Столкновение закона Божьего и гражданского долга
Людмила Есипенко. Фото: Агентство «Москва»

Людмила Есипенко. Фото: Агентство «Москва»

Впервые за многие десятилетия православная христианка может не исполнить постановления суда из-за своих религиозных убеждений

26 июня инициативная группа православных христиан Москвы провела акцию по сбору подписей под письмом мэру столицы Сергею Собянину. Активисты и подписанты (около 60 человек) просят главу города отозвать гражданский иск московского правительства в отношении Людмилы Есипенко об уплате 1 миллиона 169 тысяч 802 рублей 82 копеек за реставрацию линогравюр Вадима Сидура «с кощунственными изображениями Господа Иисуса Христа, святых евангельских событий».

Особенностью дела является то обстоятельство, что в случае, если суд сочтет необходимым удовлетворить иск мэрии, Людмила Есипенко может вердикт сознательно не выполнить. Обвиняемая попала в ситуацию, когда ей придется выбирать — смириться с возможным судебным определением и заплатить за реставрацию богохульных работ либо отказаться это делать, поскольку в таком случае она совершит грех хулы на Бога и сделает то, против чего сознательно действовала. При этом Есипенко не отказывается от возможного уголовного наказания, то есть готова заплатить штраф непосредственно государству или, если решит суд, отправиться на «принудительные работы на срок до одного года», либо лишиться свободы на тот же срок. Эти санкции предусмотрены частью первой статьи 148 Уголовного кодекса РФ. Уголовное дело против Есипенко и гражданский иск мэрии объединены в одно судебное производство. В настоящее время обвиняемая, она же и ответчик, находится под домашним арестом.

Напомним, летом 2015 года в Манеже проходила выставка «Скульптуры, которых мы не видим» под кураторством Веры Трахтенберг. 14 августа лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный как Энтео, вместе со своими единомышленниками, среди которых была Людмила Есипенко, пришли на выставку. РП подробно писала об этом событии. Энтео и его спутники охарактеризовали представленные работы как «богохульные» и заявили, что они оскорбляют их чувства. Судя по видеозаписи, Энтео разбил тарелку, как он утверждает, из «ИКЕИ». На ней находился действительно кощунственный муляж, изображающий главу Иоанна Крестителя, про которого Спаситель сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». (Мф; 11:11). Людмила Есипенко же сбросила на пол линогравюры Вадима Сидура: православных возмутила фиксация автора на половых органах персонажей.

Созданная по настоянию Энтео экспертная комиссия, которую возглавили Игорь Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, и Игорь Понкин, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте, дала следующее заключение: «Налицо откровенное издевательство над образом религиозно почитаемого Иисуса Христа. Публичная демонстрация указанного изображения направлена на унижение человеческого достоинства (верующих христиан) и оскорбление их религиозных чувств».

Тогда «Русская Планета» направила руководству Манежа и департаменту культуры Москвы, в чьем подчинении находится выставочный зал, письмо, в котором задала вопросы: почему работы, которые заведомо могли вызвать неприятие верующих, оказались в одном из центральных выставочных залов страны, в двух шагах от Кремля?; была ли это заведомая провокация или следствие попустительства чиновников?; почему те же работы нельзя было выставить в одном из периферийных залов, чтобы не провоцировать верующих, например в музее Вадима Сидура, который тоже входит в состав МВО «Манеж»?» Ответов не последовало.

Сам Дмитрий Цорионов, на наш взгляд, справедливо, на своей странице в Facebook высказался в том смысле, что в России закон работает в одну сторону, всегда обвиняя православных. Он обратил внимание на то, что совсем не работает часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса. В этой статье черным по белому написано: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

В либеральной прессе личности Энтео и Есипенко подверглись настоящему линчеванию. Разумеется, речь шла только о «варварском», «фанатичном», «мракобесном» нападении на «настоящее искусство». А если речь и заходила об оскорблении религиозных чувств православных, то делалось это в ернической, ироничной манере. Говорилось, что, де, христиане вообще ни на что жаловаться не имеют права, ибо тогда они якобы «не настоящие», так что пусть сидят и молчат. А Энтео сотоварищи предлагалось посадить на десятилетия в тюрьму. Тут же защитники «прогрессивного искусства» завели свою любимую пластинку о том, что государство, де, у нас чуть ли не стало клерикальным и мракобесные попы определяют всю художественную политику в стране. Хотя судебные и административные решения власти последнего времени говорят ровно об обратном. Даже оставив в стороне религиозно-нравственный аспект подобного «искусства», и уж тем более проблему чувств верующих, отметим, что в дискурсе совершенно игнорировалось то, что подобные выставки и «произведения искусства» буквально ломают культурный код русского народа.

Далее события развивались своеобразным образом. Бывший в ту пору председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал происшедшее так: «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки». Компетентные органы заметили лишь первую часть высказывания церковного деятеля.

Несколько участников движения «Божия воля», и в том числе их лидер Дмитрий Цорионов, были приговорены к административному наказанию. Против же Людмилы Есипенко было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 («Умышленное повреждение культурных ценностей»), максимальное наказание по которой предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. Тридцатилетняя женщина стала первой и, по словам ее адвоката, единственной обвиняемой по данному уголовному делу. Ни Энтео, ни его сподвижники в материалах уголовного процесса не фигурируют.

Дальше — больше. Весной 2016 года в правоохранительные органы поступило около 30 писем от граждан, которые просили привлечь организаторов выставки к ответственности за оскорбление чувств верующих и разжигание вражды и ненависти по отношению к православным. Но до сих пор никакого ответа по этим заявлениям не получено, и, по словам Оксаны Михалкиной, адвоката обвиняемой, «в полиции гражданам и вовсе говорят, что заявлений у них нет, где они, не знают».

А 27 апреля к уголовному обвинению против Есипенко добавился и гражданский иск московского правительства. Мэрия хочет, чтобы обвиняемая своими деньгами оплатила реставрацию. В письме православных активистов на имя Сергея Собянина отмечается: «Для православных христиан Российской Федерации обязательным к исполнению является документ "Основы социальной концепции Русской православной церкви", где в главе IV сказано: "Неповиновение светским законам и формально законным решениям судов обязательно для православных христиан в соответствии с Основами социальной концепции Церкви для всех случаев, когда послушание угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога"».

Для Людмилы Есипенко заплатить за реставрацию работ Сидура — это предать Бога. Она оказывается в крайне трудном положении нравственного выбора. Инициаторы письма в поддержку Людмилы отмечают то же: «Таким образом, иск об оплате реставрации кощунственных линогравюр Вадима Сидура нарушает конституционное право Есипенко на свободу совести и вероисповедания и противоречит Основам социальной концепции Русской православной церкви. Мы полагаем, что для православного человека является возможным оплатить некий штраф в случае нарушения общественного порядка, но направить хотя бы один рубль на реставрацию того, что, по сути, есть кощунство, для православного человека является неприемлемым».

Православные активисты просят Собянина отозвать гражданский иск правительства Москвы, тем более что он имеет все полномочия так поступить. В конце письма авторы делают весьма концептуальное замечание, не обратить внимание на которое невозможно: «Надеемся, что Вы не допустите первого в постсоветской России столкновения церковного права и гражданских законов».

                         Фото: из личного архива
Большой передел Европы Далее в рубрике Большой передел ЕвропыРост политических амбиций старейших держав Старого Света заставил англосаксов начать демонтаж Европейского союза

Комментарии

29 июня 2016, 10:08
Если даже твои религиозные чувства что-то оскорбляет, это не дает тебе права крушить и портить все вокруг себя. Не надо впадать в излишнее мракобесие. Поэтому если платить не захочет дама, то придется ей отсидеть свой срок. По религиозным убеждениям.
29 июня 2016, 15:56
Полностью согласен, мало ли, что тебя оскорбляет, не нравится не читай и не смотри, мы живём в свободной стране. Так что если не заплатит, то пусть сидит, будет справедливо
29 июня 2016, 16:30
Вот еще один закон, который требует внимательного контроля со стороны общества. Пока что его применение не вышло за рамки разумного, но, с таким подходом, скоро выйдет, не сомневайтесь. Так недалеко и до возрождения "воинов Христовых" и подобных силовых отрядов, борющихся с оскорблениями чувств верующих с помощью насилия.
29 июня 2016, 22:37
За кусок линолеума с дебильным творчеством миллион рублей???
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»