Новости – Общество
Общество
Слишком патриоты
Активисты партии «Другая Россия» во время акции. Фото: Сергей Николаев/Интерпресс/ТАСС
Как сторонники Новороссии оказались инакомыслящими, а потом и фигурантами уголовных дел
6 июля, 2016 10:00
8 мин
Ужесточение «антиэкстремистского законодательства» в результате принятия пакета поправок Яровой-Озерова совпало с началом настоящей «облавы» на патриотические организации, устроенной силовыми структурами.
После короткой эпохи единения власти и патриотической общественности на волне присоединения Крыма и войны на Донбассе, когда политическая элита поощряла (или, по крайней мере, не ограничивала) великодержавные порывы российских граждан, в политической жизни страны наступили «заморозки». Сегодня именно патриотические круги оказались под прицелом правоохранительной системы, узревшей в них, вероятно, не союзников, а потенциальную угрозу. Данная тенденция развивается под громкие разговоры о либеральной «пятой колонне», ее представители подвергаются преследованиям в гораздо меньшей степени, чем «несистемные» патриоты.
Дел череда
Вечером 4 июля сотрудники центра по борьбе с экстремизмом в сопровождении отряда ОМОНа ворвались в московский штаб партии «Другая Россия» с обыском. В это время в помещении проходило собрание активистов и сочувствующих партии, все были задержаны и отвезены в ОВД для «профилактической беседы». В результате часть задержанных была отпущена в тот же вечер, четверым активистам предъявлено обвинение по статье 19.3. КОАП РФ («неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов), во вторник суд приговорил арестованных к административным срокам продолжительностью от 7 до 10 суток.
Причем назвать «законными» распоряжения сотрудников полиции сложно: при обыске помещения штаба был грубо нарушен целый ряд положений УПК РФ. Во-первых, сотрудники правоохранительных органов не предъявили постановление о производстве обыска, во-вторых, все задержанные в помещении люди были увезены из штаба задолго до окончания обыска, хотя ч.11 ст. 182 УПК РФ (основания и порядок проведения обыска) гласит, что «при производстве обыска участвует лицо, в помещении которого производится обыск». Задержанным так и не объяснили, по какой причине и с какой целью Центр «Э» произвел свою облаву, неизвестно также, в рамках какого расследования был проведен обыск.
Иначе как планомерными репрессиями назвать данные действия, к сожалению, не получается. При этом свою приверженность патриотическим принципам «Другая Россия» доказала не только словами, но и делами: в разгар войны на Донбассе нацболы организовали сбор и поставку гуманитарной помощи для мирного населения Новороссии и ополчения, многие из них сами воевали против украинских карателей (двое нацболов погибли в боях, один лишился ноги). Что интересно, именно сторонники Эдуарда Лимонова в 1999 году провели первую акцию с требованием присоединения Крыма к России — задолго до того, как об этом задумались в Кремле.
Заметно, что именно наиболее активные сторонники независимого курса для России, люди, отстаивающие интересы русского народа, в последнее время стали объектами для давления со стороны власти. В частности, 22 июня оперативники Центра по противодействию экстремизму пришли с обыском к писателю, члену «Комитета 25 января», Максиму Калашникову. В ходе обыска у Калашникова была изъята вся оргтехника и книги. Писатель в настоящее время имеет статус свидетеля по делу в отношении националиста Юрия Екишева, однако не исключает, что в будущем может стать уже подозреваемым. Екишева же обвиняют в публикации в сети материалов экстремистской направленности от имени запрещенной в прошлом году организации Владимира Квачкова «Народное ополчение Минина и Пожарского». Сам Екишев был арестован, в отношении него ведется следствие. По мнению следователя, запрещенные материалы могли быть размещены в интернете из квартиры Калашникова. Однако не уточняется даже, о каких именно материалах может идти речь.
Фото: Юрий Машков/ТАСС
Фото: Юрий Машков/ТАСС
Силовики не оставили в покое и самого Квачкова, старика, проведшего в тюрьмах уже более 10 лет. Ранее «Русская Планета» писала о том, что против полковника накануне его освобождения было возбуждено новое уголовное дело. На сей раз его обвиняют в «оправдании терроризма».
За несколько дней до обыска у Калашникова в Тюмени был арестован еще один член «Комитета 25 января», блогер Алексей Кунгуров. Ему вменяют «оправдание терроризма» за публикацию в «Живом журнале» поста о ситуации в Сирии — довольно спорного, однако не содержащего слов одобрения в адрес «идеологии и практики терроризма».
По мнению лидера «Другой России» Эдуарда Лимонова, обыски у Калашникова и арест Кунгурова являются частями спланированной атаки на «Комитет 25 января».
Кроме того, на прошлой неделе появилась информация о том, что против дочери покойного генерала Льва Рохлина Елены Рохлиной возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ («экстремизм»). Официально обвинение пока не предъявлено, о деле узнал во время общения со следователем по особо важным делам Натальей Талаевой адвокат Алексей Суханов. По предварительной информации, правозащитнице готовятся вменить финансирование экстремистской деятельности путем сбора средств на передачи и оплату адвокатских услуг для членов Инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть» (публицист Юрий Мухин, журналист Александр Соколов и активист Валерий Парфенов), находящихся в настоящее время под следствием. Якобы, собирая средства на поддержку заключенных, Рохлина финансировала их «экстремистскую деятельность». Напомним, ранее она основала «Фонд поддержки русских политзаключенных». Последние события указывают на то, что число подопечных у данной организации может вырасти в обозримом будущем.
Инициатива наказуема
Скорее всего, говорить о том, что Кремль взял прозападный либеральный курс несколько преждевременно, первым признаком соответствия подобных оценок истине было бы значительное смягчение внешнеполитической риторики Москвы. Однако этого не происходит, и отношения России с Западом по-прежнему напряжены.
Скорее, дело в другом: власть опасается, что рост реваншистских настроений электората может превысить ее реальные возможности и компетенции, и образовавшиеся в результате избыточные народные ожидания подорвут авторитет власти накануне избирательной кампании.
Заметно, что основные удары наносятся по наиболее активным реваншистам, требующим больших усилий по восстановлению экономической, военной и внешнеполитической мощи страны. «Другая Россия» провозгласила в прошлом году лозунг «Нам мало Крыма», требуя присоединить к России также и Донбасс, а в перспективе и иные утраченные в результате развала СССР территории. Максим Калашников постоянно упрекает власть в несостоятельности ее экономической политики, требуя провести в стране реиндустриализацию — требования, которые действующая власть не в состоянии удовлетворить, но которые пользуются колоссальной народной поддержкой. По словам Владимира Путина, главной идеологией для России является патриотизм — и действительно, около 80% россиян называют себя патриотами.Рейтинг президента резко взлетел на фоне событий 2014 года, однако уже в следующем году Москва начала постепенно тормозить начатые во время Русской весны процессы. Донбасский конфликт завяз в трясине Минских соглашений, а составлять план экономического развития страны снова пригласили Алексея Кудрина, не найдя более эффективного кандидата. Но потушить быстро разгоревшиеся в россиянах реваншистские настроения невозможно, тем более, если их будут подпитывать несистемные патриоты. Попав в зазор между народными ожиданиями и ограниченностью собственных возможностей, власть стремится нейтрализовать те силы, которые требуют от нее проведения более решительной политики.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости