Новости – Общество
Общество
Кому возглавить борьбу с казнокрадством
Посетители на форум-выставке «Госзаказ — За честные закупки». Фото: Владимир Песня/РИА Новости
Антимонопольщики и представители Минэкономразвития по-разному смотрят на борьбу с нечестными закупками
5 мая, 2016 10:00
8 мин
Федеральная антимонопольная служба наращивает активность в деле регулирования сферы госзакупок. Ведомство Игоря Артемьева предлагает установить для всех основных товарных позиций, размещаемых на электронных площадках, справедливые цены — так называемые бенчмарки, которых должны будут придерживаться все заказчики.
Впрочем, для начала эти самые бенчмарки надо рассчитать, а для этого антимонопольщики хотят получать данные о стоимости всех лотов, выставленных на каждой из 163 торговых площадок, действующих сегодня в России. Объем предстоящей работы чиновников не пугает. Они ни много ни мало намерены победить систему «откатов» в сфере госзакупок.
Тариф «антиоткатный»
Проблема «откатов» по-прежнему носит хронический характер. Согласно аналитическим отчетам Генеральной прокуратуры, нарушения законодательства в сфере закупок носят устойчивый характер, существенно криминализированы и коррупциогенны. Так, в 2014–2015 годах прокуроры в ходе надзорных мероприятий вскрыли и устранили около 180 тысяч нарушений законодательства, допущенных при нормативном регулировании данной сферы, проведении торгов, заключении и исполнении контрактов, осуществлении контрольных полномочий.
Сегодня цены на госзакупках зачастую оказываются выше среднерыночных, потому что в них закладываются «откаты», которые впоследствии выплачиваются заказчикам аффилированными с ними подрядчиками. Однако после введения бенчмарок компаниям придется закупать товары и услуги по среднерыночным ценам. Можно предположить, что при этом проводить закупки будут те же казнокрады, привыкшие требовать от подрядчика выплачивать «в черную» долю прибыли, но эта доля сильно сократится.
Административная ответственность за подобные нарушения прописана в законодательстве и карается штрафами до 500 тысяч рублей для юридических и до 50 тысяч рублей для физических лиц. К уголовной ответственности за злоупотребления такого плана сейчас можно привлечь лишь по статьям «Мошенничество», «Сговор» и «Злоупотребление должностными полномочиями», которые предусматривают лишение свободы на срок до 10 лет, но доказать такие нарушения крайне сложно. При этом в Государственной думе сейчас рассматривается законопроект, согласно которому вводится новая статья за хищение именно при госзакупках, и даже без отягчающих обстоятельств по ней можно будет отсидеть до шести лет.
Приведем пример дела, которое прекрасно легло бы в основу подобного обвинения. В конце 2015 года ФАС признала строительные компании ООО «Дороги Сибири», ООО «Восток», ОАО «ДЭП N 364», ОАО «ДЭП N 363» и ИП Оганесяна В.В. участниками сговора при проведении электронных торгов по строительству и ремонту автодороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией. Сумма госконтрактов составила 1,86 млрд рублей. Возможные конкуренты искусственно отстранялись от участия в торгах.
«Раскрытый картель просуществовал несколько лет. Его участники получили доходы в особо крупном размере, в связи с чем материалы дела переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ», — отмечал тогда заместитель руководителя ФАС Александр Кинёв. Пока, правда, об уголовном деле не слышно, а сумма штрафов от ФАС составила лишь 109 млн рублей.
Лоббисты и оппоненты
Есть у этой инициативы и вторая, скрытая сторона. Дело в том, что она является частью борьбы государственных торговых площадок за место под солнцем. Ведь, как известно, в скором времени вместо 163 площадок должно остаться всего лишь пять крупнейших, на которых и будут проводиться закупки общей стоимостью около 29 трлн рублей в год. На них же будет осуществляться приватизация и продажа имущества банкротов — эти суммы тоже будут измеряться минимум в сотнях миллиардов рублей.
