Как обманывают Путина
Активисты партии «Великое Отечество» во время акции «За единый учебник истории». Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС

Активисты партии «Великое Отечество» во время акции «За единый учебник истории». Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС

Единый учебник истории превратился в «три линейки», которые научат стыдиться прошлого России

В Москве закончилась экспертиза новых учебников по истории, разработанных по поручению президента на основе единого историко-культурного стандарта. Ее проводила Комиссия по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России Российского исторического общества. Уже 1 сентября 2015 года новые учебники появятся во всех школах страны. Однако опрошенные РП эксперты характеризуют их как, мягко говоря, не идеальные.

Всего комиссией рассматривалось 8 линеек учебников (линейка включает пособия для 6–10 классов): три — от издательства «Просвещение», две линейки от «Дрофы», одну линейку от издательства «Русское слово», одну — от издательства «Винтана-граф» и одну — для коррекционных школ — от издательства «Владис».

В конце апреля на пресс-конференции «Новые учебники истории. Итоги экспертизы» были озвучены результаты работы комиссии.

«Россия — это другая страна»

Согласно условиям конкурса на новый учебник по истории России, заинтересованным организациям необходимо было представить не только пособия для 6-10 классов, но также рабочие тетради, электронные версии учебников и хрестоматии.

На пресс-конференции председатель Комиссии по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян особо отметил «антикоррупционность» конкурса. Он рассказал журналистам, что в экспертной комиссии не было ни авторов линеек учебников, ни сотрудников издательств, которые свои труды представляли. Победители выбирались экспертным советом, куда вошли ректоры крупных вузов, а также представители регионов — Татарстана и Башкирии.

В итоге в конкурсе победили линейки издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Впрочем, «Русское слово» выиграло условно: учебник этого издательства для 10 класса экспертизу не прошел, авторам дали год на его доработку, и это означает, что в этом году данная линейка учебников в школах не появится. В то время как на сайте «Просвещения» говорится, что глава комиссии особо «выделил новую линию издательства как наиболее удачную и соответствующую концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории».

Итак, чем хороши учебники двух издательств – реальных победителей конкурса? Анонсируя новые учебные пособия, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин сообщил на пресс-конференции, что о многих спорных вещах в истории России ученые наконец договорились. Хотя и предсказал, что учителя будут воспринимать новые учебники критически. «Если собрать 10 учителей, обязательно каждого что-то в них не устроит, но ждать, когда 10 человек найдут консенсус, нельзя, этого не будет никогда», — отметил Панкин, добавив, что для работы с новыми учебными пособиями «учителя должны будут пройти определенную подготовку».

Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов согласился с фактическим содержанием новых учебников, но выразил сомнение, что по ним можно воспитать гражданина, любящего свою страну.

«У учебников кроме образовательной функции есть воспитательная. Здесь все сложнее, особенно с учебником для 10 класса («История России XX века»). Учебники, выполняя требования историко-культурного стандарта, рассказывают, что такое 1937 год, что такое коллективизация и индустриализация, какой ценой они были проведены, что такое монопольная власть одной партии или одного человека. Но сразу возникает вопрос, и его будут задавать учителя и родители: как воспитать человека, гражданина, который любит свою Родину, который с уважением относится к прошлому собственной страны, когда он получает такую сумму негативных фактов, связанных с нашей историей?» — задался вопросом Артизов на пресс-конференции.

По его словам, советская эпоха — очень сложное явление, двумя цветами — черным и белым — тут не обойдешься, палитра красок куда сложнее. Вместе с этим главный архивариус страны выразил удовлетворение тем фактом, что линейка издательства «Просвещение» очень хорошо показывает, «что нельзя отождествлять Россию, СССР и Российскую империю»: «Это очень важно понимать, что СССР и Российская империя — это стадии, которые прошли, а Россия — это другая страна», — сказал журналистам Андрей Артизов.

Большое внимание выступавшими на пресс-конференции было уделено электронным версиям учебников. По словам ответственного секретаря Российского исторического общества Андрея Петрова, Минобразования занимается разработкой учебника-планшета, чтобы облегчить портфель ученика.

Александр Чубарьян. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Академик Чубарьян сообщил и о других новациях, которые ожидают учителей истории. Во-первых, уже изданы 5 брошюр из 15, которые помогут учителям в преподавании предмета. Во-вторых, будет проведено исследование с целью выяснить портрет преподавателя истории. В-третьих, будет проведен мониторинг знаний учителей. В-четвертых, состоится съезд учителей и педагогов.

Также планируется создание региональных «вкладок», из которых можно будет узнать, как видят историю народы, входящие в состав РФ. Наконец, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян собирается добавить в учебники всемирной истории, в частности истории США и Африки.

Распил или заработок?

Автор одного из учебников по истории России, историк Евгений Спицын в разговоре с «Русской планетой» скептически отнеся к линейке издательства «Просвещение», которая возглавила тандем лидеров. А перечисленные выше «активности» связал с желанием «бесконечно пилить государственные деньги». Не оценил «плодов «Просвещения» и глава Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, назвавший на недавнем «круглом столе» в Охотном ряду учебники «Просвещения» «тихим ужасом».

Впрочем, обо всем по порядку. Декларируемая «антикоррупционность» конкурса вызывает вопросы.

«Руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», ответственного за выпуск всех учебников гуманитарного направления, Александр Данилов, чьи учебники истории успешно прошли экспертизу (фактически их писала его соавтор — Людмила Косулина), имеет сильно подмоченную репутацию, — рассказывает РП Евгений Спицын. — В 2013 году он был со скандалом уволен из Московского педагогического государственного университета (МПГУ), где возглавлял диссертационный совет по историческим наукам. Комиссия Министерства образования и науки РФ пришла к выводу, что речь идет о массовых фальсификациях: была поставлена работа по изготовлению фиктивных диссертаций, которые сопровождались фиктивными отзывами и фиктивным списком публикаций».

Председатель Комиссии по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России Александр Чубарьян давно и хорошо знаком с Александром Даниловым, чьи учебники фактически выиграли конкурс. «В 1999–2007 годах Чубарьян являлся председателем экспертного совета Высшей аттестационной комиссии РФ по истории, а его первым заместителем как раз и был Александр Данилов», — поясняет Спицын.

Сегодня «Просвещение» — это самая большая по тиражам книгоиздательская группа страны, лидирующая и на рынке школьных учебников и специализирующаяся на художественной и прикладной литературе. За 2012–2014 годы ее выручка увеличилась в 2,5 раза, до 9,3 млрд рублей (данные за 2014 год — по реорганизованному ОАО «Издательство «Просвещение»), чистая прибыль выросла почти в 16 раз, до 5 млрд рублей (данные группы и СПАРК-Интерфакс).

Издательство выпускает учебники по истории, часть из которых по интересному совпадению выходит под редакцией Чубарьяна. Излагая эти факты, Евгений Спицын выражает большие сомнения в «антикоррупционности» итогов конкурса.

Идеология, которую авторы учебников по истории стремятся донести до молодых читателей, также вызывает вопросы. Суть в том, что у Александра Данилова, главного редактора победившей линейки, есть один соавтор — профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ Олег Хлевнюк, ученый-историк, чьей специализацией являются репрессии и преступления Сталина. Например, в своей статье «Иосиф Сталин как управленец», опубликованной на forbesrussia.ru, Хлевнюк пишет, что «Сталин и его курс не имели даже такой легитимности, которую, предположим, имела нацистская диктатура».

По мнению Евгения Спицына, «там, где присутствует фамилия Хлевнюк, всегда идет речь о русофобии». «Олег Хлевнюк специализируется на проблеме репрессий, давно и плотно сотрудничает с фондами Сороса и Эрхарда», — заявляет Спицын.

«Что касается второй линейки учебников, победившей в конкурсе и представленной «Дрофой», то она хорошая, — продолжает он. — Авторы учебников Леонид Ляшенко и Игорь Андреев написали неплохие учебники. Правда, издательство убрало из авторов имя высочайшего авторитета в исторической науке — Николая Павленко. Сделано это было, чтобы не платить авторские отчисления, ему ведь уже 99 лет. Кроме того, ни Леонид Ляшенко, ни Андреев не работали в школе, что отрицательно сказывается на подаче материала».

Фото: Андрей Иглов / ТАСС 

Концепция истории зависит от ценностей

В 2013 году Владимир Путин дал поручение создать единый учебник по истории. Но это поручение было реализовано, мягко говоря, странно: «единый учебник» и сегодняшние три линейки учебников — вещи друг другу противоречащие. Евгений Спицын считает, это было сделано специально: «Если будет издаваться единый учебник на всю страну, то этот процесс легко можно будет проконтролировать, — считает он. — Я спросил у ученого секретаря «Ассоциации учителей истории и обществознания», которую возглавляет Александр Чубарьян, почему учебник не один, ведь Путин дал поручение создать единый учебник. На что сотрудница ответила: "Да ладно, Путин уже все забыл"».

Между тем еще в прошлом году на встрече с авторами концепции нового учебника истории Владимир Путин заявил, что предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также проходят в школах, применив для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе и такого авторитетного, как МГИМО.

Однако доцент МГИМО Ольга Четверикова рассказала РП, что опыт и наработки ее вуза учтены не были. «Все делается келейно. Мы, как педагоги, не знаем о новом учебнике истории, не знает о нем и широкий круг людей, учителя не знают. И никакую общественность Комиссия по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России не представляет: ни педагогическую, ни историческую, ни научную, ни образовательную», — говорит она.

По словам Четвериковой, историю можно подать так, чтобы ребенок любил свою страну, а можно так, чтобы стыдился. «Ни один народ так не воспитывает своих детей. Если мы продолжим такую политику, то на выходе будем иметь и моральных, и интеллектуальных уродов. Как преподаватель я сталкиваюсь со студентами каждый день, могу сказать, что молодые люди, во-первых, придерживаются морального релятивизма, и во-вторых, они не могут анализировать, могут только пересказать прочитанное в интернете», — сетует Четверикова.

Доцент МГИМО связывает это с «ранней компьютеризацией» детей. «Как только дети садятся за компьютер, они привыкают смотреть движущиеся картинки, — констатирует эксперт. — Им становится сложно читать, сложно сосредоточиться на тексте. Потому что электронный текст по-другому воспринимается, чем текст на бумаге. Любой психолог объяснит, почему маленьким детям вреден компьютер и электронные тексты».

Не случайно в японских школах, по ее словам, не пользуются компьютером, в элитных гимназиях запрещен и интернет, и компьютер. Ученики пишут от руки, на досках мелом. «Идет сознательное снижение интеллектуальных способностей детей. Именно поэтому новыми учебниками предусмотрен такой большой объем электронных материалов, именно поэтому разрабатывается учебник-планшет», — считает Ольга Четверикова.

Что касается участия в победившей линейке учебника истории издательства «Просвещение», разработанного в соавторстве с профессором НИУ ВШЭ Олегом Хлевнюком, то, по мнению Четвериковой, в нем представлен неолиберальный, идеализированный взгляд на историю. «От учебника ничего хорошего нельзя ждать в принципе, потому что это идеология, которая к науке не имеет отношения. ВШЭ же является фактически зоной влияния МВФ и Лондонской школы экономики», — говорит Четверикова.

Она убеждена, что любая концепция определяется системой ценностей, которой у нас нет. «У нас ценностной и мировоззренческий хаос, в таких условиях невозможно разработать концепцию той же истории. Нужна общая система ценностей, которая нас всех объединит на гуманистической основе, без этого ничего не будет», — убеждена Ольга Четверикова.

Похоже, что это понимают и некоторые представители власти. Так, 28 апреля председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая оценила качество гуманитарного образования как «катастрофическое» и «требующее первоочередного и незамедлительного решения». По ее словам, «наша задача — прежде всего, обеспечить единство образовательного пространства России, а русский язык, литература, история — основа культурной идентичности и гуманитарного суверенитета России, которые мы обязаны обеспечить». 

Зарубежное финансирование церквей возьмут под контроль Далее в рубрике Зарубежное финансирование церквей возьмут под контрольРелигиозные организации отчитаются за полученные иностранные капиталы Читайте в рубрике «Образование» Иностранные агенты от образованияВ Госдуме предлагают запретить иностранным гражданам и организациям создавать в России частные образовательные учреждения Иностранные агенты от образования

Комментарии

29 апреля 2015, 13:53
Однако, патриотизм и любовь к Родине в подрастающем поколении нужно воспитывать не словом, но делом. Учебники учебниками, но пока юный патриот всем своим нутром не прочувствует свою принадлежность и нужность великому государству и обществу, никаких подвижек в его формировании как личность не будет.
30 апреля 2015, 10:53
Патриотизм хорош на сытый желудок, а любовь к родине должна быть взаимной.
"Воспитывать не словом, но делом"?.. А как быть, когда дел нет - и не предвидится?
30 апреля 2015, 12:24
Именно так, совершенно с Вами согласен, Horax!
Патриотизм - это не дело по приказу, это дело надо делать, а не ждать, когда великий вождь Вас накормит и призовёт любить Родину благодаря своему волшебному дару предвидения...
30 апреля 2015, 14:50
Патриотизм, как и любовь, определяется готовностью к самопожертвованию, ИМХО!
30 апреля 2015, 16:47
В основе всякого "самопожертвования" - лежит суицидальная мотивация. Какое отношение чья-то личная нелюбовь к жизни - имеет к патриотизму, либо любви?
30 апреля 2015, 15:15
Вас, видимо, Родина не очень любила? Как, впрочем, и вы ее?
29 апреля 2015, 13:55
Эксперты прочитали учебники и покраснели от стыда за Родину.
29 апреля 2015, 15:05
...если б я краснел от стыда за родину - я б тоже шёл по жизни красный, как помидор...
29 апреля 2015, 14:18
Вот так вот, Владимир Владимирович старается, думает о народе, а чиновники откровенно болт кладут на его поручения. Это саботаж называется. Что там УК РФ об этом пишет?
29 апреля 2015, 23:31
Путин один, а чиновников много, и не все из них обладают чертами Путина, есть и серьезные управленцы)
30 апреля 2015, 14:51
Как там в фильме "Олигарх"?

"Вот у тебя две руки, а у Кремля их - десять, и каждая, заметь, хочет кушать!.."
30 апреля 2015, 10:14
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
30 апреля 2015, 10:37
путин думает...
29 апреля 2015, 14:33
Сегодня в школах нашим детям рассказывают, что "ВАРЯГИ" происходят от слова "ВАРИТЬ"... Какая ИСТОРИЯ - о чём вообще речь?
29 апреля 2015, 15:45
Наверное взятая "из торы"...
30 апреля 2015, 00:56
Такое чувство, что это путин сам придумал...
29 апреля 2015, 15:39
История должна быть объективной. Да, у нас много страшных и глупых событий было, но это случалось редко, об этом тоже надо писать объективно.
30 апреля 2015, 10:43
Ежели писать объективно, по каждому периоду истории - получится не учебник, а уголовное дело.
30 апреля 2015, 15:18
Ну а что? В 2011 году на Камчатке против Достоевского уголовное дело же возбуждали.. И расследовали два с половиной года. Потом, правда пришлось закрыть в связи с тем, что подозреваемый давно умер.
29 апреля 2015, 15:44
Какого черта!? Кому и зачем вообще понадобилось переписывать учебники по истории России!? Лично меня до 2000-х все устраивало, но нет же - надо было всё исковеркать и испоганить!!!
Верните нормальную историю людям!!!
30 апреля 2015, 10:45
Дык вроде как нет нормальной истории, есть куча трактовок произошедшего. Выбирай любую. Как правильно было замечено, историю нельзя воспринимать только в черно-белой градации. В этом вся и проблема, чтобы и идеологический курс был и действительности соответствовало.
30 апреля 2015, 11:08
На самом деле проблемы здесь нет.
Когда, как теперь, "идеологический курс" идёт вразрез с действительностью, любая трактовка - любых событий - с позиции этого "курса" - означает брехню.
Отдавая себе в этом отчёт, можно сделать вывод: ври, как хочешь! Главное - не повторяй одну ложь дважды.
30 апреля 2015, 15:20
Как там у Губермана:

Нам от дедов сегодня досталась
равнодушная тень утомления -
историческая усталость
бесноватого поколения.
29 апреля 2015, 16:45
Обманули Путина и всех родителей! На ковер в белый дом их!
29 апреля 2015, 16:55
А я себе куплю такой учебник, очень интересно. Вообще посмотреть на новейшую историю глазами государства - это уже что -то новое)
Прямо вспомнилась блатная песня: "Я куплю себе рубаху из крапивного листа..."))
01 мая 2015, 18:35
Не тратте денег на любопытство. Всё равно скоро перепишут.
29 апреля 2015, 17:26
Я своим детям сам буду историю разъяснять.
29 апреля 2015, 18:05
Не засмеют? )))
30 апреля 2015, 11:57
Остаётся лишь нанимать адекватного репетитора по истории, а ещё объяснять ребёнку, что на экзамене надо говорить не все, чему учит история дома...ужасно все это, нас родителей загоняют в тупик, ставя эксперименты над нашими детьми.
01 мая 2015, 14:09
С интересом прочитал материал. Увы, я бы лишь название поменял - "Как обманывают легковерных читателей". Ибо большинство приводимых фактов говорят либо о заказном характере материала, либо об, увы, невысоком профессионализме автора (Елена Сердечнова, сорри!). Особенно любопытно то, что о содержании учебника говорят люди, которые по определению не могли его ни видеть, ни читать, так как он даже в Министерство был подан лишь на следующий день после выхода публикации.
В любом случае, предлагаю Елене Сердечновой взять интервью у самих авторов учебников, а не пользоваться слухами, сплетнями и инсинуациями заинтересованных лиц. Ведь все мы хотим правды, не так ли?
01 мая 2015, 18:30
Я бы так за историю как ИСТОРИЮ сильно не переживал. Её всё равно постоянно переписывали, переписывают и будут переписывать. Пока в этом есть потребность. Но вот лозунг на фотографии " ОДНА СТРАНА, ОДИНА ИСТОРИЯ, ОДИН УЧЕБНИК" "чисто случайно" напоминает " Ein Volk Ein Reich Ein Fuhrer!" (ОДИН НАРОД, ОДНА СТРАНА, ОДИН ФЮРЕР) . Воображения что ли не хватило или так НАДО ?
01 мая 2015, 18:33
По мне и Советская история вполне была история.
04 мая 2015, 12:07
Обрыдло как-то это все. Учебник истории должен прежде всего излагать факты, как они есть. А уж мы, сирые, как-нибудь разберемся - чем гордиться, чего стыдиться.
04 мая 2015, 18:55
В истории любой страны есть и позорные факты, и славные страницы. А тут ставят определённую цель: гордиться и Родину любить. Любовь к стране, где ты родился, появляется независимо от вызубренных учебников!
В СССР нам много врали, патриотизм воспитывался насильно, неискренне. За то враньё расплатились развалом страны. Но уроков не извлекли. Нынче нами правят всё те же карьеристы-лгуны. Отгородились от народа высокими доходами, понастроили заборов. Хотят заставить молодёжь Родину любить, на большее просто ума не хватает... Учебником молодёжь не заставишь. Пытливые прочтут из других источников, а двоечники и блатные сплетнями сыты будут, но учебнику, навязанному силой, никто не поверит.
04 мая 2015, 20:04
Неправда Ваша... В СССР всё было вполне искренне и без насилия... Поскольку была идея... А что касается тех, кто правит - так это их удел - врать народу.
А в ИСТОРИИ есть очень важный урок: всегда найдётся инакомыслящий, который скажет: А ваш бог - ненастояший!
И отличи-ка: пророк это или враг рода человеческого?
06 мая 2015, 18:43
А если инакомыслящим признать большинство населения? Ведь простые люди всегда живут своими проблемами и не лезут политику, а когда власть добавляет народу проблем, не надо быть пророком, чтоб это понять.
12 мая 2015, 08:19
Нельзя равнять искренность трудовых людей - с психологией торговли. Почти 50 лет ездил по областям и республикам СССР. Везде меньше, чем ныне, но всё было и дополнялось мощной прокладкой безопасности здоровой сельской живности и огородов. Везде стада животных, добрые лица, деловые разговоры о труде и понимании проблем. Чего, извините, сейчас и близко нет, как и здоровой жизни в тех сёлах. Еще в обвально кризисные 90е - вместо сотен - остались десятки, потом и тех не стало коров, других животных - села приопустели, вымерла жизнь, тысячи сёл, вообще исчезли. А вместе с ними наша надежная прокладка здоровой пищи. Разрушено непоправимое - корневая основа подпитки страны здоровым, привычным к труду народом, с миром жизни на селе и здоровой продукции под боком, а не за тысячи вёрст. Выращенной на ускорителях, да химии, чего для себя никто делать не будет, да еще при избытке органики от животных. У нас сейчас кроме химии прироста - спец технологии с фосфорными солями, желатинами, крахмалом, прочим, что удерживает воду. Да еще с соей, крупяными, бумажными, пальмовыми маслами, прочими заменителям и, из которых без молока сыр, масло делают - не отличишь, а еды нет. Мы обманули и обманываем сами себя! Так и с честностью. При воспитании с детства в игровой системе: "Октябрята - хорошие ребята. Пионер - октября там пример. Школьный комсомол - помощник учителю в наставничестве, в школьных делах. Взрослый комсомол - помощник в организации праздничных, спортивных мероприятий и энтузиаст энергичных дел и строек.". Чтоб, как-то выделяться - были насмешники, циники, потом пошли фарцовщики, более серьезные махинаторы, как Березовский, имевший швейные фабрики, другие кооперативные, скрытые от налогов производства. Но среди циников и преступности, по инерции и по моральному воспитанию - всегда находились ответственные ребята. Привычный энтузиазм при шуме в подъезде - заставлял сознательно выходить всех, влиять на негатив. Да СМИ реагировали честно, печатая, а не скрывая негативы - сразу высвечивая негативы и виновных - что система была чиста и далека от диких ныне видов преступности, как: насилие, убийства за квартиры черными риэлторами, продажа детей в бордели, в рабство, на органы, дурения на миллионы, грабежей на миллиарды, теракты, национальные, религиозные противоречия и многое другое. Просто во всех республиках, где был никакой вражды, ночами, вечерами, как ныне - не опасно гулять. Ни охран в магазинах, школах, ни стальных дверей, ни замков на подъездах и ключи, обычно под ковриком - все говорит о другой, спокойной, безопасной жизни для тебя и детей. За все ЖКХ - 30 коп. и никаких, не налоговых, не преступных, ни ремонтных, ни частых пожарных ныне проблем не было - каждый пионер или хоть один не поджигал, а тушил, сообщал, гордясь пользой. Непонятно, что в этом усмотрели плохого и все перевернули. Сейчас в транспорте, скорее находят, чем уступят место. А религии никогда не будут развитием добра - любой мыслящий после космоса, да понимая, что разделив сутки 24 часа, на миллиарды людей - не получишь и сотых секунды внимания на человека и бог не судья. Да религия канонизмом, а это бездумное утверждение к чужим мыслям древности - ясно ограничивает, перекрывает развитие. Прямо разрушая понимание, что нельзя пересекать один мир - другими невидимыми. Просто тела из атомов, связанных общей оболочкой атомов - пересеки - получишь новые соединения атомов с разрушением мира старых. Да и человек жизнь потратит, последние средства на погост, ходя по кругам - а обман и его, и детям. Да такой, что молился, угождал, вместо настроя всех на решения дел именно сегодня, ведь жизнь и так продолжается в его детях (а он монахом просидел) - а после - никакого рая нет. Воспоминания, которые уже не исправить - жестокий обман и преступление по всем понятиям, ведя к вражде, войнам, что с новыми вооружениями гибельно для человечества. А в СССР - наглядно этой вражды, противоречий не было, подменой населения. Как сейчас на Западе на 80% во всех странах, с разными противоречивыми традициями и враждой - ясно же! А что интересно, мы искажаем - скорее нас ведут и надо опомниться!!!
06 июня 2015, 00:02
Для меня ясно, что единого учебника истории быть не может - даже летописи могут лгать, а уж оценки и выводы разных учёных по одним и тем же фактам вряд ли будут одинаковыми.. Но есть сфера знаний, где нужно единообразное понимание элементов, сущностей - это экономика, ибо разное понимание стоимости, денег, капитала, прибыли, финансов - никогда не позволит создавать экономические механизмы, и все будет зависеть от произвола властных лиц- ничего не смыслящих в экономике. Поэтому читайте "ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ЭКОНОМИКИ..." ЛАЧИНОВА Ю.Н.
11 июня 2015, 15:13

Читая комментарии, мне сразу бросилось в глаза их деление на две характерные группы. Первая (в лице Егора, Глухаря Якунина и Геннадия, видимо пожилая, из эпохи советского развитого социализма) тянет к возврату в былое кровавое великодержавное прошлое, закономерно закончившееся развалом СССР, крахом шизоидной коммунистической идеологией, но всё ещё не угомонившегося в наших головах совкового мышления. Другая группа (в лице Horax, Жени Коломина и Elena Yagozinskaya), более менее осмыслив критично российскую историю и не желая стране, себе и другим вновь наступать на те же грабли, хотят чтобы мы все учились жить и жили не по лживым великодержавным героическим мифам, несущим кровь, разруху и убогость, а с учётом плюсов и минусов реального исторического опыта. Так как именно исторический опыт в сочетание с научно-техническим прогрессом позволяет людям всё комфортнее и комфортнее сосуществовать на Земле. Кстати, первой группе я бы настоятельно порекомендовал прочитать в интернете статью «Неблагодарная Россия» и рассказ «Не спасайте олухов!». Может поможет. Впрочем, у кого возраст больше 55 лет, не читайте. Бесполезно! Зомбированный мозг, насквозь пропитанный лживой историографической информацией о российском «славном» прошлом, уже критически не способен мыслить. 11.06.2015. 15:13.
10 июля 2015, 06:44
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»