Новости – Общество
Общество
Миграционные грабли
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (слева направо). Фото: Александр Астафьев/ТАСС
Предстоящий визит Дмитрия Медведева в Бишкек стал поводом для обсуждения либерализации миграции
3 июня, 2016 12:00
7 мин
6–7 июня премьер-министр Дмитрий Медведев посетит Бишкек, где проведет переговоры с президентом Киргизской Республики Алмазбеком Атамбаевым. По сообщениям СМИ, одной из тем обсуждения, которой нет в официальной повестке, станет сокращение «черного списка» мигрантов, которым запрещен въезд в РФ.
Фоном для встречи стало общественное обсуждение ряда инициатив, которые могут облегчить жизнь мигрантов в России, в их числе передача связанных с ними вопросов Министерству труда вместо МВД и создание дополнительных адаптационных центров под контролем национальных диаспор.
Хотя поток гастарбайтеров из Центральной Азии в Российскую Федерацию значительно сократился на фоне непростой экономической ситуации, миграционный вопрос остается одним их самых острых для общества. Во многом это связано как с резонансными криминальными историями с участием мигрантов, так и с угрозами экстремистского характера. Кроме того, в случае Киргизии необходим баланс между контролем за миграцией и интеграционными процессами в рамках ЕАЭС, что усложняет поиск взаимовыгодных решений.
В «черном списке»
О возможном сокращении черного списка мигрантов сообщил заместитель руководителя аппарата президента Киргизии Сапар Исаков, что говорит о том, что инициатива его обсуждения исходит, прежде всего, от киргизской стороны. Этот вопрос затрагивался в рамках двусторонних встреч уже не раз, но подвижек пока нет. Сейчас в черном списке находится 180 тысяч граждан Киргизии, всего же в России постоянно находится и работает более полумиллиона киргизов.
Как напомнил в беседе с «Русской Планетой» президент киргизского Центра перспективных исследований Сергей Масаулов, ЕАЭС, членом которого является Киргизия, подразумевает свободное перемещение трудовой силы, но при этом не должно быть исключений для людей, которые нарушают закон.
«Многие из тех, кто сейчас в черном списке, оказались в нем до того, как между нашими странами были установлены особые экономические отношения, и с ними нужно разбираться отдельно. Значительная часть фигурантов может быть исключена из этого списка, кроме тех, кто злостно нарушал закон, пытался ввозить нелегальные вещества и так далее. Тогда заработают те интеграционные процессы, которые сегодня обсуждаются. Вопрос в том, как правильно организовать процесс и капитализировать этот тип общественных отношений для обеих стран, а без нормального отношения к трудовым мигрантам результата не будет», — уверен Масаулов.
Однако вполне ожидаемо сама мысль о сокращении черного списка вызывает отторжение у большинства здравомыслящих россиян.
Фото: Максим Муратов/Интерпресс/ТАСС
Фото: Максим Муратов/Интерпресс/ТАСС
Под контролем диаспор
Другую крупнейшую группу трудовых мигрантов в России представляют узбеки, и их интересы также стараются лоббировать. На днях представители общероссийской общественной организации «Всероссийский Конгресс узбеков, узбекистанцев» (ВКУУ) выступили с любопытной инициативой по адаптации мигрантов.
31 мая в Московском доме национальностей на круглом столе было озвучено предложение ВКУУ создать Комплексные социально-адаптационные центры, что, как отмечается, предусмотрено Концепцией государственной миграционной политики РФ. Эти центры призваны способствовать декриминализации мигрантов и снизить число депортируемых из России.
Так, в регионах, сталкивающихся с наплывом мигрантов, следует открыть социально- адаптационные центры, включающие в себя общежития, кадровые агентства с правовым отделом, помещения для проведения культурных мероприятий, классные комнаты, филиалы страховых компаний РФ и банков, пункты общественного питания и первой медицинской помощи и так далее — долгий список. По сути, центр может стать просто раем для приезжих. Соответствующая резолюция с конкретными предложениями будет направлена в правительство РФ, Государственную думу РФ, Общественную палату РФ, ФМС РФ и другие ведомства.
Идея замечательная, но смущает то, что ее авторы рассчитывают на «государственную, прежде всего, финансовую поддержку», а вложения потребуются значительные. Второй момент, который следует отметить: весь период пребывания в России мигранты будут находиться под контролем ВКУУ и национальных диаспор.
На этом предложения не исчерпываются. Как известно, решение о передаче ФМС в ведение МВД, вызвало серьезную обеспокоенность правозащитников. Жителям больших город и не только, хорошо известно, как складываются отношения мигрантов и полиции. В связи с этим диаспоры предлагают передать вопрос выдачи трудовых патентов в профильное ведомство — Министерство труда и социальной защиты РФ. Кроме того, это повысит гарантии того, что человек найдет себе работу. Ведомство подразделений по делам миграции МВД РФ будет заниматься только миграционным контролем и выдачей трудовых виз для иностранцев, которым она требуется.
И эта инициатива не выдерживает критики: Министерство труда должно оставаться органом, которое работает в первую очередь в интересах граждан своей страны, а силовые ведомства могут решать вопросы миграции куда эффективнее, чем гражданские, куда более забюрократизированные ведомства. Кроме того, с ними нередко связаны вопросы безопасности.
Политолог Павел Святенков достаточно жестко смотрит на проблему: миграцию нужно сокращать, так как в том случае, если произойдет очередной наплыв мигрантов, это значительно ухудшит ситуацию в стране.
«Антимигрантские меры надо не ослаблять, а усиливать. Вместо либеральной миграционной политики, которую пытаются проводить, вопреки международному опыту, российские власти, следует ввести визовый режим со странами Средней Азии. Жесткие правила и трудовые визы, как в большинстве цивилизованных стран, обеспечат порядок. Потому что никакое общество, каким бы цивилизованным и развитым оно не было, не способно справиться с неконтролируемым потоком мигрантов, и это показывает пример Европы», — полагает Святенков.
Говоря о ЕАЭС, политолог подчеркнул, что Россия не должна приносить свои национальные интересы и выгоды в жертву подобным интеграционным объединениям. Кроме того, у многих киргизов была возможность получить российское гражданство по упрощенной схеме всего за три месяца, добавляет он.
«Что касается адаптационных центров — рискованно отдавать эти вопросы на откуп диаспорам, которые будут решать, кто и как там будет находиться, и, естественно, что они будут заинтересованы в дальнейшем завозе мигрантов», — говорит Святенков.
Совершенно очевидно, что идея смягчения положения мигрантов и создания дополнительной инфраструктуры для них в условиях экономического кризиса не встречает одобрения российского общества, да и условий для этого нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости