Новости – Люди












Люди
Летнее теленашествие оживших мертвецов

Кадр из фильма «Тайна перевала Дятловых» Ренни Харлина
О том, почему наше ТВ так любит копаться в историях, связанных с гибелью людей и лженаучными сенсациями
17 июля, 2015 14:38
8 мин
«Русская планета» продолжает цикл публикаций о содержании программ различных телеканалов, которые вызывают недоумение и отторжение зрителей.
Лето все-таки накладывает отпечаток на программную политику телеканалов. Не устоял даже такой монстр федерального эфира, как РЕН ТВ, входящий в знаменитую «Национальную медиагруппу» (НМГ). Понятно, что основной творческий костяк канала находится на заслуженном отдыхе где-нибудь в районе Мальдивских островов. А эфир чем-то надо заполнять. Вот и идут в ход сто раз показанные программы, сто раз рассказанные истории, чтобы хотя бы как-то удержать зрителей на «кнопке» РЕН ТВ. И в который раз подряд мы видим эфирные повторы проекта «Тайны мира с Анной Чапман» и «Территорию заблуждений с Игорем Прокопенко». Ничего нового они в нашем знании о канале и его эфирной политике не прибавили. Глаза на таинственные и загадочные явления современной цивилизации не открыли. А все равно смотришь, потому что затягивает…
«Дятлов-ТВ»: как все начиналось
И как не смотреть, если вам громко с экрана вещают: «Раскрыта тайна перевала Дятлова! Смотрите только в эфире РЕН ТВ!» Посмотрели и… заскучали. Ибо эта история уже давняя, и права на ее освещение узурпировал совсем другой канал, у которого логотип равняется единичке. А заодно этим же самым перевалом Дятлова занимается не менее известная газета под названием «Комсомольская правда», на страницах которой вот уже который год подряд публикуются совершенно невероятные и неправдоподобные материалы о той трагедии, которая случилась на северном Урале в феврале 1959 года.

Заставка телепередачи «Тайны мира с Анной Чапман»
Напомню, что тогда при таинственных и до сих пор не выясненных обстоятельствах погибла группа туристов из девяти человек. Ее официально возглавлял Игорь Дятлов, фамилия которого и породила все последующие названия и легенды. Справедливости ради следует сказать, что первый документальный фильм о группе Дятлова был снят еще в 1997 году. Потом к теме в 2010 году обратились каналы РЕН ТВ и НТВ. Осенью 2012 года тайну перевала Дятлова пытались разгадать в «Битве экстрасенсов» на ТНТ, а в марте 2013 года в теме «отметилась» «Россия-1».
Затем наступил черед Первого канала и «Комсомолки»: весеннее обострение случилось в апреле 2013 года. Газета и телеканал старались вовсю. Для «Комсомолки» подобные «расследования» — привычный способ поддержания читательского внимания, следствием которого являются устойчивый тираж и репутация издания. Но трудно было представить, что стилистика проекта «Битва экстрасенсов» или ужастика вроде «Возвращение живых мертвецов» перекочует в эфир канала, который вроде бы стремится к солидности и всеохватности.
Газета даже снарядила целую экспедицию в район гибели группы уральских туристов, результатом чего стала серия публикаций на страницах «Комсомольской правды» и одноименном телеканале. Затем в дело ввязался Первый канал, организовавший в течение недели серию программ на эту тему. Целую неделю складывалось устойчивое впечатление, что совершено по крайней мере открытие вроде находки Атлантиды или разгадки тайны Тунгусского метеорита. Легко догадаться, что побудительным толчком обращения к этой теме стал выход на российские экраны американской картины режиссера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова», в основу которой была положена книга Алана К. Баркера «Перевал Дятлова».
Поиски мертвецов
Путешествия в мир мертвых давно стали достоянием таких маргинальных вещателей, как телеканал ТВ-3 или телесеть ТНТ, а заодно соответствующих псевдонаучных или криминальных печатных изданий. Однако мало кто ожидал, что подобными проблемами, их обсуждением озаботятся ведущие СМИ страны. Тем не менее это произошло. Телешествие оживающих мертвецов продолжилось в нынешнем июльском эфире РЕН ТВ, где как раз показали несколько раз тот самый игровой фильм Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова», а в качестве дополнения к нему — псевдорасследовательский документальный фильм «Перевал Дятлова. Тайна раскрыта».
Судя по всему, игровое кино должно было придать солидности документальному. И наоборот. Не случилось ни того, ни другого. Картина Ренни Харлина вообще выходит по своему уровню за рамки приличий, принятых в профессиональной кинематографической среде. Объяснять гибель группы Дятлова наличием коридора телепортации во времени и появлением монстров-мутантов — это солидная научная версия такого же уровня, как объяснение загадки Тунгусского метеорита наличием шишки под носом у турецкого бея. При этом авторы «документалки» посвятили тайне перевала Дятлова всего-то 30 минут (примерно половину общей продолжительности картины), а оставшуюся половину разделили между описанием двух других случаев, не имеющих к трагедии 1959 года ровно никакого отношения: истории с гибелью 15 казахских пограничников на заставе «Аркан-керк» в 2012 году и так называемых взрывов в Сасово, случившихся в одноименном поселке Рязанской области в 1991 и 1992 годах.

Англоязычный постер фильма «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина
Показано, значит, доказано
Давно замечено, что в подобных лженаучных документальных творениях чаще всего используется креативный и доходчивый для зрителей принцип организации исходного материала. Он хорошо формулируется русской пословицей «В огороде бузина, а в Киеве дядька». К тому же под одну фабульную гребенку фантазий создателей таких лент попадают все инциденты и драматические события, которые случились либо недалеко от места исследуемого происшествия, либо со свидетелями и участниками событий. Типично логическая манипуляция для потенциальной аудитории по принципу: после этого, значит, вследствие этого.
Что же касается предложенной на канале РЕН ТВ версии, то должен с сожалением огорчить поклонников выдуманного триллера под названием «Тайна перевала Дятлова». На старте сего медийного проекта насчитывалось 28 версий гибели группы несчастных туристов-любителей из Уральского политехнического института (в котором чуть раньше учился и будущий первый президент России Борис Ельцин). На сегодняшний же день существует уже 64 варианта того, как могли проститься с жизнью люди, о гибели которых так пекутся наши телеканалы и газета «Комсомольская правда».
Заметим, что в 50–60-е годы правоохранительные органы СССР ежегодно фиксировали в среднем до 100 трагических инцидентов с туристами, которые имели летальный исход. Но почему-то никто и никогда в наше циничное время не беспокоился об их судьбе. «Повезло» только группе Дятлова, чья посмертная слава добралась до наших дней и попала на федеральные телеэкраны, о Голливуде я вообще молчу. Про то, в каком количестве гибли и исчезали люди в недавние 90-е годы, тоже молчу. Об этом как-то не принято вслух говорить. Особенно в эфире наших федеральных вещателей.
Страшное еще впереди
Жанр объективного журналистского расследования здесь отсутствует как таковой. Можно с потолка взять какую-нибудь историю, кажущуюся сенсационной, и раскрутить ее на несколько вечеров подряд, напустив мистического тумана и таинственно намекая на то, что вот, мол-де, мы вам всего рассказать не можем, но когда-нибудь все-таки расскажем. Когда совершим новую экспедицию. Ждите. И тогда вновь ожившие благодаря техническим и технологическим возможностям телевидения покойники отправятся в свое эфирное странствие, чтобы будоражить сознание доверчивой зрительской аудитории, не давая по ночам зрителям спокойно засыпать в своих постелях.
Правда, все эти телестрашилки напоминают мне о том, как в детстве в компаниях мы рассказывали друг другу вечером или в пионерском лагере перед сном в палате ужасную историю о том, что «в черном-черном городе жил была…черная-черная рука, которая поздно вечером под покровом темноты появлялась на улице. Она подходила к открытым окнам и тянулась-тянулась к тем, кто еще не лег спать…» Страшно? Тогда не слушайте меня. А заодно выключите телевизор, чтобы не пугаться и спать спокойно. Особенно ночью.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости