30 сребреников для российской фармакологии
Работница ставит контейнер с ампулами на конвейер на фармацевтическом заводе «Полисан». Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Работница ставит контейнер с ампулами на конвейер на фармацевтическом заводе «Полисан». Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Иностранные производители лекарств признались, сколько тратят на развитие сети своих агентов влияния в РФ

Зарубежные фармацевтические компании впервые опубликовали данные о расходах по продвижению своих препаратов на российском рынке. Данные, естественно, касаются только законных трат: гонораров врачей, участвующих в «исследованиях», расходов на эти самые исследования, оплату участия специалистов из РФ в различных семинарах и конференциях. О чемоданах долларов, занесенных в разные высокие кабинеты, никто, естественно, не упоминал.

Однако даже сведения о легальном лоббировании продвижении зарубежной фармпродукции дают отличное представление о том, под каким давлением находится в последние годы отечественный рынок лекарств.

Забугорные спонсоры

Merck Sharp & Dohme — международная компания со штаб-квартирой в США — сообщила, что израсходовала за 2015 год в РФ 647 млн рублей. 19% суммы пошло на гранты для различных медорганизаций, 40% — на выплаты медикам, принявшим участие в исследованиях, еще 41% — на проведение исследований.

Британский фармацевтический гигант GlaxoSmithKline (GSK) отчитался о вложениях в размере 619 млн рублей. Львиная доля денег пришлась на финансирование исследований — 581,6 млн рублей, 15 млн рублей ушло на сотрудничество с российскими организациями, еще 22 млн — «на карман» трем сотням врачей.

Немецко-итальянский фармацевтический колосс Berlin-Chemie/Menarini заплатил 586 российским специалистам 49,6 млн рублей, а еще 69 млн потратил на сотрудничество с 90 организациями.

Один из крупнейших игроков российского лекарственного рынка — немецкая компания Bayer — сообщил о трате за прошлый год 411,7 млн рублей. 235,7 млн рублей пошло на выплаты врачам, 109 млн — организациям, еще 66 млн вложено в исследования.

А вот американский монстр Pfizer скромно отчитался о вложении 16,8 млн рублей в сотрудничество с 11 российскими организациями. То ли американцы более экономны, то ли просто более скрытны по сравнению с их европейскими коллегами.

Однако пальму первенства по скрытности, как и следовало ожидать, держат израильтяне. Мировой лидер по производству препаратов-дженериков, компания TEVA, вообще не стал обнародовать данные о вложениях в наш рынок. Представитель TEVA пообещал передать информацию российскому филиалу Ассоциации международных фармпроизводителей. Видимо, нам, рядовым потребителям, лучше не знать, какие суммы тратит компания и на что. Такой вид заботы о нашем здоровье — физическом и душевном.

Повод задуматься

Казалось бы, все замечательно: иностранные инвесторы налицо, миллиардные вложения в наукоемкий рынок — тоже. Да и врачам хорошо: какая-никакая, а прибавка к зарплате.

Ключевая проблема подобных «инвестиций» заключается в том, что иностранцы не вкладываются в развитие российских производств. У них уже есть свои. Они занимаются продвижением собственных товаров на рынке. С каждого вложенного доллара «инвесторы» позже выводят из России два, три, десять — как повезет. И не нужно покупаться на громкое слово «исследование»: большинство называемых таким образом процедур — не более чем способ легализовать препараты на рынке. Научной новизны в них — кот наплакал.

Известно, что все познается в сравнении. Так вот, в России уже семь лет реализуется проект по созданию собственной современной фармакологической индустрии — «Фарма-2020». Это действительно серьезная программа со строительством заводов, освоением новых технологий производства, полноценной загрузкой лабораторий — все, как у взрослых. Расходы страны на «Фарму» в прошлом году составили 10 млрд рублей, в нынешнем — еще 11 млрд.

Таким образом, миллионные «инвестиции» из-за рубежа — капля в море в сравнении с реальными потребностями отрасли. Пользы российским производителям эти средства не приносят никакой, а вот вреда — более чем: иностранцы, вкладываясь в рекламу и лоббирование, контролируют 73% нашего фармакологического рынка в стоимостном выражении и 42% — если смотреть на объемы поставок. Де-факто зарубежные компании оккупировали самые дорогие и прибыльные ниши лекарственного рынка и теперь удерживают их ценой небольших вложений и адресного спонсирования нужных специалистов.

Разумеется, свои средства иностранцы направляют прежде всего не рядовым работникам заштатных больниц. Их цель — склонить к сотрудничеству высокопоставленных представителей системы здравоохранения, чиновников от медицины. Естественно, такое сотрудничество оформляется максимально безопасным с правовой точки зрения образом: врачам выписываются гонорары за публикацию статей, участие в конференциях и симпозиумах…

Однако грань между лоббистами и взяткополучателями крайне тонка. Она построена больше на юридической казуистике, чем на реальных отличиях целей и результатов деятельности. Так что, не показывая пальцем ни на кого из конкретных участников процесса (оригиналы документов об оплате, к сожалению, не публикуются), позволим себе усомниться в общественной пользе сотрудничества наших врачей с «ведущими мировыми производителями».

Медикаментозный суверенитет

Именно стараниями чиновников от здравоохранения, дающих добро на проведение медицинских «исследований», и докторов, соглашающихся за небольшую плату упоминать в разговорах с пациентами названия тех или иных препаратов, пробираются в Россию вакцины, биодобавки и лекарства, эффект от которых не доказан, а побочные действия пока не изучены.

Но разве россияне — подопытные кролики, чтобы ставить на них медицинские опыты? Ведь у каждого без исключения препарата на поверку обнаруживается своя группа риска, свои непредвиденные эффекты и «побочки», грозящие серьезными проблемами, а иногда и вовсе летальным исходом!

Нельзя, кстати, сказать, что наши власти не понимают ситуации: параллельно с развитием собственной фармпромышленности РФ стала сокращать количество разрешений на проведение клинических исследований для иностранных компаний. В результате с 2010 по 2014 год их число снизилось в пять раз.

Но России пока не хватает механизма, позволяющего разграничивать маркетинговую деятельность иностранцев и реальные вложения зарубежных средств в российскую науку и развитие производства. Существует и то и другое, и первое всегда маскируется под второе.

Стоит решить эту проблему (в первую очередь путем инкорпорирования настоящих практикующих врачей в экспертные структуры Минздрава), и задача по построению в РФ собственной качественной фарминдустрии существенно упростится.

Как посадить Ислямова Далее в рубрике Как посадить ИслямоваОрганизатор «блокады Крыма» Ленур Ислямов не должен в очередной раз уйти от ответственности

Комментарии

28 июня 2016, 12:45
Как вариант, вообще раскошелиться на продвижение отечественных пилюлек, в т.ч. и за рубеж. У нас отличные лекарства. Надо бить врага его же оружием, если на него денег хватит))
29 июня 2016, 10:40
Нет смысла ввязываться в эту безумную гонку, по крайней мере сейчас, когда собственное фармацевтическое производство находится на недостаточно высоком уровне. Сейчас как раз-таки стоит озаботиться именно тем, чтобы помочь ему нарастить обороты и крепко встать на ноги, в том числе и за счет устранения факторов недобросовестной конкуренции со стороны наших "глубокоуважаемый зарубежных партнеров"...!
Как только начнем сами делать все необходимые виды эффективных и высококачественных препаратов - так и спрос на них за рубежом появится.
Качество всегда говорит само за себя! А всё это шулерство давайте лучше-ка оставим в стороне, ии сделаем свое визитной карточкой высококласность и добросовестность!
Да и денег сейчас на этио лишних нет, чего уж греха таить...)
28 июня 2016, 12:49
Только более дешевой ценой можно потеснить на внутреннем рынке западные фармацевтические компании. Только тут другой вопрос возникает - кто будет выплачивать гонорары тем самым врачам? А те, лишившись своего дополнительного заработка, что будут прописывать пациентам?
29 июня 2016, 12:25
На внутреннем рынке - да, согласен.
На внешнем не только. Для того есть еще и реклама, и презентации, и наглядная демонстрация качества и благонадежности, а так же репутация и авторитет, которые завоевываются и достигаются годами стабильности.
Так что можно конечно и демпинговать, но это не самый лучший вариант ! Но для вытеснения сомнительного импорта с внутреннего рынка очень даже подходит (по крайней мере на первоначальном этапе).
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»