Порвать парковку в ликсуты
Фото: Алексей Бобров/ТАСС

Фото: Алексей Бобров/ТАСС

Как получилось, что платная парковка в Москве приносит городскому бюджету сплошные убытки

Деньги, полученные от оплаты водителями парковки в столице, растворяются в чиновничьих кабинетах, утверждают СМИ. Как выяснилось, суммарные расходы Москвы на создание и обслуживание  сети парковок за все время существования последней  сильно превышают доходы, поступившие от этой сети в городской бюджет. Вся операция «платная парковка» оказалась убыточной не только для автомобилистов, но и для самой столицы, причем убытки исчисляются миллиардами.

Сократить и запретить

Но прежде чем говорить о цифрах, стоит привести несколько примечательных цитат из свежего интервью Максима Ликсутова — заместителя мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, с легкой руки которого в Москве когда-то и начался парковочный беспредел. Главный городской транспортник — человек явно мужественный и охотно дает журналистам комментарии, зачастую разоблачающие его же самого.

ЦИТАТА: «За 2015 год скорость движения транспорта в городе выросла в целом еще на 8% (до 50 км/ч) за счет наведения порядка в улично-дорожной сети и улучшения работы городского транспорта».

Очень удобная цифра: проверить ее рядовой читатель не может никак. Равно как и представить себе, что вообще означает плюс 8% к средней скорости движения всего транспорта по всей Москве. А восемь — это, простите, прибавка только по личным транспортным средствам или автобусы и трамваи тоже шли в счет? А велосипедный транспорт, которому  последний год-полтора везде у нас дорога, тоже учитывался? И для какого времени суток актуальны данные цифры? Для утренне-вечерних часов пик или для поздней ночи, когда по городу как по гоночной трассе могут свободно рассекать так называемые стрит-рейсеры?  В общем, о тонкостях проверки официальной информации нам придется говорить еще очень много.

ЦИТАТА: «Чтобы в городе стало ездить легче, нужно сократить число автомобилей еще примерно на 150–200 тыс. единиц».

А потом еще на 200 тысяч. Или на 20. Или на 2 миллиона — кто ж там будет проверять. Все равно ведь, сколько ни сокращай — по любому выходит, что ездить легче. Нет предела аппетитам мэрии…

ЦИТАТА: «Вы знаете, я уверен, что, если бы правительство Москвы ничего не делало с 2010 года в части наведения порядка на дорогах, количество людей, недовольных нами, было бы в тысячи раз больше. Ведь ситуация ухудшалась на глазах: с каждым годом мы стояли бы в пробках все больше и больше».

Этот человек всерьез думает, что его работой москвичи довольны. И говорит это вслух.

ЦИТАТА (о запрете парковки около детских больниц): «Мы должны выбрать, для чего нам нужны дороги: чтобы ехать или чтобы стоять. А что бы вы конкретно в этой ситуации предложили?»

Если перевести с ликсутовского на русский, москвичи выбрали крутиться в ближайших (если повезет) к поликлинике дворах, а потом тащить оттуда больного ребенка. Этот человек вообще себя слышит? А как вам предложение катать больных детей только на такси? Бог с ними с деньгами, но  ведь в случае инфекций это означает заразить следующих пассажиров; к тому же заболевшего ребенка может, простите, вырвать... Впрочем, это слишком длинное уравнение для чиновника, который умеет безошибочно подсчитывать только деньги.

ЦИТАТА: «По итогам 2015 года в Москве действует уже 51 тыс. резидентных разрешений».

Еще раз: всего 51 тысяча разрешений парковаться в своем районе. И это в городе с несколькими миллионами машин и сотнями километров платной парковки. Какое-то подозрительно скромное соотношение. Цифра должна бы быть в десять раз больше.  Может быть, система все-таки работает как-то не так? Но уверенность вице-мэра непоколебима: он всерьез гордится достигнутыми показателями.

На честном эстонском слове

Вот мы и добрались до самого интересного — до денег.

Максим Ликсутов

Максим Ликсутов. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

ЦИТАТА: «Механизм  этот (сбора и перераспределения средств за парковку. — РП.) и так совершенно прозрачный. Не забывайте, ведь сначала мы перечисляем муниципалитету предоплату в размере 80% расчетных сборов за парковку, а по итогам года — остальное».

К сожалению, в муниципалитетах о том, что получают такие деньги, ничего не знают. Более того, проверить это утверждение г-на Ликсутова, как и в случае с волшебными 8 процентами, никак нельзя! Как установила контрольно-счетная палата Москвы, достоверно сопоставить суммы, полученные с автолюбителей всякими ЦОДД и АМПП, с размером поступлений в  местные управы невозможно. Проще говоря, никто точно не знает, сколько именно денег собирают с автовладельцев самопровозглашенные хозяева столичных улиц. Соответственно, сколько из них утекает ежедневно мимо городской кассы — тоже не известно.

«Из-за отсутствия доступа к данным информационных систем, задействованных в системе городских расчетов, невозможен достаточный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей за пользование платными городскими парковками. Так, полномочия администратора доходов в полной мере не реализуются, в том числе по причине отсутствия необходимого объема информации о начисленных и оплаченных платежах (организованного информационного обмена между участниками расчетов)».

Вот ведь как получается: парковки оформили, шлагбаумы сделали, запрещающие знаки поставили, а об «информационном обмене» забыли! Тем временем городские депутаты обращают внимание на то, что, пока самих парковок становится все больше, поток «парковочных» денег в управы медленно, но верно иссякает. По подсчетам «Ведомостей», суммарные парковочные поступления в муниципальные бюджеты только за 2014-й год оказались на  900 миллионов (!) рублей меньше, чем реальные сборы с автомобилистов. Куда испарился почти миллиард — неизвестно. «Город забрал их себе и определил, на что тратить», — пояснили депутаты на условиях анонимности. А такую секретность можно истолковать и так: кое-кто забрал деньги кое-куда и распорядился ими там по своему личному усмотрению.

Невыносимая ловкость рук

Комбинация гениальная. Отобрать деньги у москвичей (бюджет города состоит из средств налогоплательщиков) для того, чтобы создать систему отбора денег у москвичей. И заставить москвичей послушно платить за одно и то же снова и снова!

Разложим по полочкам, чтобы все было предельно ясно.

  1. Придя к власти в городе, группа Максима Ликсутова занялась обустройством парковочных мест — так называемых «карманов». Подобная работа велась и прежним правительством Москвы, но с 2010 года активность на этом направлении выросла в разы. Разумеется, все это за счет города, налогоплательщиков: других источников средств на подобный проект не нашлось.
  2. Потом стали появляться выделенные трассы и потихоньку речь зашла о платной парковке.
  3. Потом появились подряды на создание систем платной парковки; причем оплачивались они — напомним еще раз, из бюджета — как «обустройство с нуля», хотя в реальности на тот момент в городе уже были обустроены удобные карманы. В результате потрачено было свыше 16 миллиардов рублей, и эта цифра не окончательная. При этом себестоимость изготовления знаков, установки паркоматов и труда таджикских работяг в оранжевых робах не была обоснована никаким внятным образом.
  4. И вот после этого вдруг выясняется, что ни один московский район на самом деле так и не увидел реальных денег от расположенных в нем паркингов. Правительство города решило, что ему виднее, как тратить средства автомобилистов, и просто забрало их неизвестно куда — забыв, правда, этих самых автомобилистов об этом известить. Мол, обойдутся газетчики — и все москвичи вместе с ними — абстрактной жвачкой из невнятных интервью и ничего не значащих цифр.

И конца-края расширению платных паркингов не видно, как и бюджетным тратам на их обустройство. За четыре года потрачено на эти цели, повторимся, более 16 млрд руб., а получено от парковок — всего 5,8 млрд. 10 миллиардов убытков! И нет никаких оснований ждать хоть сколько-нибудь значительного прироста прибыли  в дальнейшем. А ведь еще в 2013 году Ликсутов обещал городу прибыль от проекта, подчеркивая малый объем затрат на него: дескать, организация платных парковок не требует таких капиталовложений, как, например, при строительстве домов или другой недвижимости, а значит, и окупится намного быстрее…

В ожидании прокурора

Самое смешное, что если бы власть вообще не вмешивалась в проблемы движения (а вмешиваться и регулировать ситуацию она, конечно, должна), никакой катастрофы бы не случилось. С нарастанием пробок люди точно также стали бы отказываться от машин, тем самым поддерживая естественный баланс загруженности дорог. Выделенные полосы помогали бы общественному транспорту и экстренным службам, а главное — город, как ни странно, не получил бы убытков на 10 миллиардов рублей.

Другое дело, что тогда и нужные фирмы, которые злопыхатели называют связанными с чиновниками мэрии, не получили бы 10 миллиардов за многочисленные непонятные, а  возможно, и не полностью выполненные в реальности подряды. А разве ж такое безобразие можно было допустить?

***

Есть конкретные люди, которые подписывали распоряжения на соответствующие работы. Есть несколько независимых расследований, которые сходятся в том, что часть средств исчезает без следа. Есть депутатские запросы, в том числе по публикациям «Русской планеты».

Нет только внятной прокурорской проверки и последующего открытия уголовного дела.

Румыния готовит блицкриг Далее в рубрике Румыния готовит блицкригИнтересы России в регионе оказались под угрозой Читайте в рубрике «Общество» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

25 января 2016, 19:24
Ликсутов говорил, что получит прибыль и получил. Только город здесь причем?
25 января 2016, 20:22
В том и дело, что город ни при чем. Прибыль у Лискутова, а в городе вроде бы меньше пробок. Почему бы попутно не обобрать автомобилистов ? - такая логика у главного менеджера дорог Москвы. Как бы до регионов не добрался...
25 января 2016, 21:02
Ну тут как бы логично. любишь кататься - люби и саночки возить. А доходы от платных парковок, как я понял, идут на обустройство новых платных парковок. Система строит сама себя. Москва не резиновая. Чем можно было бы решить этот бардак в центре? Это сейчас все уже привыкли к простору. А вспомните лет пять назад - все бросали свои пепелацы где вздумается - на встречке, на тротуаре, перекрывали целые улицы.
25 января 2016, 23:36
Куда смотрит Счетная палата, от челово молчит Следственный комитет, где мощный рупор Прокуратуры, где потерялся Навальный, чем занят ОНФ, одни сплошные вопросы, а Ликсутов (не Лискутов, а Ликсутов) делает дело, возможно даже не себе в убыток
26 января 2016, 08:26
Крупные инфраструктурные проекты могут начать приносить прибыль много лет спустя. Там же говорится в сообщении - платные парковки строят не для получения прибыли, а для того, что бы сделать город более удобным для жителей и гостей.
26 января 2016, 09:40
Кстати , да! А где Навяленный, неужели завял?
26 января 2016, 16:56
Навальному видимо не заплатили, а бесплатно он не работает
27 января 2016, 11:35
Согласен. Время покажет что-то как, а власти, ответственные за вопрос, должны постоянно мониторить ситуацию и оптимизировать, отлаживать систему, чтобы и удобно было, и пользу городу приносило.
27 января 2016, 11:32
Чересчур заумный заголовок, попроще надо!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»