Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Общество

Телесеть ТНТ: позор из трех букв

Почему крупнейшая телесеть России считается неприличным телеканалом
Сергей Ильченко
23 июня, 2015 12:00
10 мин
Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ
В последнее время возникла интересная тенденция: многие люди перестают смотреть телевизор. Определяющим является нежелание окунаться в поток пошлости и дешевых развлекательных шоу, льющийся с экрана. «Русская планета» решила попереключать кнопки на телевизионном пульте, чтобы выяснить, какие именно каналы представляют самую отталкивающую продукцию и почему. Начать мы решили с телеканала ТНТ — одного из лидеров по количеству сомнительных и скандальных «произведений».
Были времена, когда про эту загадочную аббревиатуру знали только жители крупных городов страны. Представители телеканала активно колесили по регионам, вступая в контакты с местными заправилами медиабизнеса, и соблазняли их вступлением в партнерские отношения. Региональщикам сулили прямые выгоды от того, что в их эфирные часы и кабельные сети войдет Его Величество столичный контент. Многие поверили и согласились стать партнерами. А дальше случилось то, что и должно было случиться. Гости стали хозяевами положения, оставив регионам некую видимость в виде так называемых «региональных» окон, где нынче нет ничего, кроме рекламы. Так империя ТНТ стала одним из главных игроков на рынке федерального вещания.
Ее эфирное пространство распространяется на 1050 городов России, в подданстве империи ― 645 партнеров. По оценкам экспертов, сегодня суммарная аудитория телеканала превышает 100 миллионов человек, что практически равно зрительскому составу любого федерального канала. История развития и роста популярности экранной продукции ТНТ ― это поучительная история борьбы за зрителя путем потакания его низким вкусам и пошлым взглядам на жизнь и реальность. Когда ученые мужи читают лекции студентам факультетов журналистики, то они, естественно, толкуют о воспитательной миссии современных медиа, их влиянии на мораль и нравственность в обществе. Однако все эти речи отнюдь не про ТНТ и то, что канал транслирует на многомиллионную аудиторию.
Все началось с Гусинского
Именно сей печально известный олигарх и был основателем сети ТНТ, название которой расшифровывалось как «Твое новое телевидение». Впервые в эфир ТНТ вышло 1 января 1998 года. Никто в те годы особо и не раздумывал над концепцией вещания. И потому среди «взрослых» федеральных каналов никто всерьез новичка не воспринимал. А по сети крутились реальные новинки ― первые сезоны ныне известных всей стране сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности». Это позволило сети удержаться на плаву и даже перебраться в новый век.
Однако Владимир Гусинский в результате спора хозяйствующих субъектов на рубеже столетий лишился своих медиаактивов. В результате ТНТ обрел нового хозяина в лице «Газпром-Медиа», которому принадлежит и по сию пору. Именно новое руководство стало искать новое лицо канала. И почему-то вектором поисков стали маргинальные вкусы зрителей, где скандал, секс, сенсации и расследования даже образовали аббревиатуру, которой характеризовалась продукция ТНТ, — СССР.
Свято место пусто не бывает
Включившись в борьбу за рейтинги и прямую конкуренцию, руководители ТНТ быстро обнаружили не занятый никем сегмент того развлекательного телевидения, которое мы теперь имеем полное право именовать «пошлым». Именно тогда зрители ТНТ и познакомились с новыми проектами: «Запретная зона», «Голод», «Школа ремонта», «Такси», «Ребенок-робот», «Большой Брат», «Дом», «Дом-2». Большинство из них были основаны на тех самых четырех буквах СССР, причем драматургия большинства проектов была не только за гранью добра и зла, но и закона. Как, например, в шоу «Запретная зона», в которой открыто обсуждались интимные съемки скрытой камерой.
Съемки телепроекта «Дом-2»
Съемки телепроекта «Дом-2». Фото: Максим Шеметов / ТАСС
В это же время в эфире ТНТ появляется ток-шоу «Окна» с Дмитрием Нагиевым в качестве ведущего. Показательно, что каналу права на проект уступили хозяева другой телесети ― СТС, справедливо посчитавшие «Окна» слишком безнравственной программой. Впрочем, вопрос о нравственности в большинстве случаев в эфире ТНТ не имел никакого смысла, коль скоро дело касалось исключительно копания в грязном белье семейных и интимных отношений. Чуть позже подобная тематика получила комедийное развитие в эфире ТНТ в виде так называемых ситкомов «Саша+Маша» и «Счастливы вместе». А для остроты ощущений зрителей комедийно-бытовые экзерсисы разбавили проектом «Битва экстрасенсов».
Они построили целый дом
В поисках новых идей осенью 2003 года руководство канала попробовало проект реалити-шоу «Дом», в ходе которого взрослые супружеские пары должны были на глазах у зрителей построить дом в Подмосковье. Проект не произвел сенсации, рейтинги его были относительно низкие даже для канала ТНТ. И тогда 11 мая 2004 года был запущен модифицированный вариант оригинального проекта под названием «Дом-2». Его отличие от «взрослого» варианта заключалось в участии молодых юношей и девушек, которые были отобраны, чтобы «строить свою любовь». Про строительство дома забыли, как водится, достаточно быстро.
