Новости – Люди












Люди
Конец демократического эксперимента

Заседание правительства нацсогласия Ливии. Фото: Mohamed Ben Khalifa/AP/TASS
Самопровозглашенное правительство национального спасения в Триполи отказалось от власти
7 апреля, 2016 08:30
6 мин
Заседавшее с осени 2011 года в столице Ливии Триполи самопровозглашенное правительство национального спасения отказалось от власти в пользу правительства национального единства, сформированного при содействии ООН. Об этом сообщил канал Sky News Arabia. В середине декабря 2015 года при посредничестве ООН делегации противоборствующих стороны конфликта в Ливии, среди которых были руководство Палаты представителей, Всеобщего национального конгресса и членов других политических сил, подписали соглашение по мирному урегулированию и формированию правительства национального единства.
Новое правительство нацсогласия, возглавляемое премьером Файезом ас-Сараджем, начало свою работу 31 марта. Но не все проходило гладко: когда новый премьер-министр прибыл на базу ВМС в Триполи на корабле из Туниса, самопровозглашенное правительство Ливии потребовало, чтобы новый премьер покинул страну, а его глава Халифа аль-Гвелл в своем телеобращением объявил, что возглавляемое Файезом ас-Сараджем правительство незаконно. Однако уже через несколько дней правительство нацспасения поменяло свою точку зрения, и такая резкая перемена либо вызвана внешним давлением, либо является частью некого плана. Возможно, это связано с визитом специального представителя Генерального секретаря ООН по Ливии Мартина Коблера, который прибыл в Триполи во вторник. Коблер заверил, что ООН и международное сообщество предоставят «необходимую поддержку» Ливии в осуществлении «скорейшей мирной передачи власти в государстве».
По мнению экспертного сообщества, последние перемены в ливийском политическом ландшафте не означают конца властного хаоса в стране, который стал следствием свержения и убийства Муаммара Каддафи в октябре 2011 года. В Ливии сложилось двоевластие: избранная на всеобщих выборах Палата депутатов в Тобруке на востоке страны и, с другой стороны, происламский Всеобщий национальный конгресс в Триполи, который и сформировал правительство национального спасения. В то же время термин «двоевластие» довольно условен, учитывая, что в стране действует множество разрозненных группировок.
Внешнее вмешательство
Кризис, который сейчас переживает Ливия, является следствием грубого стороннего вмешательства Запада, и разрешить его пытаются сегодня все теми же методами. После вторжения НАТО в 2011 году экономика Ливии, когда-то одной из самых богатых стран в Африке, продолжает деградировать. Ливия стала привлекательной для ДАИШ (запрещена в РФ), создавшей на ее территории стратегический плацдарм.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов пессимистически смотрит на попытки урегулирования политического кризиса в стране. По его словам, страна не находится в условиях двоевластия как такового: в результате свержения Муаммара Каддафи, который контролировал всю страну, появилось множество соперничающих группировок. «Да, формально среди них есть две наиболее крупные — в Триполи и Тобруке, но Ливия и в территориальном, и, особенно, в племенном отношении не представляет гомогенного государства. Это все-таки страна бедуинов, а не индустриальная страна. И на протяжении лет несколько соперничающих группировок действовали, опираясь на племенные деления. Они то заключали между собой союзы, то расторгали их в зависимости от политической конъюнктуры или того, кто им больше заплатит за переход на ту или иную противоборствующую сторону», — напомнил Куртов в беседе с «Русской планетой».
По словам эксперта, на протяжении последних полутора лет неоднократно велись переговоры при ведущей роли США и участии стран НАТО, на которых обсуждалась возможность военной интервенцию в Ливию, и были сознательно допущены информационные утечки. Слухи не могли не обеспокоить представителей нынешней власти в Ливии, полубандитские формирования которых плохо оснащены и не могут вести полноценные боевые действия.
«Эти люди не хотят войны, а хотят по-прежнему благоденствовать за счет контрабанды ливийской нефти. В условиях военной интервенции это невозможно, поэтому они посчитали, что им выгоднее сейчас немного отступить, а затем попытаться снова продолжить извлекать те же криминальные доходы. Военная интервенция вполне могла быть возможна, хотя внимание ЕС и НАТО смещено с региона Северной Африки на регионы Ближнего Востока, и проблема беженцев из Ливии, попадающих в Европу по Средиземному морю, по-прежнему актуальна. Интервенция, помимо задачи восстановления легитимной власти в Ливии, могла бы решить и проблему миграционного кризиса, осуществив ранее озвученную угрозу уничтожать ливийские суда, на которых перевозятся беженцы», — рассуждает Куртов.
Таким образом, отставка самопровозглашенного правительства национального спасения случилась под угрозой военного вмешательства извне. Но племенные вожди самопровозглашенных формирований рассчитывают на то, что скоро опять поменяется власть и они смогут поступать так, как считают нужным. «На самом деле эта перемена не приведет к консолидации политической элиты и не устранит те глубокие противоречия, которые возникли после ликвидации Муаммара Каддафи. Я думаю, что через какое-то время опять возобновятся военные действия и нас ожидает новый виток гражданской войны», — уверен Аждар Куртов.
Правила Запада не работают
Директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов также не считает, что двоевластию в Ливии скоро придет конец. По его словам, происходит постоянная перетасовка соотношения сил. «Конечно, мировое сообщество пытается ввести так называемые западные стандарты в неустойчивое правительство. Но Ливия фактически развалена, и корни проблемы даже не столько в институтах власти, сколько внизу. Нужно урегулировать отношения между племенами, нужно продвигать идею сохранения территориальной целостности государства, выстраивать единую государственную идеологию и вести единую экономическую политику. Но если в стране, где укрепились исламистские террористические организации, вводить западные стандарты, западную идеологию, это может еще больше разжечь огонь гражданской войны», — предупреждает Тарасов.
Ливии действительно нужны перемены, но нужно действовать поэтапно. Прежде всего должны измениться международная конъюнктура и принципиальная ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Пять лет назад, когда войска НАТО вторглись в Ливию, Запад предрекал для страны светлое демократическое будущее, а его все нет. Пора наконец понять, что в отдельно взятом государстве на Ближнем Востоке невозможно создать то, что хочет Запад. Поэтому отставка правительства национального спасения символична: демократический эксперимент в Ливии абсолютно провален.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости