Новости – Общество
Общество
Балтийский осколок империи
Фото: Josef Vostarek / Zuma / TAСС
Запад будет постепенно сжимать удавку на шее Калининграда, если Россия не проложит себе дорогу к анклаву через Прибалтику
4 июля, 2016 18:30
8 мин
Жителям Калининградской области предстоит столкнуться с новыми ограничениями при попытке пересечения границы региона. C 4 июля Варшава приостановила действие соглашения о местном приграничном передвижении (МПП) с российским анклавом. Польское генконсульство объяснило такое решение мерами безопасности, связанными с проведением в Варшаве 8–9 июля саммита НАТО, а также Всемирных дней молодежи — 2016, которые пройдут в польской столице с 20 по 31 июля.
Хотя ограничения на официальном уровне связываются с проведением конкретных мероприятий, об их снятии в августе не сообщается. Не исключено, что список обозначенных Варшавой причин для заморозки договора об МПП далеко не исчерпывающий.
Военный форпост России на Западе подвергается в последнее время серьезному давлению со стороны НАТО. Альянс заинтересован в том, чтобы ликвидировать российскую «занозу», отторгнув Калининград от РФ, и, не решаясь на прямую агрессию, пытается постепенно отжать анклав от материнского государства.
Единственным способом пресечь такие поползновения для Москвы является присоединение прибалтийского региона, и этот сценарий не столь фантастичен, как кажется на первый взгляд.
Изоляция янтарного края
Соглашение о местном приграничном передвижении, заключенное в 2012 году, давало калининградцам право на безвизовое посещение приграничной территории Польши, в частности Гданьска, Сопота, Гдыни и других сопредельных городов и регионов, жители которых также могли свободно посещать Калининградскую область. Введенное ограничение не затронет сообщение Калининграда с остальной Россией (этот маршрут пролегает через Литву и Белоруссию), но значительно сократит экономическую мобильность калининградцев, которые нередко ездят в Польшу за покупками — только за 2015 год было выдано около 4 млн карточек МПП. От заморозки безвизового режима пострадают и польские предприниматели, потерявшие возможность сбывать свои товары россиянам.
Отметим, что ранее таможенные ограничения по отношению к жителям Калининградской области ввел Минск, снизив вес не облагаемого пошлинами груза до 10 кг (вместо 30) и введя значительные штрафы за превышение установленных объемов, а также попытку утаить провозимый груз от белорусских пограничников. Вводя новые таможенные правила, Минск не счел необходимым сделать исключение для российских граждан, проигнорировав свои союзные обязательства по отношению к РФ.
В конце прошлого года государственная литовская компания отменила поезд Вильнюс — Москва — Вильнюс, которым чаще всего пользовались калининградцы, объяснив свое решение снижением пассажиропотока на 23%, этому решению предшествовала отмена прямого сообщения Вильнюс — Санкт-Петербург.
Попытки отрезать Калининград от России предпринимаются пока несмело, однако даже эти шаги сопредельных государств способны серьезно осложнить жизнь калининградцев. И это давление будет лишь усиливаться со временем.
Калининград, расположенный в 500 км западнее основной сухопутной российской границы, является, по сути, военным кулаком, поднесенным непосредственно к Германии, Швеции, Норвегии и Дании. В регионе расположены крупнейшая база Балтийского ВМФ, мотострелковая бригада и бригада морской пехоты, а также части артиллерии и ракетных войск, в том числе береговых. До 2014 года эксперты отмечали слабость калининградской военной группировки РФ, но из-за активизации НАТО на северо-западных рубежах России Москва приступила к укреплению своего аванпоста в регионе. В числе таких мер рассматривается возможность переброски в Калининградскую область ракетных установок «Искандер», а кроме того, комплексная работа по наращиванию обороноспособности Балтийского флота и сухопутной группировки. В апреле прошлого года эти вопросы обсуждались на закрытой коллегии Минобороны РФ.
Не исключено, что недавняя отставка верхушки Балтийского флота РФ во главе с вице-адмиралом Виктором Кравчуком была в какой-то степени обусловлена неисполнением поставленных перед командованием задач по наращиванию мощи балтийской флотилии. Столь радикальные меры со стороны министра обороны говорят о том, что промедление при укреплении западных рубежей страны действительно подобно смерти. Накануне отставки командования Балтийским ВМФ в Калининграде состоялось первое заседание Совбеза РФ, посвященное одному вопросу — безопасности российского анклава: военной, продовольственной и транспортной. По словам главы Совбеза, экс-директора ФСБ Николая Патрушева, единственным надежным маршрутом, связывающим Калининград с остальной Россией, является морской путь. То есть в Москве не исключают возможности полной блокады региона. НАТО наращивает интенсивность военных учений в Балтийском море, а также на территории Прибалтики и Польши. Параллельно ведутся переговоры о вступлении в Североатлантический альянс Швеции — в мае парламент скандинавского государства одобрил соглашение о сотрудничестве с НАТО.
Военные учения НАТО в Литве
Военные учения НАТО в Литве. Фото: Mindaugas Kulbis / AP / TAСС
Наши МиГи сядут в Риге
Вместе с наращиванием военного присутствия у северо-западных границ России НАТО продолжает вести агрессивную пропаганду среди населения прибалтийских государств, нагнетая панические настроения по поводу возможной «аннексии» Россией Литвы, Латвии и Эстонии. При помощи правящих режимов этих стран в сознание местного населения вкладывается отрицательный образ России, а также проводится активная политика по дерусификации, даже в Латвии, где русскоязычные «неграждане» составляют около 25% населения страны.
Очевидно, что Запад заинтересован в том, чтобы вбить прочный клин между Прибалтикой и Россией — ведь в случае обратного присоединения прибалтийских государств к РФ изоляция Калининграда станет неосуществимой, а Москва получит широкий выход к Балтийскому морю. Для исключения подобного сценария и проводится политика запугивания прибалтов «российской агрессией».
Между тем вероятность добровольного (никто, разумеется, не рассматривает меры военного воздействия) воссоединения Прибалтики с Россией не столь уж фантастична, как может показаться на первый взгляд.
Сухая статистика свидетельствует о том, что именно прибалтийские республики были наиболее благоденствующими субъектами в составе СССР — при том что уровень производства на этих территориях был относительно невысоким. К примеру, в 1990 году средняя зарплата в Эстонии для госслужащих составляла 341 рубль, в то время как в Грузии — всего 214, а в среднем по Союзу — 275 рублей. В 1985 году производство на душу населения в Эстонии составляло около 13 тысяч в долларовом эквиваленте, а потребление — 26 тысяч. В то же время средний белорус производил товаров и услуг на 15 тысяч, а потреблял на 10 тысяч долларов.
Плачевно сложилась судьба прибалтийских государств после развала СССР и провозглашения независимости. Европа не готова обеспечивать гражданам прибалтийских стран тот уровень жизни, к которому они привыкли в Союзе. Для СССР Прибалтика была «витриной», а для ЕС стала задним двором.
Итогом стало резкое падение уровня жизни и отток населения за границу — например, из Литвы за последние десять лет в поисках лучшей доли выехали 14% граждан. К 2040 году, согласно прогнозам, в стране останутся всего 2 млн человек. На фоне столь удручающей экономической ситуации пропаганда реинтеграции с Россией могла бы принести свои плоды, в особенности до тех пор, пока активно поколение, заставшее времена СССР. Понимая это, Вашингтон разжигает при помощи местных политиков антироссийскую истерию в Прибалтике, чтобы превратить эти вымирающие страны в плацдарм для собственных войск и постепенно пережать пути сообщения между Россией и ее анклавом на Балтике.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости