Новости – Общество
Общество
Причины гибели советского летчика Ивана Иващенко
Почему пилот не смог катапультироваться, и был ли у него парашют?
8 февраля, 2019 20:05
3 мин
Лётчик-испытатель Иван Иващенко погиб при испытании самолёта СИ-1. В ходе испытания самолёта лётчик поднялся на 11-километровую высоту, после чего снизился до 5000 метров. Неожиданно самолёт вошёл в крутое пикирование.
К сожалению, Иващенко не смог из него выйти, и даже не смог передать по радио ни слова. Его самолёт врезался в землю на огромной скорости, лётчик погиб, а летательный аппарат разлетелся на мелкие обломки.
Читатель «Русской планеты» задал вопрос - Как же, у летчика не было парашюта?
Лишь во время новых полётов на опытном СИ-2 лётчик-испытатель Григорий Седов, в одном из полётов попал в схожие условия. После превышения скорости в 1000 км/ч, начался флаттер (колебания элементов конструкции самолёта, резонанс которых, может привести к разрушению этих элементов) стабилизатора, из-за этого рули высоты серьёзно повредились, от них осталось 40% площади. Внешние части были оторваны симметрично с обеих сторон.
Григорий Седов так описал произошедшее:
«Я готовился к этому режиму заранее, так как мы знали, что разрушение горизонтального оперения на первой опытной машине произошло на скорости 1020-1044 км/ч. Быстрая реакция лётчика здесь ни при чем. Когда все это произошло, самолёт находился в нормальном положении и даже стал немного задирать нос. Попробовал рули высоты — машина подчиняется. Правда, при заходе на посадку, когда упала скорость, была опасность, что площади оставшихся рулей не хватит, но все обошлось, и опытная машина была спасена».
Немного подробнее о катапультировании нам рассказал заслуженный лётчик-испытатель, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу, герой РФ Юрий Ващук:
«Катапультные кресла предназначены для определённых скоростей, на современных креслах выходит специальный дефлектор, который защищает лётчика от динамического удара. В 1950 году, на катапультных креслах дефлектора не было.
Первым, кому удалось успешно катапультироваться на сверхзвуковой скорости, был Джордж Смит. До этого, кстати, пилоты дважды пытались покинуть кабину самолёта на сверхзвуке, но погибали.
У истребителя F-100A заклинило управление на высоте более 11 км, после чего летательный аппарат свалился в крутое пике. До того как Джордж Смит успел покинуть кабину, самолёт разогнался до скорости 1300 км/ч. Динамический удар после катапультирования превратил его лицо в кровавое месиво, кресло кувыркалось в воздухе, когда парашют раскрылся, кресло отцепилось и пилот упал в воду.
У Смита был отрезан кончик носа, ботинок не было, а вся одежда изодрана, желудок был надут воздухом, а сам пилот оставался без сознания ещё пять дней».
- Разве не было аэродинамической трубы, чтобы не рисковать жизнями летчиков?
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского был основан 1 декабря 1918 года. Аэродинамические испытания нового стреловидного крыла будущего МиГ-17 проходили в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).
Уточним, все самолёты или детали конструкции проходят испытания в аэродинамической трубе. Это позволяет узнать больше о лётных качествах будущего ЛА. Однако, даже после многочисленных исследований аэродинамических свойств перед серийным производством, самолёты тестируются лётчиками-испытателями без трубы.
Профессия лётчика-испытателя предполагает высокий риск для жизни.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости