Алибаба и сорок инвесторов
Фото:firstsing.com

Фото:firstsing.com

Почему заклинания Кабмина не в силах преодолеть засилье китайских площадок для интернет-торговли и вдохнуть жизнь в российские

Полтора года назад, в начале 2015-го, президент РФ Владимир Путин дал поручение создать в нашей стране до 1 июля 2016 года онлайн-платформу для продвижения российских товаров на экспорт.

Идею эту государство подкрепило финансовыми вливаниями: так, в 2015-м только по линии Минэкономразвития на поддержку некоторых видов экспорта — высокотехнологичной продукции, вагонов, сельскохозяйственных машин — было выделено 18 млрд руб.; в текущем же планируется потратить значительно больше. Благородным делом создания конкурента крупнейшего из мировых онлайн-магазинов — AliExpress, детища китайского интернет-гиганта Alibaba Group — жаждало заняться немало инвесторов.

Однако июль наступил, срок президентского поручения истек, а никакого российского «Али-Экспресса» в Сети так и не появилось. Несколько интернет-магазинов, созданных в инициативном порядке, не шагнули за пределы примитивных и почти никому не интересных страничек.

Почему же амбициозный проект провалился? Был ли он вообще реализуем, а главное — нужен ли он нашей стране?

Картонные крылья прожектерства

Сейчас уже трудно сказать, кто конкретно подал президенту идею о создании аналога китайской интернет-площадки, но совершенно очевидно, что это было прожектерством чистой воды. Провальность идеи связана с тем, что в России просто нет и в обозримом будущем не появится большого количества дешевых товаров широкого потребления. Того самого ширпотреба, который валом прет во все стороны света из Китая, обеспечивая основную часть оборота Alibaba.

Причин этому несколько. Во-первых, у России принципиально иные природно-климатические условия, значительно удорожающие издержки на производство многих видов товаров (чего стоят одни зимние расходы на отопление помещений). Во-вторых, кредитно-финансовая политика правительства и ЦБ душит реальные сектора экономики; к тому же власти десятилетиями делали ставку на «трубу», а не на развитие производства.

Китайское же руководство уже 30 с лишним лет с муравьиным упорством улучшает условия для каждого дядюшки Ляо из шанхайского подвальчика. Ради этого власти КНР готовы наплевать и на состояние окружающей среды, и на стандарты качества, международное авторское право и тысячу других «мелочей».

Следует понимать, что Alibaba — лишь верхушка гигантского айсберга, возвышающегося над поверхностью мирового рынка. То, что AliExpress — непосредственно китайская площадка, почти случайность. В руководстве КНР никто и никогда не ставил задачи по ее созданию и тем более не вешал такой груз на шею государства. Если бы крупнейшим интернет-рынком стал американский или немецкий, для китайских товаров ничего бы не изменилось.

Центр выдачи заказов

Центр выдачи заказов. Фото: Антон Белицкий /Коммерсантъ

Налетай, не скупись…

В РФ годовой объем интернет-торговли оценивается в 713 млрд руб. В онлайн-магазинах закупаются не меньше 25 млн россиян, при этом 24 млн «пасутся» именно на AliExpress. Это 17% российского населения. Однако самой России предложить на этом рынке практически нечего.

От половины до 76,8% российского экспорта (по разным подсчетам) составляют энергоносители, переработанное и непереработанное сырье. Еще 6% экспорта приходится на «химию», главным образом на удобрения. 5,5% составляют машины и оборудование, притом в основном специализированные. Все это не те товары, что интересны широкому кругу потребителей. Куда более перспективные в этом плане обувь и одежда составляют лишь 0,1% от того, что продает Россия за рубежом.

Очень показательной оказалась история российского сайта «AliExpress Молл», запущенного в ноябре 2015-го при поддержке Минпромторга. На ресурсе предлагались товары 97 отечественных производителей. За два месяца посмотреть на них зашли свыше 130 тысяч посетителей. Однако итоговый «выхлоп» составил… всего 24 заказа.

Билет на поезд, который ушел

В принципе, работающую площадку для электронной торговли можно было бы создать, и не имея собственных товаров. Но для этого проект нужно было запускать в конце 90-х, когда стартовали Джек Ма и Пэн Лэй, учредители Alibaba. И все последующие годы выстраивать отношения с платежными системами, банками, почтовыми службами.

К середине двухтысячных мировой рынок интернет-торговли уже сложился. И — взглянем правде в глаза — сложился без нас. Окно возможностей закрылось лет 15 назад. Сейчас работа монополизирована десятком крупных сайтов, аудитория привыкла к определенным сервисам, и потребителям просто нет нужды переходить на новые, даже если они будут открываться.

Кроме того, в мировой торговле действуют и отнюдь не виртуальные таможенные сборы, налоги, разнообразные ограничения. В том же Китае при ввозе товаров стоимостью более 50 юаней (примерно 500 рублей) поставщик платит пошлину в 9,5% и НДС от 13% до 17%. В итоге, чтобы успешно конкурировать с китайскими товарами, российские аналоги должны стоить на 20–25% дешевле или же быть абсолютно уникальными.

Рынок ЕС сильно зарегулирован различными квотами, пошлинами и прямыми запретами. Доступ к нему — вопрос не столько экономики, сколько политики. Американцы вон целое трансатлантическое партнерство ради этого придумали. А стоит российским поставщикам добиться мало-мальски заметного успеха, и тут же найдутся основания для очередного пакета санкций. Так, прошлогодние достижения российских сталеваров обернулись введением очередной «антидемпинговой» пошлины.

Русский баланс

Конечно, иметь экономику китайского типа заманчиво: миллионы людей работают на внешнего потребителя, отправляемые за рубеж товары приносят валютную выручку, долю с которой имеют и простые граждане, и государство. Но такая система уже построена, и не нами.

Россия — одна из очень немногих стран, способных делать на экспорт ядерные реакторы, проектировать и производить новые самолеты, медицинские протезы, строить под ключ атомные станции. Нам стабильно принадлежит одно из ведущих мест по продажам оружия и коммерческим запускам спутников. С другой стороны, у РФ имеются существенные проблемы в производстве генерирующих мощностей альтернативной энергетики: что ветряков, что солнечных батарей. Дыры зияют в производстве элементной базы электроники; станкостроение и точное машиностроение тоже переживают не лучшие времена.

Необходимы нацпрограммы, позволяющие вкладывать миллиарды долларов в развитие производства и инфраструктуры и не дающие деньгам утекать в британские офшоры и откладываться мертвым грузом в американские долговые обязательства. Решим эту задачу — и сможем сами в любое время заходить на страницы мировых онлайн-бутиков, чтобы потратить часть атомно-космических прибылей на приятную ерунду.

Россию ожидает пенсионный дефолт Далее в рубрике Россию ожидает пенсионный дефолтПенсионные фонды начали размышлять о том, что через шесть лет придется возвращать гражданам их пенсионные накопления

Комментарии

06 июля 2016, 15:29
Ветряки и солнечные батареи - это чушь собачья и бестолковая трата денег. Не стоит об этом даже задумываться.

А насчет китайского барахла скажу так - я сам одно время словил ажиотаж от китайской дешевизны и начал заказывать на Али все подряд. В итоге был очень сильно разочарован. Все, что приходит оттуда - как правило очень посредственного качества, а зачастую откровенное фуфло. Ботинки никогда не ходили больше сезона, лампочки еле светились, флешки работать не хотели. Единственно, чем пользуюсь до сих пор - это относительно неплохая кожаная сумка. Но покупок на алиэкспрессе больше не делаю. Лучше в магазин сходить
06 июля 2016, 21:02
Надо просто знать хорошие производства. Но для этого нужно лично ехать в Китай и смотреть, как кто делает.

А если любишь интернет-заказы, то читай отзывы соотечественников, не соврут)
07 июля 2016, 13:40
Сейчас, кстати, после падения курса рубля, даже это китайское тырнет-барахло уже дешевым не назовёшь.
Надо создавать своё, пока у нас есть этот момент с разницей курсов! Надо выжимать всё что можно из сложившейся ситуации вокруг дешёвого рубля, а мы же сидим как олухи и ждем не понятно чего...!!!
06 июля 2016, 16:02
Вспомнились бессмертные строки из "Федота-Стрельца": мы под ентот интерес сплавим им пеньку и лес!

А вообще ни одна страна мира не может быть передовой во всем. Мы в своей роде уникальные, европейцы - в своем, китайцы в своем...
08 июля 2016, 18:37
В топку такую "уникальность", когда все собственное производство угробили и распродаем свои недра и прочее сырьё за копейки! Это путь в никуда, поймите!
06 июля 2016, 16:33
Да, ситуация действительно крайне странная. Я что-то, честно говоря, так и не понял - почему наши власти, вместо того, чтобы создавать и развивать собственные торговые интернет-сети, думают лишь о том как бы войти со своими товарами на китайскую "АлиЭкспресс", отстегивая при эом нехилый процент ее владельцу....?! Когда своё то будем создавать, или так и будем доживать мвой век на китайском "подсосе", пока до конца не растеряем все свои резервы....!?!?
06 июля 2016, 21:06
Потому что наши все на алиэкспресе сидят) Так проще будет достучаться.

И беда не в том, что у нас интернет-торговля не развита, а в том, что дорого все получается и конкурировать сложно с такой ценой.
06 июля 2016, 22:35
Постоянно покупаю всякую мелочь на алиэкспрессе, не дороже 300-500 рублей, ни разу не обманывали, всем доволен, отличная компания
08 июля 2016, 18:41
С тем же успехом могли бы на "русэкспрессе" закупаться, только вот нет его, а если бы и был, то предложить все равно не чего.(
Китайцы улыбаются и втюхивают свой хлам российским "лопухам". А мы и рады...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»