Новости – Люди












Люди
Паралимпийская обструкция

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Недопуск инвалидов в Рио — катастрофа, равносильная национальному унижению
23 августа, 2016 14:00
6 мин
Как и предсказывала «Русская планета», международные спортивные инстанции приложили максимум усилий, чтобы не допустить к Играм в Рио-де-Жанейро российскую паралимпийскую сборную. Спортивный арбитражный суд (CAS) на заседании в Бразилии отклонил апелляцию Паралимпийского комитета России (ПКР) на решение Международного паралимпийского комитета (IPS), отстранившего 7 августа нашу сборную от ОИ (7–18 сентября).
CAS является высшей арбитражной инстанцией, и у России формально нет возможностей оспорить решение по линии спортивных организаций. Единственный шанс — оспаривать вердикт в инстанциях, занимающихся проблемами прав человека. Например, это может быть Европейский суд по правам человека. Однако с учетом бюрократической волокиты положительный исход маловероятен. Наши паралимпийцы оказались в патовой ситуации, из которой следует фактическое отстранение от ОИ. Теперь 267 квот российских паралимпийцев будет перераспределено.
Инициатором обструкции российской сборной СМИ называют руководителя IPS Филипа Крейвена. «Все, что могу сказать по заседанию, — российская сторона была настойчивой, но в то же время дружелюбно настроенной, я это очень ценю… Решение CAS подчеркивает наше твердое убеждение, что допингу нет места в паралимпийском спорте. Несмотря на наше удовлетворение решением, это не повод для празднования. У нас есть огромное сочувствие российским спортсменам, которых будет не хватать в Рио», — как будто издеваясь, заявил Крейвен.
«Нулевая терпимость»
Отклонение российской апелляции CAS основано на рекомендации Международного допингового агентства (WADA). Оно, в свою очередь, опирается на доклад так называемой независимой комиссии Ричарда Макларена, опубликованный 18 июля. В документе утверждается, что Минспорта при посредничестве ФСБ создало систему подлога допинг-проб. В отчете канадского специалиста, помимо полноценных спортсменов, упоминаются и паралимпийцы.
Важно отметить, что с юридической точки зрения доклад Макларена — это «сборник» подозрений. Обвинений, которые предполагают конкретные доказательства, России не предъявляли. Паралимпийцев не пускают в Рио, исходя из принципа «нулевой терпимости», который не зафиксирован в законодательных актах. Речь идет о распространенной (в основном среди правоохранителей) практике пристрастного отношения к потенциальным преступникам.
К подозреваемым (в отношении которых никто не отменял презумпцию невиновности) могут применяться ограничительные меры, максимально допустимые в рамках закона. Поводом к санкциям могут послужить незначительные правонарушения или проступки. Подобная практика часто применяется к рецидивистам или сторонникам радикальных идей, которые могут в любой момент совершить уголовное деяние.
Если говорить про наших паралимпийцев, то международные институты опасаются, что в рядах россиян очень много «грязных» атлетов. Но доказать это на данный момент они не могут. Несмотря на это, международные федерации (в нашем случае IPS) вправе дисквалифицировать подозреваемых.
Следуя олимпийскому принципу коллективной ответственности, наказание может распространяться на всех членов команды. Эта эклектичная норма, зафиксированная в уставе МОК, стала карающим мечом для нашей страны. Об этом лишний раз свидетельствует инцидент с лишением золотых наград россиянок, полученных на Олимпиаде-2008 в Пекине.
Отсутствие каких-либо конкретных доказательств против России косвенно подтверждает распространенный CAS пресс-релиз. В нем говорится лишь о том, что возглавляемый Крейвеном IPS не «нарушал никаких процедурных правил» и принял решение об отстранении наших паралимпийцев «в соответствии с правилами и соразмерно обстоятельствам». Одновременно CAS упрекает Паралимпийский комитет России в непредоставлении доказательств, «опровергающих факты, на основании которых было принято решение IPS».
Святая обязанность
Паралимпийская сборная РФ попала в двойной капкан. С одной стороны, обструкцию инвалидам устроили международные спортивные организации, а с другой — ПКР и Минспорта в лице государства, которые не смогли отстоять их права. Глубину аморальности ситуации с паралимпийцами, пожалуй, невозможно измерить. Подход WADA, IPC, САS и МОК к российским инвалидам — это проявление не столько холодного цинизма, сколько чудовищного по своему масштабу кощунства.
Международные организации применили к инвалидам санкции, которые ранее пытались ввести против российских олимпийцев. В результате в Рио отправились 280 спортсменов вместо 360. Сейчас речь идет о дисквалификации всей сборной в составе 267 человек. Стоит ли говорить, какое значение имеет профессиональный спорт в жизни наших инвалидов?
Участие в соревнованиях — это не только способ получения дохода, но и во многом смысл жизни для паралимпийцев. Выступление на арене и отстаивание чести России — важнейшая форма самореализации, возможность занять достойную социальную нишу и не чувствовать себя выброшенным на обочину жизни. Защита прав наших инвалидов без преувеличения святая обязанность ПКР и государства.
Недопуск полноценных атлетов — это полбеды, а паралимпийцев — настоящая катастрофа, равносильная национальному унижению. Обструкция российских инвалидов — безнравственная провокация WADA, IPC, САS и МОК и показатель абсолютной некомпетентности спортивных властей РФ. Валить все на «врагов России» можно сколько угодно, но в первую очередь необходимо привести в порядок собственную систему защиты прав спортсменов на международной арене. В противном случае издевательства над инвалидами и полноценными атлетами останутся безнаказанными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости