Быстрее звука — подвиг Ивана Иващенко
2 мин чтения
Истребитель МиГ-15. Фото: topwar.ru

Истребитель МиГ-15. Фото: topwar.ru

1 февраля 1950 года истребитель МИГ впервые достиг скорости звука

Скорость — одно из ключевых качеств боевого самолета. Именно в этом случае «гонка вооружений» становится гонкой в прямом смысле этого слова. Кто быстрее, тот и ближе к победе.

Соперничество скоростей боевых самолетов шла постоянно с момента их появления. Вскоре после окончания Второй мировой войны первые реактивные самолеты приблизились к скорости звука — около 1191 км в час. В октябре 1947 года первыми преодолели звуковой барьер американцы на экспериментальном реактивном самолете Bell X-1. Через год разрушенный недавней войной Советский Союз догнал богатых американцев — наш экспериментальный реактивный самолет Ла-176 в пикировании впервые превысил скорость звука.

Отныне встала задача приблизить к скорости звука не только экспериментальную, но и армейскую реактивную авиацию. Первым реактивным самолетом массово (15 560 единиц) выпускающимся в СССР стал истребитель МиГ-15, созданный в 1947 году в конструкторском бюро Микояна и Гуревича. Через два года боевая машина пошла в серийное производство, а на одном из правительственных совещаний по авиации Сталин лично распорядился все дальнейшие работы по совершенствованию реактивных истребителей вести на базе именно этого самолета. «У нас есть хороший МиГ-15, и нет смысла на ближайшее время создавать новые истребители, лучше идти по пути модернизации МиГа...», — сказал тогда вождь Советской страны.

Одной из задач модернизации МиГа стал вопрос преодоления звукового барьера. Серийный МиГ-15 лишь приблизился к этой задаче и достигал максимальной скорости 1042 км/ч. Новый экспериментальный МиГ получил наименование СИ-1 и стреловидное крыло, расположенное под углом 45 градусов к корпусу самолета.

Первый полет опытной машины состоялся 14 января 1950 года на подмосковном аэродроме в Жуковском (этот экспериментальный аэродром работает и в наши дни). Летчиком-испытателем нового самолета был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Тимофеевич Иващенко.

Иван Иващенко

Иван Иващенко. Фото: wikipedia.org

Первый вылет Ивана Иващенко 14 января 1950 года на экспериментальном истребителе СИ-1 прошел успешно. Новый самолет на 40 км/ч превысил скорость самых последних модификаций серийного МиГ-15. 1 февраля 1950 года в очередном полете Иващенко на высоте 2200 м разогнал самолет до скорости выше 1100 км/ч, достигнув скорости звука. Затем эту скорость новая машина продемонстрировала и на высоте, превышающей 10 километров. Это был крупный успех в «гонке вооружений», гонке скоростей и качеств новейших боевых самолетов.

Однако за такие успехи приходилось платить жизнями, как в настоящем бою. Дело в том, что при достижении скорости звука происходит так называемый «волновой кризис» — изменение характера обтекания летательного аппарата воздушным потоком, что приводит к появлению ранее неизвестных вибраций и иных воздействий на корпус, крылья и оперение самолета.

В то время эти особенности «волнового кризиса» на скорости звука еще не были исследованы и досконально известны. 17 марта 1950 года самолет летчика-испытателя Иващенко в крутом пикировании был буквально разрушен «волновым эффектом» — от ранее неизвестных вибраций на новых сверхскоростях не выдержало хвостовое оперение самолета.

Экспериментальный СИ-1 разбился, Иващенко погиб. Ценой своей жизни он, настоящий боевой летчик, добыл новые знания, критически важные для «гонки вооружений». Будущий МиГ-17 получил иное хвостовое оперение, новой конструкции из новых материалов.

Уже в 1951 году этот самый современный на тот момент истребитель пошел в серийное производство. Полученный дорогой ценой самолет оказался очень удачным, его производили почти 20 лет, с успехом воевал против новейших самолетов США в небе Вьетнама.

Данный истребитель выпускался не только в СССР, но и по лицензии производился в Китае, Польше и Чехословакии — в общей сложности было выпущено свыше 11 тысяч экземпляров МиГ-17 всех модификаций. Всего же этот истребитель состоял на вооружении более чем сорока государств, причем в большинстве этих стран ему довелось участвовать в боевых действиях — в этом МиГ-17 уникален среди всех боевых самолетов мира. 

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Кунсткамера — первый музей России Далее в рубрике Кунсткамера — первый музей России31 января 1714 года считается датой учреждения петербургской Кунсткамеры Читайте в рубрике «Общество» «Предков пернатых здесь еще не откапывали»Томские ученые рассказали об обнаружении уникальных останков древних птиц в Кемеровской области «Предков пернатых здесь еще не откапывали»
Комментарии
31 января 2016, 23:40
66 лет назад советский летчик Иван Иващенко был первым! Потом первым стал Юрий Гагарин!
08 февраля 2016, 13:41
На самом деле это субъективно. Он побил рекорд на 40 км в час, до этого летчики постепенно наращивали эти показатели и конструкторы вносили изменения. Поэтому, ровнять достижение скорости звука с полетом в космос не корректно.
31 января 2016, 00:58
Добрый вечер! Не соглашусь с автором.......
1. МиГ-15 не являлся первым советским серийным реактивным самолетом - до него был как минимум МиГ-9, которых было выпущено более 600 единиц.
2. МиГ-17 не участвовал в Корейской войне, там были МиГ-15
31 января 2016, 16:34
1. Всё же МиГ-9 считался для масштабов СССР малой "установочной" серией - 604 машины против 16 тысяч МиГ-15...

2. Ну автор вроде и не пишет, что МиГ-17 участвовал именно в "Корейской войне" (1950-53), пишет про "небо Кореи" - северокорейские лётчики в 60-е годы не раз сталкивались с американскими самолётами, да еще и их группа повоевала во Вьетнаме.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!