Новости – Общество
Общество
Раскол в стане санкционеров
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
США пошли на новые санкции против России, а в Европе всерьез думают об их отмене
23 декабря, 2015 16:00
7 мин
Известие о новых американских санкциях вызвало резкую реакцию Москвы. «Можно выразить только сожаление, что вопреки здравому смыслу, потребности взаимодействия и наращивания сотрудничества Вашингтон выбрал такую позицию, контрастирующую с потребностями отношений», — прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков новый недружественный шаг Вашингтона и пообещал, что Кремлем «будут аккумулироваться предложения по возможным контрмерам».
Думается, самой неприятной стороной этого дивертисмента являются даже не экономические последствия санкций и не возможные результаты антисанкций для России. Очевидно, что в администрации Обамы нет консенсуса по поводу четкой политической линии в отношении нашей страны. Последний визит госсекретаря Джона Керри в Москву, совместная инициатива двух стран по резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, принятая всего-то 18 декабря, породили определенные надежды в потеплении российско-американских отношений.
Можно долго говорить о коварстве американцев, об усилившемся давлении на Белый дом республиканцев, о предстоящей президентской выборной кампании, в ходе которой действующую администрацию постоянно бросает из огня да в полымя. Но, кажется, мы становимся свидетелями системного кризиса в американском политикуме. Прошлую, заметьте, республиканскую команду Джорджа Буша-младшего тоже кидало в разные стороны. Поэтому уж точно не стоит списывать случившееся на нерешительность интеллигентствующего Барака Обамы.
По сути, трудно стало определить, где заканчивается партийная линия той или иной администрации и начинается беспредел закулисных игр, условно говоря, «голубей» и «ястребов». В любом случае способность принимать взвешенные и ответственные решения Белым домом как государственным институтом все больше и больше подвергается сомнению. А эта ситуация сопряжена с нарастанием политических рисков в мире.
Уже совершенно по-иному воспринимаются мотивы углубления американских санкций. Не имея под рукой ничего новенького, власти США с упорством продолжают бить в одну точку. Так, в пресс-релизе Минюста США есть ссылка на заявление директора Управления контроля иностранных активов страны (OFAC) Джона Смита: «Критически важно, чтобы Россия предпринимала необходимые шаги для выполнения своих обязательств в рамках Минских соглашений». Однако подобное объяснение не может уже иметь какого-либо существенного смысла ввиду явно изменившегося общественного мнения в мире по поводу истинного виновника нарушения договоренностей по Минску-2.
Мимоходом заметим, что углубились санкции против Сбербанка: под ограничения попали еще девять структур группы. В связи с этим продолжает вызывать недоумение то, что Герман Греф не хочет работать в Крыму, зато ходатайствует перед Сергеем Аксеновым за дружественный ему холдинг «КиПиАй», который желает участвовать в разработке стратегии развития полуострова. Ведь какая Сбербанку теперь разница — все равно он еще больше увяз в черном списке.
Тем временем «правительство ФРГ не отреагировало на сведения о том, что российская компания, 65% акций которой принадлежат Siemens, заключила контракт на производство газовых турбин для крымских электростанций. Формально этот договор не нарушает санкции, но противоречит их духу», — приводит яркий пример реального положения дел в бизнес-сообществе Европы колумнист Bloomberg Леонид Бершидский. Ангела Меркель, которая спровоцировала продление санкций ЕС, сама же закрывает глаза на деятельность немецких компаний в России.
Фото: Сергей Шахиджанян/ТАСС
Духу санкций, и более того — энергетических правил ЕС, противоречит также проект «Северный поток — 2». Но фрау канцлерин настаивает на исключительно коммерческом характере предстоящей сделки. Надзорные органы США давно подозревают Deutsche Bank в нарушении режима санкций против России, немецкие же власти сохраняют истинно нордическое спокойствие по поводу работы одного из крупнейших банков страны. Так что можно говорить о том, что в Европе и прежде всего Германии санкции де-факто стали постепенно отменять.
«Немецкие лидеры поддерживают эти неэффективные меры главным образом для того, чтобы потакать США, и справедливо не желают слишком страдать из-за них», — считает Леонид Бершидский. Такое двойственное поведение лидера ЕС вызывает глухое раздражение у премьера Италии Маттео Ренци, который обвиняет своего северного партнера в лицемерии. Италия, с одной стороны, вторая экспортоориентированная экономика на континенте, с другой — страна, переживающая большие финансовые проблемы, и как никакое другое государство объективно нуждается в развитии отношений с Россией.
Наблюдаемую турбулентность в руководящих органах Евросоюза и его явную непоследовательность по отношению к России характеризует заявление еврокомиссара по внешней торговле Сесилии Мальмстрем, обвинившей российское руководство чуть ли не в срыве Минских соглашений. А все потому, что 16 декабря Владимир Путин приостановил с 1 января 2016 года действие договора о зоне свободной торговли с Украиной. По мнению Европейской комиссии, этот документ якобы «добавил элемент политического давления и противоречит условиям, обозначенным в Минских соглашениях по участию в трехсторонних переговорах».
Смехотворность этих детсадовских придирок очевидна для каждого, кто внимательно следит за политико-экономическими отношениями между Россией и Украиной. По логике госпожи Мальмстрем, Москва должна тихо и молча снести вызывающее поведение кабинета Яценюка, самодовольно отказавшегося возвращать долг России. Понятно, что Киеву нечем платить, но тогда, друзья, будьте хотя бы чуточку вежливы. Вряд ли Вашингтон и Брюссель проявили бы покорность и смирение, отнесись Арсений Петрович к возврату денег Западу с таким же наплевательством.
Однако реальность со всей очевидностью заставляет европейских политиков действовать рационально. В связи с этим обращает на себя внимание интервью председателя комитета Европарламента по иностранным делам Эльмара Брока, данное «Интерфаксу». Господин Брок надеется на снятие санкций с России к марту 2016 года: «Мы оказываем давление на Киев, чтобы они выполняли Минские соглашения, и власти Украины многое делают. Конечно, не все аспекты были выполнены, впрочем, как и Россия выполнила не все свои обязательства. Мы обеспокоены, что режим прекращения огня не соблюдается на 100%, а это одно из основных положений, которое должно выполняться. Кроме того, важным вопросом является проведение конституционной реформы, и здесь требуется пошаговое решение. Я уверен, что все отдают себе отчет в необходимости выполнения своих обязательств».
«Санкции против России позволили союзникам США выступить единым фронтом. Выгоды из этого шага уже были извлечены, и вынуждать немецкие компании за них платить непрактично», — такова одна из основных мыслей Леонида Бершидского. Равно это относится ко всему европейскому бизнесу. Белому дому по меньшей мере в среднесрочной перспективе придется отступить. Тем более что и в самих Соединенных Штатах все больше и больше становится сил, видящих бесперспективность продолжения санкционной политики. Эксперты склонны считать, что это последняя попытка вашингтонского обкома сунуть палки в колеса процессу нормализации отношений Запада и России.
До бесконечности баловаться игрой «да и нет не говорить, черное с белым не носить» невозможно. Жесткая реальность заставляет с неизбежностью делать конструктивные шаги навстречу друг другу. В адекватности киевской хунты уже смогли убедиться все, кто составил себе труд разобраться хоть в чем-то. Все карты открыты. Все поступки совершены. Осталось только начать делать дело.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости