«Баржи строим, без оружия кому они нужны?»
Спуск на воду кормовой части десантно-вертолетного корабля типа «Мистраль» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Фото: Михаил Огнев / ИТАР-ТАСС

Спуск на воду кормовой части десантно-вертолетного корабля типа «Мистраль» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Фото: Михаил Огнев / ИТАР-ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Рогозин потребовал от Генпрокуратуры проверить ОСК из-за нехватки денег для постройки боевых кораблей

Проверка контрактов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) выявила недостачу финансовых средств, необходимых для завершения строительства некоторых военных кораблей и подводных лодок в 2013–2015 годах – с таким заявлением выступил в среду вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Результаты аудита подтвердили территориальные военные представительства, передает «Интерфакс».

На гособоронзаказ в период с 2013 по 2015 год планировалось потратить почти 7 трлн рублей, о чем Рогозин сообщал в декабре 2012 года. Пересмотр контрактов, заключенных при Сердюкове, должен был показать, какая сумма была израсходована нецелевым образом, однако в сегодняшнем выступлении вице-премьер точных цифр не назвал. После обнаружения нехватки средств Рогозин попросил Генпрокуратуру проверить руководство ОСК.

«Прошу Генеральную прокуратуру провести необходимые мероприятия, направленные на выявление возможных финансовых нарушений и иных противоправных действий руководства ОСК, в том числе в ходе строительства нового судостроительного комплекса “Звезда” в Приморском крае», — сказал Рогозин.

Также вице-премьер назначил ответственного за выпуск боевых кораблей, оснащение которых вооружением отстает от графика. Им стал первый зампред Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Иван Харченко, сообщает РИА «Новости».

«Сам видел на “Северной верфи”: баржи строим, без оружия кому они нужны? Это что, корветы и фрегаты? Посудина плавает, и все — артиллерийского орудия нет, ракетного вооружения нет», — возмутился Рогозин.

По его словам, нужно быстрее переходить от строительства «барж» к постройке боевых кораблей.

«Хочу, чтобы мне представили объяснения, каким образом раньше планировалось создание таких сложных комплексов, почему у нас разные контракты были, кто это придумал, какой умник», — добавил вице-премьер.

В итоге он дал поручение отныне заключать единый контракт на создание кораблей и их вооружений. 

Неделю назад президент Владимир Путин говорил о проблемах в судостроении и о переносе строительства некоторых боевых кораблей в рамках перевооружения армии на 2025 год (вместо планировавшегося 2020 года). При этом он ссылался на трудности оборонных предприятий по освоению финансов, выделяемых на строительство новых кораблей: «Это все возможно, давайте рассмотрим, только так, чтобы у нас не было сбоев. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы возможности производителей совпадали с объемами выделяемого финансирования. Не должно быть так, чтобы мы выделяли деньги и деньги зависали на счетах».

О намерении Рогозина провести аудит контрактов, заключенных при экс-главе Минобороны Анатолии Сердюкове, стало известно в мае этого года. Тогда вице-премьер назвал ряд заключенных контрактов «ущербными» и раскритиковал предыдущий совет директоров ОСК, который, по его словам, «несет полную ответственность за то, что кивали, подписывали нереализуемые бумаги, заключали контракты по заведомо заниженным ценам». Хотя источник «Русской планеты» в Минобороны утверждал, что «Рогозин еще год назад знал, что контракты для ОСК невыгодны, но тогда молчал».

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что о коррупции в судостроении говорить пока рано.

«Скорее всего, речь идет о недостатке средств, а не о хищении, так как во времена бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова промышленность была вынуждена заключать невыгодные для нее контракты. Хотя возможно были и хищения, посмотрим, что покажет проверка прокуратуры. Если деньги похитили, то хорошо бы их вернуть», – рассказал эксперт «Русской планете».

Он связывает проблемы в отрасли с частой сменой руководства.

«Пока контракты выполняются плохо, качество их критично, много неудовлетворительных контрактов. Здесь в первую очередь вопросы технологической дисциплины, производственной дисциплины и контроля за финансовыми потоками. С приходом нового менеджмента, я считаю, все вопросы будут урегулированы. С новым генеральным директором Владимиром Шмаковым – опытным производственником, человеком с большим опытом работы в оборонной промышленности, ОСК будет работать ритмичнее», – выразил надежду Коротченко.

Сложности с исполнением контрактов на постройку боевых кораблей были одной из причин скандалов с выполнением гособоронзаказа в 2010-2012 годах. Минобороны при Сердюкове требовало снижения цены на продукцию судостроителей, а тогдашний глава ОСК Роман Троценко был с этим категорически не согласен из-за нерентабельности выполнения контрактов. Представители ОСК говорили о большом количестве субподрядчиков, растянутых на годы сроках выполнения госзаказа и постоянно повышающихся ценах, которые не учитывались военным ведомством.

Пришедший на пост вице-премьера в декабре 2011 года Дмитрий Рогозин говорил о необходимости для предприятий заложить рентабельность на уровне 10–15%, но как эти заявления воплощались в жизнь, пока неизвестно.

Также при своем назначении на пост вице-премьера Рогозин ручался противодействовать коррупции при реализации программы перевооружения армии.

«Обещаю вам вести работу жестко – с тем, чтобы в установленные сроки воссоздать оборонку и железной рукой вырубать всякие поползновения на коррупцию... Родина выделила большие деньги на военно-промышленный комплекс. Обещаю, что каждый рубль, каждая копейка дойдут до адресата, дойдут до армии и флота в виде современной военной техники, вооружения, чтобы наши вооруженные силы были одними из лучших», — говорил Рогозин в декабре 2011 года на встрече с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым.

В июле 2013-го главный военный прокурор Сергей Фридинский назвал распределение гособоронзаказа самой коррумпированной сферой в армии. Но ни о каких крупных и резонансных уголовных делах, которые бы касались коррупции при исполнении гособоронзаказа, несмотря на обещания Рогозина, до сих пор неизвестно. 

Комментарии

07 августа 2013, 23:31
Самые благополучные российские верфи используют свои мощности максимум на 40-45%. Из-за этого не имеют достаточно средств для модернизации оборудования и улучшения производительности. По данным специалистов, что бы создавать суда, подобные европейским, корейским и японским, в России следует построить современный судостроительный комплекс. Проект оценили в 400 млн.долларов и даже включили в проект развития Петербурга, но ходу ему не дает Правительство РФ, которое не дает гарантий под взятие кредитов и гарантии под строительство судов.
Даже законодательство не на стороне судостроителей. Комплектующие кораблей, которые завозятся из-за границы, облагаются таможенными пошлинами и НДС, а готовые суда, построенные за рубежом, можно ввести без налогов и пошлин. Вот поэтому мы и кормим верфи чужих государств, а сами руки разводим, что ничего сделать не можем и не на что денег не хватает.
08 августа 2013, 15:16
на гособоронзаказе ленивый не ворует - цифры секретные, все скрыто, все свои, а главный вор вообще был зятем вице-премьера
09 августа 2013, 18:22
Даже премьера - в свое время при Путине-Втором он, Зубков, кабинет министров возглавлял. Это при Медведеве-Первом и Последнем его опустили на "вице", а при Путине-Третьем его даже зять на.. послал и ушел к другой бабе
08 августа 2013, 07:42
Рогозин видать с 2011 года в борьбе с коррупцией совсем завяз, так как ВПК пока хромает)
08 августа 2013, 09:37
Наши завалили заказами верфи в Финляндии, все современные корабли строятся там. А свое судостроение загибается. Интересно девки пляшут.
08 августа 2013, 09:57
Бюрократия разрушает все отрасли. Раньше строили всей страной. Надо - сделаем. А теперь каждая гнида с бумажкой в руке свою долю хочет оттяпать. Ключевые фигуры на пути модернизации. Одни идиотские законы написали, другие идиоты по этим законам живут.
08 августа 2013, 11:25
Бюрократия бюрократией, она и в СССР, особенно в Брежневские и последующие времена процветала, однако же большинство судов построено именно в эти времена! Так что здесь виновата вовсе не бюрократия, а прикрываемая ею коррупция!!
08 августа 2013, 11:22
Я что-то недопонял, по тем контрактам что были заключены при СЧердюкове, наши "боевые" корабли будут выпущены без вооружения на борту ??!!!?? Какой же все-таки П.... у нас в стране творится..!!!!!!
08 августа 2013, 12:28
А чего Рогозин воздух сотрясает, грозные слова говорит? Нужно сначала отрасль возродить и вывести на мировые уровни, а потом уже требовать от них качественную продукцию в срок. А когда там повально неразбериха и коррупция, то и на выходе получим одни болванки, а не корабли.
08 августа 2013, 15:48
Загибается Россия, а "наши" власти все так же продолжают либо делать вид что ни чего не происходит, либо что от них ни чего не зависит!!!
08 августа 2013, 16:27
Износ речного флота, 83%, это ужас, все что плавает у нас тонет, плохо
09 августа 2013, 09:50
Надо наши готовые "боевые" посудины хотя бы рыболовецкими снастями оборудовать - все какая-то польза... Хотя... забыл, у нас ведь и снасти тоже не производят.(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»