Новости – Люди
Люди
ФАС желает отличиться
Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Программа Игоря Артемьева по контролю госзакупок больше похожа на фарс
4 марта, 2016 12:00
5 мин
Вслед за вполне здравой критикой приватизации госпредприятий глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев отчитался о начале борьбы ведомства с неконкурентной практикой закупок. Но ознакомившиеся с инициативой эксперты отнеслись к ней негативно.
Бревно в глазу заметил
Главный антимонопольщик страны Игорь Артемьев, кажется, принял эстафетную палочку от главы МЭР Алексея Улюкаева, став основным генератором экономических новостей. Произошло это на фоне публикации доклада Минэкономразвития «О результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в 2015 году».
Речь в докладе, в частности, идет о закупках компаний с госучастием. До 90% объема закупок госкомпаний так или иначе проводится у единственного поставщика. Иными словами, в стране сложилась такая ситуация, при которой требования законодательства в сфере госзаказа нарушаются систематически и в абсолютном большинстве случаев (нарушения самые разные — от неправильного формирования лотов до закупки по завышенным ценам и т.д.). «И два, и три участника, как показывает практика, организуются из одного и того же штаба планирования захвата госзакупки», — отмечает генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин. По его словам, это официальная, считай узаконенная коррумпированная схема растаскивания бюджетных средств.
Оправдание ФАС
Разумеется, доклад полетел увесистым булыжником в огород ФАС. На этом фоне и проходила встреча премьер-министра с Артемьевым, который не упустил возможность продемонстрировать свою крайнюю озабоченность и служебное рвение. После содержательной беседы, правда, не сам Артемьев, а его зам Виталий Королев озвучил новую «спасительную» инициативу ФАС: снижать тарифы для монополий, допустивших нарушения в сфере закупок.
Логика проста: снижение тарифов — это уменьшение нагрузки на простых потребителей и, соответственно, снятие с них обязанности оплачивать аппетиты обнаглевших топ-менеджеров. Другой вопрос, что тарифы вообще-то изначально устанавливаются и утверждаются на уровне той же ФАС и правительства, и эта идея ставит под сомнение их экономическую обоснованность. Как, впрочем, и тот факт, что служба, не справляющаяся со своими антимонопольными функциями, способна совладать еще и с новоприобретенными тарифными (они достались фасовцам от упраздненной прошлым летом Федеральной службы по тарифам).
Наказывать за разбазаривание государственных денег через систему госзакупок, безусловно, надо — но не компанию, а конкретного функционера, уличенного в нарушении. Все должны четко понимать, что наказание за подобный «проступок» будет превосходить потенциальные выгоды. А снижением тарифов конкретных топ-менеджеров не напугать — на их зарплатах это наверняка не отразится. В целом опрошенные РП эксперты сошлись во мнении, что ужесточение в отношении тарифов приведет лишь к появлению среди участников торгов фиктивных подконтрольных компаний, а ситуацию в целом не изменит.
Как для экспертов, так и для просто здравомыслящих людей очевидно, что в настоящее время необходимо искать эффективный механизм, учитывающий все известные «проколы» в законодательстве. Конечно, надо думать и о конкуренции, и о том, чтобы конкуренция цен не становилась конкуренцией бед — когда ориентация только на цену приводит либо к неисполнению, либо к некачественному исполнению контракта.
Но последняя идея ФАС никакого отношения ни к конкуренции, ни тем более к эффективности не имеет. Она лишь демонстрирует «суперактивность» главы службы Игоря Артемьева, выхлоп от которой, если верить докладу МЭР, пока что равен нулю. «Основная задача чиновников — показывать, что они совершенно незаменимы и героически стоят на страже интересов государства, — иронизирует Сулакшин. — Самое главное — чтобы это заметили наверху»…
…А что в это время происходит снизу — никого не волнует.
***
Все это напоминает фарс. Одни притворяются, что проводят закупки. Другие делают вид, что контролируют процесс. Наконец, третьи — в данном случае ФАС — пытаются внедрить заведомо неэффективные и губительные для экономики штрафные санкции в отношении естественных монополий.
Тем временем контрольный механизм со стороны Счетной палаты или контрольно-ревизионных органов, который в режиме онлайн мог бы определять состоятельность конкурса, так и не создан. В этом вопросе можно было бы пойти дальше и сделать так, чтобы упомянутые контрольно-ревизионные органы правили конкурсную документацию госкомпаний, не располагая информацией о том, о чьих конкретно закупках идет речь. Вот тогда ситуация могла бы реально измениться в лучшую сторону. Может быть, в следующий раз Игорь Юрьевич соберется с мыслями и предложит именно такую схему борьбы с коррупцией в госзакупках?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости