Новости – С нами заодно












С нами заодно
Меняются музеи — меняется и Россия

Екатерина Змеева, научный сотрудник Ярославского музея-заповедника. Фото: Елена Горбачева/ Русская Планета
Как творчество помогает выживать провинциальным музеям
13 мая, 2016 16:15
6 мин
Стереотип о том, что музей — скучное унылое пространство, где ничего нельзя трогать, уходит в прошлое. Открывшийся в Москве фестиваль «Интермузей» собрал со всех уголков России музеи, показывающие, каким может быть современное выставочное пространство. О том, как музеи меняются сами и меняют город вокруг себя, узнала «Русская Планета».
Ни один музей не может существовать без государственной поддержки. После того как культурным и образовательным учреждениям в России стали прививать идеи окупаемости, казалось, что это нанесет непоправимый удар по культурному наследию страны. Крупные музеи и всемирно известные экспозиции всегда соберут огромные очереди. А как быть провинциальным краеведческим музеям в небольших городках? Финансовым подспорьем для музеев стали всевозможные благотворительные и культурные частные фонды. Но деньги, как оказалось, не главное для того, чтобы не просто выжить, а стать по-настоящему интересным для посетителей.
Современный музей — какой он?
«Музеи за последнее время очень изменились! Современный музей — это открытый и доступный общественный институт в самом широком смысле слова», — рассказала Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина. Уже десять лет фонд организовывает конкурсы и выдает гранты на реализацию музейных проектов по всей России. В рамках «Интермузея» фонд проводит профессиональный форум «Музейный гид», а также разыгрывает гранты между российскими музеями по нескольким номинациям.
«Музей — это также люди, которые там работают и делятся знаниями с аудиторией и местным сообществом, — продолжает Оксана. — Так они меняют не только себя, но и пространство вокруг. Сегодня мы видим в музеях другие, куда более интересные экспозиции, приглашающие людей к участию. Музеи стали иначе работать с посетителями. Вопрос "можно или нельзя трогать" стоит не так: сегодня музей может предложить массу других вариантов, что можно сделать с предметом, как оживить его».
Конечно, музей не коммерческое предприятие. Но он может создавать рабочие места и приносить неплохой доход — и не только через продажу билетов или платные экскурсии. Например, источниками зарабатывания средств могут стать сувенирная продукция, книги, музейные кафе, магазины и так далее, добавляет Оксана.
Следуя основной идее фонда, что музей не просто здание, а общественный институт, музейные экспозиции все чаще выходят за стены родных помещений и проникают в окружающее пространство. Существует даже особый термин — «музеификация ландшафта».
Жизнь меняется быстро, и, к сожалению, не все из нашего прошлого мы смогли сохранить в качестве материальных объектов. Но в нашей памяти еще есть сведения, что где было. Музеификация ландшафта через воссоздание тех или иных вещей помогает любому человеку представить, что здесь было много лет назад.
Свою задачу фонд видит не столько в том, чтобы дать деньги на обустройство экспозиции, сколько в том, чтобы развить музейную и околомузейную жизнь в самых разных регионах России. «Мы не просто даем деньги на экспозицию, а работаем с местными профессионалами, устраиваем стажировки, в том числе и за рубежом, организуем профессиональные конференции. Это укрепляет горизонтальные связи между музеями по всей стране, — считает Оксана Орачева. — Один из лидеров наших конкурсов по представленным проектам — Пермский краеведческий музей. Среди победителей этого года очень много музеев из Калининградской области, в том числе и из небольших поселков. Есть музеи с Дальнего Востока и из Тывы. Если есть желание у людей, есть креативные и думающие сотрудники — музеи будут развиваться».
Главное не деньги, а творчество
Один из победителей 2014 года — Ярославский музей-заповедник. «В России много фондов, которые помогают провинциальным музеям — в Сибири, например, или на Урале. А наш музей вроде как близко к Москве. Что нам было делать? Подали заявку на конкурс фонда и победили. А потом победили повторно, на конкурсе лучших реализованных проектов», — рассказывает Екатерина Змеева, научный сотрудник музея.
Секрет победы в конкурсе оказался прост: творчество и новые идеи. Из коллекции музея — это свыше 350 тысяч единиц — отобрали десять предметов, которые что-либо могли сказать о нашем городе. А затем придумали, как заставить эти вещи рассказать свою историю. Предметы самые разные: череп шерстистого носорога, кованый флюгер с символом города, старинная ширма.
«Мы придумали игру и устроили обсуждение в Facebook, предложив жителям города поучаствовать в создании экспозиции. Например, носорог получил имя Корнелия, поскольку это девочка. Также мы устраивали всевозможные акции и перформансы, приглашали киноведов, искусствоведов, словом, все культурное и общественное пространство Ярославля», — продолжила рассказ Екатерина.
Портреты ярославских купчих, например, запели. Музейщики пригласили фольклористов, которые занимаются исторической реконструкцией: купчихи вживую получились практически неотличимы от оригинала. Или, например, плакат-киноафиша с рекламой немого фильма «Стенька Разин», снятого почти 100 лет назад в окрестностях Ярославля. Связались с фондом кино, и при музее был организован показ того самого фильма.
Некоторые посетители сами стали частью экспозиции. Например, медведь стал символом местного мотоклуба. Отдать свои кожаные жилеты для экспозиции, размещенной рядом с кованым прототипом-флюгером, байкеры отказались, зато пришли в полном составе на открытие выставки в «парадном облачении».
Привнести современные тенденции в провинциальные музеи сложно, но можно. Подобные гранты дают не просто деньги, а куда больше — возможность заниматься творческой деятельностью. «Увы, в повседневной музейной жизни для творчества времени просто не остается, — говорит Екатерина. — После победы в конкурсе мы получили не просто деньги, а возможность экспериментировать, придумывать. И это дико интересно!».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости