Здоровье
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Здоровье
Русская планета

Лечение алкоголизма: православный подход

Следует ли вшивать «Торпедо», можно ли выпивать после курса лечения, будет ли Церковь вводить сухой закон, и что делать, если нарушил обет трезвости?
Кирилл Брагин
18 мая, 2018 11:00
12 мин
В день, когда Православная Церковь совершает праздник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся об исцелении от недуга пьянства, «Русская Планета» встретилась со специалистом по социальной реабилитации в области зависимостей Романом Прищенко. Роман Иванович является руководителем программ реабилитации АНО «Неугасимая Надежда», членом правления БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского, автором книг и исследований, посвященных реабилитации наркозависимых. Этой острой для нашего общества темой он занимается около 20 лет.
«Русская Планета» (РП): Что это за недуг такой алкоголизм, раз в борьбу с ним включается Церковь? Если к современным медицинским данным об этой болезни присоединить знания христианские и церковные, какая картина сложится?
Прищенко Роман (ПР): Церковь включается в борьбу с алкоголизмом, т.к. рассматривает зависимость от психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков как греховную страсть. Церковь компетентна в оказании помощи зависимым людям, потому что для исцеления человека и для соединения его с Богом, у нее есть все необходимое. При этом зависимость рассматривается как следствие жизни без Бога, жизни по страстям. Несмотря на то, что Церковь воспринимает алкогольную зависимость как греховную страсть, она не отрицает медицинского, наркологического подхода к этой проблеме, которая рассматривается как био-, психо- и социальное заболевание. Разделяя этот подход, Церковь в первую очередь делает акцент на духовной стороне этой болезни.
РП: Как к алкоголизму следует относиться, как к болезни и «потихонечку» лечить ее, или как к страшной страсти и зависимости, которую надо вырывать с корнем? Ведь от подхода и психологического настроя зависит исход лечения.
ПР: Зависимость – это страсть, которая в процессе формирования и развития стала в том числе и телесной болезнью, но от этого не перестала быть страстью. Поэтому к ней нужно относиться и как страсти, и как к болезни. Но сразу вырвать с корнем ее не получится, работа по исцелению длится всю жизнь. Здесь нужен ответственный, сознательный и последовательный подход, как со стороны тех, кто помогает, так и стороны страждущего человека. О соблюдении этапности в борьбе со страстями говорят и святые отцы: «В лоб страсть не возьмешь». И тем христианам, которые только приступают к борьбе с доминирующей в их душе страстью, они не советуют сразу кидаться в борьбу. Где-то внутри себя нужно найти тихое укромное место и при наступлении страсти, туда прятаться и просить Бога и людей о помощи. Поэтому, с одной стороны нужно знать все, что связано с психофизиологией зависимости, с другой стороны нужно изучать аскетику. Для этого в Церкви имеются 80 реабилитационных центров, где человек может научиться основам православной аскетики, в которых помогут исцелиться от этой страсти.
РП: Расскажите о церковных методах лечения, и чем они отличаются от обычных медицинских?
ПР: Основное отличие заключается в подходах Церкви и медицины к самому человеку. Методы отличаются кардинально, потому что Церковь и медицина по-разному смотрят на человека. Церковь относится к человеку как образу Божию, который в результате грехопадения был поврежден. Для исцеления Христос оставил нам в Церкви все необходимые средства, которые и являются методами лечения. Это пост, молитва, участие в таинствах, чтение Евангелия и духовной литературы, духовное руководство и добрые дела. Медицинские же методы направлены исключительно на тело. На наш взгляд, психофизика это всего лишь вершина айсберга, а ответ на главный вопрос, почему человек стал зависимым, коренится в духовной сфере.
РП: Как получается так, что и в церковной среде можно встретить людей, одержимых подобным недугом?
ПР: Дело в том, принадлежность человека к Церкви не является гарантом того, что у него не сформируется химическая зависимость. Также как отсутствие денег и капиталов не является гарантом того, что у человека не сформируется страсть сребролюбия. Многие думают, раз человек воцерковляется, начинает ходить в Церковь, то появляется 100% гарантия того, что у него не возникнет какая-то страсть. Это заблуждение. Но почему подобное происходит с верующими людьми, нужно смотреть на каждый конкретный случай. Здесь нет общего ответа.
Например, если имеется предрасположенность к алкоголизму на генетическом уровне, в какой-то момент она может начать работать, и если человек не обладает знаниями о том, как развивается эта зависимость, он своевременно не может оценить ее последствий. Физиология берет свое, а когда человек опомнится, то уже находится в рабстве. Я наблюдаю за этим уже 18 лет, и вижу, что болезнь, связанная с употреблением спиртного, не различает людей по статусу или по религиозной принадлежности.
РП: Какие современные медицинские средства в лечении алкоголизма можно комбинировать с церковными средствами?
ПР: Мы берем из медицины то, что не противоречит православному взгляду на человека, и не унижает его достоинства. Это медикаментозно-детоксикационная терапия, фармакологическая коррекция психомоторных возбуждений и судорожных состояний. Эти методы досконально прописаны в Стандартах оказания первичной медико-санитарной и наркологической помощи. Они помогают человеку выйти из состояния похмелья и ломки, и оказывают поддержку при наступлении постабстинентного синдрома, когда обостряются вторичные хронические заболевания, или начинаются проблемы с психикой. В таких случаях человеку часто требуется помощь психиатра. Основная задача врачей – при выводе человека из абстиненции помочь остаться в живых и с минимальными последствиями преодолеть состояние физической зависимости. Индивидуальные особенности курсов лечения с применением этих методов зависят от того в какой стадии зависимости находится человек.
Роман Прищенко, специалист по социальной реабилитации в области зависимостей 
Не берем то, что связано с манипуляцией его сознанием, например, нейролингвистическое программирование, все виды кодирования, которые связаны с внушением, действующие в обход сознания человека, помимо его личного и волевого решения.
РП: А как относиться к методам с использованием таких препаратов как «Торпедо» или «Эспераль»?
ПР: Научная эффективность этих методов, а также других различных видов предметно-опосредованного внушения запрета на употребление алкоголя или других психоактивных веществ (кодирование, SIT, метод 25-го кадра, кодирование по методу Довженко и его разновидности и так далее) не доказана. В 2015 году официальным указом главного нарколога Москвы они запрещены для использования в государственных наркологических клиниках, правда, пока только в пределах нашей столицы. На мой взгляд те, кто продолжает предлагать их, являются шарлатанами и делают на этом деньги.
РП: Имеются ли прогнозы по церковным методикам лечения, и есть ли статистика выздоровления?
ПР: На сегодняшний день в Координационном центре по противодействию наркомании имеется статистка по разным срезам: какие методы используются в этих центрах, где находятся реабилитационные центры, в городской черте или в сельской местности, кого они принимают, мужчин или женщин, какой в них срок реабилитации, платные они или бесплатные, какие подходы используют, «Миннесотскую модель», «12 шагов» или душепопечение и т.п. Но пока нет статистики, связанной с исследованием эффективности того или иного метода и их влияния на длительность и качество трезвости у наших воспитанников. Чтобы эти результаты появились, сейчас закладывается основа, создается специальная электронная система, которая работает в режиме тестирования и постоянно модернизируется.
РП: В Церкви есть такое движение, когда человек вместе с другими дает обет не пить и пытается силой воли и участием в таинствах побороть зависимость.
ПР: Если внимательно изучить историю «обетного» движения, то можно отметить, что оно возникло как протест населения против откупной системы, против дороговизны и токсичности водки. Люди отказывались от употребления алкоголя и тогда речь шла не о зависимых людях, а об обычных нормальных людях, которые сначала протестовали, а потом занялись популяризацией трезвого образа жизни. Когда они давали обеты, то обещали, что не будут употреблять вина.
Сейчас обет трезвости может дать любой человек, который имеет добровольное желание. Но очень часто бывает и так, когда человек всего с неделей или месяцем трезвости, не изучив основы физической трезвости, основы аскетики, т.е. не прошедший курс реабилитации, дает обет, а потом его нарушает, это очень сильно усиливает в нем чувство вины перед Богом и людьми.
По моему мнению, обеты трезвости без подготовки следует давать только тем, у кого нет зависимости от алкоголя, а те люди, у которых зависимость есть, могут их давать только после достаточно длительной подготовки.
РП: Есть ли такие примеры, когда человек «закладывал», но после определенной терапии сумел войти в русло и пить, не выходя за рамки Типикона, т.е. по праздникам и умеренно?
ПР: Если речь идет о зависимости, то опыт показывает, что возврат к контролируемому употреблению невозможен. Здесь необходимо полное воздержание до конца жизни. Своим воспитанникам мы даем рекомендацию воздерживаться от алкоголя всю жизнь. Когда у человека зависимость, его тело реагирует на стартовую дозу определенным образом, у него начинается компульсивное влечение. Из-за того, что запускаются определенные физиологические процессы, воля человека парализуется.
Если же речь идет о злоупотреблении алкоголем, то все равно это грех. Даже если человек независим от психоактивных веществ и его употребление не приводит к формированию зависимости, но при этом он не может употреблять без проблем и пагубных последствий, то ему лучше отказаться от употребления алкоголя. Таких людей обычно называют пьяницами, т.е. они не алкоголики в полном смысле этого слова, у них нет алкоголизма как физической болезни, но при этом у них есть пристрастие к нему на духовном уровне. И это пристрастие вменяется им в грех, потому что они становятся рабами алкоголя, хотя при этом не заболевают на уровне физиологии. И для этих людей рекомендация такая же – полное воздержание от алкоголя в течение всей жизни.
РП: Если дело такое сложное, не проще было бы Церкви полностью запретить употребление алкоголя, оставив лишь вино для богослужения?
ПР: Всё, что создал Господь, он создал благим. Зло не в алкоголе, оно в свободном произволении человека. Можно запретить очень многое, но этим проблема выбора не решится. Можно запретить вино, но люди все равно будут выпивать тайно. Опыт сухих законов в разных странах показывает неуспешность метода запретов. Большинство епископов или известных священников, с которыми я общался, смотрят на эту идею, как на утопическую.
Справка
АНО социальной помощи «Неугасимая Надежда» - это сеть православных реабилитационных центров для алко- и наркозависимых в Московской области. АНО «Неугасимая Надежда» является добросовестным поставщиком социальных услуг и включена в реестр Московской области для негосударственных организаций.
В сеть входит 4 центра – три мужских и один женский. Центры могут принять одновременно до 85 человек. На реабилитацию принимаются совершеннолетние мужчины и женщины. Длительность основного этапа реабилитации составляет 9 месяцев. Терапевтическая команда состоит из квалифицированных специалистов – психиатра-нарколога, клинических психологов, психологов, социальных работников.
Реабилитационный процесс строится по модели православного терапевтического сообщества в рамках программы, разработанной Координационным центром по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.
Более подробная информация на сайте
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