Сегодня, когда счетчик времени отсчитывает 4059-й день проекта, можно с уверенностью сказать, что именно он стал в новейшей истории российского телевидения «витриной» ценностей канала ТНТ. Постоянные скандалы и ссоры, маргинальный статус некоторых участников проекта, среди которых были и торговцы наркотиками, и порнозвезды, и беглые преступники, ― все это создало «Дому-2» определенную репутацию. Поэтому неудивительно, что достаточно скоро терпению ответственных лиц пришел конец и депутаты Мосгордумы потребовали возбудить в отношении проекта и его ведущей Ксении Собчак уголовное дело по обвинению в сводничестве. Номер не прошел. Тогда последовало обвинение в разврате. Здесь суд сказал свое веское «да» и обязал руководство канала эпизоды проекта, связанные с интимными проблемами, показывать в «недетское время» — с 23.00 до 04.00.
Сегодня уже никто не воспринимает «Дом-2» как проект для молодежи. Это давно превратилось в фабрику по зарабатыванию денег. Автору этих строк довелось однажды подсчитать количество относительно честных приемов изъятия денежных средств у населения, которые используются продюсерами канала ТНТ. Цифра производит впечатление: деньги извлекаются более чем полусотней способов — от организации SMS-голосования до выпуска специального журнала «Дом-2».
Какие шутки?! Только бизнес...
Многие нынешние звезды и полузвезды отечественного шоу-бизнеса начинали свою карьеру именно на этом проекте. В их рядах узнаваемые нынче лица и фигуры Ксении Собчак, Ксении Бородиной, Ольги Бузовой, Алены Водонаевой. Именно эта «фишка» станет для всего канала ТНТ фирменным приемом по повышению популярности у публики. Вспомним, как лихо нынче раскручиваются в шоу-бизнесе участники разных проектов ТНТ: Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Павел Воля, участники и участницы Comedy Сlub и Сomedy Woman. И никто уже особо не обращает внимания на уровень шуток и юмора. Ведь все прекрасно понимают, что в данном случае речь идет о деньгах, причем об очень больших деньгах, которые зарабатываются благодаря эфирным возможностям ТНТ.
Съемки комедийного шоу Comedy Club
Съемки комедийного шоу Comedy Club. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Дело дошло до того, что был создан специальный спутниковый телеканал, на котором размещалось все то, что по причине природной скромности владельцев ТНТ не было допущено до эфира. Конвертация пошлости и юмора на уровне «ершика для унитаза» произошла с такой же степенью успешности, как и выход «Дома-2» на стезю медиабизнеса. Гастрольный чес и активное участие в рекламе ― лишь видимые проявления бизнес-хватки юмористов от ТНТ. На самом деле их лица давно стали теми экранными «брендами», которые не принадлежат тем, кто их носит в реальности. Ничего личного, только бизнес.
Пошлость как сериал
Сориентировавшись некоторое время назад по целевой аудитории, владельцы и руководители сделали окончательную ставку на молодого зрителя. Так в эфире ТНТ надолго обосновались молодежные сериалы «Интерны», «Универ», «Реальные пацаны». При том что свои позиции не сдают ни Comedy Club, ни Comedy Woman. По соседству с ними в программной сетке оказываются и сериальные «новички» ― вроде «Сладкой жизни», «Зайцев+1» и «СашаТаня». Каждый со своей степенью популярности и включенности в прежние проекты ТНТ. Рассуждать о творческой составляющей таких проектов можно с большой долей осторожности, а допускать мысль о воспитательном характере ― с такой же степенью успешности, как будто читаешь лекцию в обществе глухонемых.
Самое интересное, что, оседлав сериалы, руководители ТНТ на волне их популярности как-то не особо задумываются о вариантах развития канала, постоянно переиначивая сюжеты и состав участников прежде популярных сериалов и выдавая переделки за новое слово в деле производства «мыла». Уровень тематики и шуток в данном случае лишь усугубляет общее угнетающее впечатление от пошлости проектов и сериалов. Нет, иногда, конечно, можно улыбнуться той или иной остроте и шутке, звучащих из уст персонажей ТНТ, но это скорее исключение. И, к сожалению, вот уже с печалью замечаешь, как опрощаются до уровня ТНТ другие федеральные вещатели.
Однажды при встрече поинтересовался у Романа Петренко, нынешнего председателя Совета директоров ТНТ, почему его канал допускает в эфире такие безобразия, как драки, скандалы, нецензурную брань, рукоприкладство, пошлость, эротику ― и далее по списку всей эфирной гадости. Услышанный ответ поразил и многое объяснил: «Мы это все показываем, чтобы зритель видел, что кому-то еще хуже, чем ему самому. Поэтому можно сказать, что наш канал выполняет социально-терапевтическую функцию». Комментарии, как говорится, излишни.
темы
10 мин