В числе «избранных» планирует оказаться ЭТП «ТЭК-Торг», принадлежащая крупнейшей и самой дорогой госкомпании — «Роснефти». И именно она предложила ФАС идею о бенчмарках! В «ТЭК-Торге» понимают, что если площадки обяжут предоставлять информацию о средних ценах закупок, то в условиях ограниченного времени преимущество получат именно те, кто уже в той или иной степени осуществляет подобный мониторинг.
Впрочем, у инициативы ФАС нашелся и влиятельный противник — Минэкономразвития, которое как раз сейчас разрабатывает единый каталог товаров, работ и услуг, призванный создать те самые бенчмарки. На его основе в Единой информационной системе (ЕИС) будет запущен мониторинг среднерыночных цен по регионам (а не по торговым площадкам, как предлагает ФАС), и ими должны будут руководствоваться госзаказчики.
Проблема, однако, в том, что каталог будет разработан не ранее 2017 года, а торговые площадки, на которых будут обязаны торговать госорганы и госкомпании, должны быть отобраны уже к июню текущего года. Да и ФАС нужно поскорее продемонстрировать свою эффективность после объединения с Федеральной службой по тарифам (а там, глядишь, и до статуса министерства недалеко).
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
О креативе придется забыть
Бенчмарки, о введении которых ходатайствует ФАС, позволят не только корректировать тарифы в случае нарушений, но и штрафовать «напроказивших» менеджеров госкомпаний. Ранее ФАС уже озвучила идею снижать тарифы для монополий, допустивших нарушения в сфере закупок.
Наказывать за разбазаривание государственных денег через систему госзакупок, безусловно, надо, но не компанию, а конкретного функционера, уличенного в нарушении. Более того, наказание за подобный «проступок» обязательно должно кратно превосходить потенциальные выгоды от нарушений.
Правда, делаться это все будет, как обычно, через мягкое место бюрократических процедур и формулировок.
«Мониторинг госзакупок не ставит перед собой непосредственную задачу борьбы с коррупцией, основная идея мониторинга — это подготовка ежегодного сводного аналитического отчета, в котором дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок», — поясняет Николай Баранов, заместитель директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Высшей школы госуправления РАНХиГС.
А уже аналитический отчет, в свою очередь, можно и необходимо, по мнению эксперта, использовать в работе правоохранительных и контрольно-надзорных органов, занимающихся вопросами борьбы с коррупцией (а там и срок давности пройдет). Впрочем, он отмечает, что снизить рост цен, заложенных в тарифы естественных монополий, можно путем непосредственного анализа и выявления непрозрачных закупок, повышения эффективности закупочных процедур.
В целом же введение каталога решит часть вопросов, связанных с завышением начальных максимальных цен и попытками скрыть закупки от массового участия поставщиков. Дело в том, что сегодня госзаказчики нередко придумывают креативные названия для товаров и услуг, дабы поставщики из числа «чужих» не смогли найти такую закупку в системе госзакупок и, соответственно, не заявились бы на тендер с более низкой ценой, чем предлагает аффилированный подрядчик, в цену которого заложена не только прибыль, но и «откат», причитающийся чиновнику.
Также хочется отметить работу общественных контролеров и общественных объединений, в первую очередь ОНФ. Введение каталога упростит им возможность обжаловать и подвергнуть сомнению непрозрачные закупки.
Тренд положительный: разворовывают всего 10%
Эксперты отмечают, что на уровне госзаказов стало намного меньше фактов, которые можно было бы истолковывать как казнокрадские проявления. «Оценочно я бы поставил уровень "откатов" в 5–10% по отдельным закупкам, то есть в 2–3 раза меньше, чем в 2010–2011 годах (многие эксперты в 2008–2011 годах ставили уровень в 20–30%), то есть динамика снижения уровня положительная», — говорит Николай Баранов.
Конечно, на это повлияло и введение личной ответственности непосредственно контрактных управляющих, и ужесточение ответственности руководителей организаций. Уровень и частота возбуждаемых дел, способность правоохранительных органов распутывать сложные цепочки отношений в госзакупках приводят к сокращению казнокрадства.
Отметим, что такая работа должна проводиться постоянно и на всех уровнях принятия решений. Только при таких обстоятельствах можно говорить о реальном снижении уровня воровства и мошенничества в стране.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости