостроительная корпорация и «Роснефть».
Сам завод «Звезда» с момента своего основания (1946 год) и по сей день является главным предприятием по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота. Он единственный на Дальнем Востоке занимается ремонтом, переоборудованием и модернизацией атомных субмарин, в том числе ракетоносцев.
Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС
В ожидании приватизации
Однако передача новых участков недр «Роснефти» вписывается в еще один, более широкий контекст. Речь идет о возможной приватизации компании. Готовясь к этому, государство, скорее всего, хочет увеличить ценность и значение «Роснефти», а соответственно, и стоимость ее акций.
Высокую вероятность приватизации «Роснефти» подтвердил в ходе своей пресс-конференции 17 декабря президент России Владимир Путин: «Я еще в своих статьях 2012 года писал, что это возможно. И в принципе мы будем продолжать эту работу… Не исключаю, что для того чтобы не палить резервы, а для того чтобы обеспечить доходы и изменить структуру этих крупных компаний, правительство и пойдет на эти решения. Я стараюсь в эти решения не вмешиваться. Тем более что контрольного пакета в этих компаниях государство не теряет».
На самом деле еще в ноябре 2014 года Дмитрий Медведев подписал документы, позволяющие выставить на продажу 19,5% акций «Роснефти», принадлежащих государственному холдингу «Роснефтегаз». Речь идет о 2 066 727 473 акциях. Таким образом, доля государства в капитале «Роснефти» сокращается с 69,5% до 50% + 1 акция. Однако цена самих акций под вопросом.
Деньги как можно скорее
Согласно постановлению правительства стоимость одной акции должна быть не ниже первичного публичного размещения в 2006 году. Тогда она продавалась за 7,55 доллара. Глава «Роснефти» Игорь Сечин убежден, что акции следует продавать по 8,12 доллара — именно по такой цене была совершена последняя сделка с ВР.
Аналитики смотрят на перспективу этих цен скептически. Нефть падает, а вместе с ней падают и котировки нефтяных компаний. Так, бумаги «Роснефти» за последние два года подешевели в долларовом исчислении более чем вдвое. Однако Сечин убежден, что по таким ценам продавать ничего нельзя. «Фундаментальная стоимость компании не отражается текущими котировками», — говорит он, и здесь с ним трудно не согласиться.
Однако Минэкономразвития в лице Алексея Улюкаева заинтересовано в деньгах, причем как можно скорее: только это определяет его логику. Улюкаев утверждал в середине декабря: «Сейчас рублевая цена акции "Роснефти" выше, чем она была в 2006 году. За доллары акции не продаются, за доллары продаются ADR, они сейчас действительно стоят дешевле. Мы находимся в российской юрисдикции и говорим о рублевой цене акций "Роснефти". Поэтому, с моей точки зрения, это условие (цена не ниже 2006 года) выполняется».
Своему коллеге вторит и министр финансов Антон Силуанов. Для него главное — продать искомую долю «Роснефти» по цене, превышающей полтриллиона рублей, уже в 2016 году. 16 декабря на Московской бирже 19,5% «Роснефти» стоили 520,8 млрд рублей, на LSE — 7,37 млрд долларов. Так что все вроде бы срастается. Но одна акция будет стоить при такой сделке 3,45 доллара.
«Роснефть», похоже, вынуждена будет уступить. Ее представитель заявил недавно, что компания выполнит «любые законным образом оформленные требования контролирующего акционера».
Кто нас купит?
Ирония судьбы заключается в том, что на фоне сложных проблем мирового сырьевого рынка покупатели отнюдь не стоят в очереди за акциями «Роснефти». По словам Дмитрия Медведева и Антона Силуанова, интерес к пакету акций проявляет Китай: в 2006 году китайский нефтегазовый гигант CNPC уже приобрел 0,6% акций компании. В какой доле «Роснефти» китайцы заинтересованы на сегодняшний день, не очень понятно. Но в том, что разработки на Дальнем Востоке должны привлечь их внимание, сомневаться не приходится. Как заметил в свое время аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин, «китайские госкомпании предпочитают все держать под контролем. Крупный миноритарный пакет (более 2% по Закону об акционерных обществах) даст им право на представительство в совете директоров "Роснефти"». Насколько такое присутствие в интересах России, в том числе и в перспективе участия «Роснефти» в реконструкции «Звезды» (оборонное значение этой верфи трудно преувеличить), — большой вопрос.
Интерес к «Роснефти» также проявляют индийцы. Об этом, говорил, в частности председатель совета директоров корпорации Indian Oil Corporation Баласубраманьян Ашок. Однако все подобные переговоры велись еще в 2014 году, после визита Игоря Сечина в Индию и до значительного обрушения цен на нефть.
Других потенциальных покупателей пока не видно, по крайней мере, о них нам ничего не сообщают.
Чьи у нас недра?
Предполагается, что передача нескольких участков недр федерального значения, о которой говорил Медведев, делает «Роснефть» сильнее и привлекательнее. Однако рынок настолько «верит» российскому премьеру, что отреагировал на новости… обвалом акций компании! Поднявшись в начале торгов на 80 копеек (0,3%), к концу торгового дня стоимость акций упала более чем на 9 рублей (почти 4%). Трейдеры начали избавляться от столь «ценных» бумаг, разглядев в маневре правительства какую-то хитрость.
Тем не менее, «Роснефть», получив дополнительные ресурсы, действительно может оказать позитивное влияние на развитие российского Дальнего Востока.
Но существует небольшая проблема. Кому мы передаем наши недра — российской государственной компании или частным лицам? И — при определенных обстоятельствах — не просто частным лицам, но государственной компании другой страны, имеющей в регионе собственные, неоднократно продекларированные интересы.
Конечно, 500 млрд рублей будут чрезвычайно полезны бюджету Российской Федерации в 2016 году. Не будем забывать, что это ровно половина той суммы, которая необходима для спасения Внешэкономбанка. Но ведь государство не может вести себя, как обычная корпорация, легко перебрасывающая финансовые потоки из одного сектора в другой. У государства есть стратегические интересы, которые невозможно оценить в триллионах долларов, мегатоннах золота и другой валюте. У государства есть земля и ее недра, которые достались ему не случайно и не в результате ловких коммерческих сделок. В них труд прошлых поколений и богатство поколений будущих. И с этим не стоит играть на рынке.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости