Новости – Люди












Люди
«Россия — крупная экономика западного типа»

Министр Монако Мишель Роже, председатель правительства России Дмитрий Медведев и профессор Кристофер Писсаридес (слева направо) на заседании Гайдаровского форума, 14 января 2015 года. Фото: Владимир Астапович / РИА Новости
Медведев объявил, что страна не откажется от свободного рубля, а министр Улюкаев — что баррель и санкции преходящи
14 января, 2015 17:28
5 мин
Россия — экономика западного типа, с этого пути не сойдет, а кризис вызван не столько внешними факторами (нефть и санкции), сколько внутренними проблемами (плохой бизнес-климат, низкая производительность труда). В общих чертах именно к этому сводится программная речь премьер-министра Дмитрия Медведева, с которой он выступил 14 января на Гайдаровском форуме в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Кроме Медведева туда приехали известные российские и зарубежные экономисты.
Премьер начал с того, что признал — основная причина торможения российской экономики не в санкциях или нефти, которые стали только спусковым крючком, а накопившиеся и всем известные внутренние проблемы.
«Но прежде всего для устойчивого экономического роста необходимо повысить доверие, причем доверие в известном треугольнике — между людьми, бизнесом и государством», — сказал Медведев и в качестве первого шага по установлению доверия перечислил пять вещей, которые правительство не будет делать ни в коем случае.
1. Страна не будет закрываться от мира: «Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа, и было бы чудовищной ошибкой вернуться в прошлое».
3. Россия не отказывается от исполнения своих международных обязательств. Из последующих слов премьера следует, что имеются в виду экономические обязательства, а не политические. «Наша страна — надежный заемщик, надежный кредитор, надежный поставщик» и «при необходимости мы сможем помочь компаниям при выплате ими внешних долгов» — вот что подразумевал глава правительства.
Заодно он напомнил, что и по своим долгам Россия будет требовать исполнения. Киев должен Москве $3 млрд, а на погашение долга средств в украинском бюджете не запланировано. «Мы не хотим дефолта Украины, — сказал Медведев и тут же добавил. — Но по долгам надо платить».
4. Правительство не будет ограничивать свободу предпринимательской деятельности, а, наоборот, будет снимать ограничения.
5. Власти не будут просто ждать, когда нефть снова подорожает, а будут активно реформировать экономику. Правда, после этого тезиса последовали обычные для премьера рассуждения об импортозамещении, инновациях, «социалке» и ориентации на азиатские рынки.
В заключение премьер вспомнил, что Буш-младший, президент США в 2008 году, сказал ему о причинах кризиса в американской экономике так: «Ты знаешь, нас обманули. Мы излишне доверились Уолл-стрит». По словам Медведева, его — в отличие от Буша — никто не обманывал, и власти в 2014 году понимали, что случится с российской экономикой дальше: «Может быть, с нефтью оказалось чуть более сложно, чем мы ожидали. Так бывает».
«Здоровья вашим близким. А баррели, санкции — это все преходяще!»
Так поздравил собравшихся министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он, выступая, немного раскрыл тезис своего «шефа» Медведева, намекнув на то, как правительство собирается помогать бизнесу.
На цену барреля нефти власть повлиять не может, а сигналы, отправленные крупному бизнесу, могут доходить до реальной экономики годами, по словам Улюкаева, потому что планы больших корпораций очень долго обсуждаются и внедряются. Поэтому надо сосредоточиться на том, что власть может изменить быстро — это условия для малого и среднего бизнеса, который оперативно реагирует на новые законы.
«Можно обнулить регулятивную нагрузку — отказаться от контроля малого бизнеса», — сказал Улюкаев. Можно пойти и дальше, почти полностью освободив малый бизнес от налогов.
«Санкции — это убаюкивание»
Гарвардский экономист Кеннет Рогофф, выступая в РАНХиГС, поразился тому, что семь лет назад, отвечая на вопросы в Российской экономической школе о том, как реформировать экономику России, говорил, что она слишком зависима от нефти, что нужно развивать другие отрасли и реформировать государственную службу. Прошли годы, а проблемы остались теми же самыми, но дополнительно усугубились падением цен на нефть. Рецепт он тоже повторил простой: «Как другие страны выходят из кризиса? Падает курс, они наращивают экспорт. Надеюсь, и Россия сделает так же».
Глава Сбербанка Герман Греф сказал, что прочитал недавнюю статью Рогоффа о санкциях и полностью с ней согласен. «Санкции мало что дают, особенно если вводятся против крупных стран. Более того, санкции часто сплачивают население против режима, ради борьбы с которым они вводились. Пример — США и Куба. Это такое убаюкивание правительств — санкции убеждают население, что власти что-то делают». Также Греф посетовал, что на форуме министры Улюкаев и Силуанов вместо того, чтобы обсуждать радикальное улучшение экономической политики, спорили о том, на сколько хватит валютных резервов.
Кончится это плохо. По словам Грефа, сейчас доля государства в экономике около 50%, а в 2015 году вырастет еще больше, так как дальнейшее удешевление нефти может привести к краху множества банков — государство начнет спасать финансовые организации, покупая их.
«Вот до чего мы докатимся, если не будет управлять ситуацией», — резюмировал глава Сбербанка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости