Новости – Пресса












Пресса
Das Interessante Blatt: «Европа увидит, что когти орла Габсбургов все еще остры»

Газета Das Interessante Blatt от 30 июля 1914 года
Великой державе достаточно одного апперкота для наказания маленького государства
31 июля, 2014 11:50
5 мин
Das Interessante Blatt
Вена, 30 июля 1914 года
Война с Сербией
Тяжелую политическую атмосферу, которая довлела над Европой с 1908 года, словно яркая вспышка молнии, разорвал ультиматум, предъявленный Австро-Венгрией Сербии. Довольно долго монархия — третья по числу населения европейская держава — терпела необузданную свободу карликового государства Сербия, оскорблениям которой по-братски подпевал королёк Черногории.
Наш миролюбивый мудрый кайзер долго сдерживал негодование народа из-за беспрестанных нападок сербских соседей, чтобы не создавать помех благодатному труду по установлению мира ужасами войны. В конечном итоге, так больше продолжаться не могло. Как только рука убийцы — сербского мальчишки — предательски протянулась к благороднейшим отпрыскам императорского дома, одна и та же мысль вспыхнула по всей империи: «Так не пойдет».
Война ужасна, но еще страшнее жить рабской жизнью. Нельзя допустить, чтобы могущественная империя Габсбургов превратилась в площадку для игр жаждущего политического власти отсталого народа, который под прикрытием государства, не имеющего понятия о самых примитивных формах народного движения, строит заговоры против монархии, подсылает вооруженных бомбами и револьверами убийц, чтобы угрожать самой высокопоставленной и ценной власти и, таким образом, утолить жажду сербов по новым землям и распространять там благословенную сербскую культуру. Но, в конце концов, правда всегда на стороне силы. Австро-Венгрия достаточно могущественна, чтобы донести эту правду до страдающей манией величия Сербии, чьи дешевые победы в балканских войнах так опьянили ее народ, что это привело к переоценке его собственных сил.
Ограниченный сроком ультиматум для Сербии

Газета Das Interessante Blatt от 30 июля 1914 года. Напряженно ожидавшая решения по Белграду толпа, собравшаяся перед зданием военного министерства, горячо приветствует весть о разрыве дипломатических отношений с Сербией, восторгаясь кайзером и армией.
23 июля во второй половине дня посол Австро-Венгрии в Белграде барон фон Гизль позвонил в министерство иностранных дел Сербии и сообщил, что ему поручено от имени австро-венгерского правительства передать ноту сербскому правительству. В связи с отъездом премьер-министра Пашича ноту было поручено принять замещающему его министру финансов Пачу. Историческое действо разыгралось спустя несколько минут после того, как часы пробили 6 вечера. Барон фон Гизль явился во дворец правительства и, с несколькими сопроводительными словами вручил ультиматум, в котором Австро-Венгрия предъявила счет Сербии. Этот документ высочайшего политического значения содержал разгромное обвинение сербского правительства. Твердые как сталь, общие требования монархии были сформулированы лапидарно и коротко. Сербия превратилась в приют для настроенных враждебно к Австро-Венгрии заговорщиков, и правительство обвиняется в том, что действующие офицеры и государственные служащие в этих заговорах принимали участие и организовали покушения, жертвами которого стали эрцгерцог Франц-Фердинанд и его супруга. <…> На арест майора Войи Танкосича правительству отводилось 48 часов (именно его подозревали в передачи оружия и бомб исполнителям покушения на Франца-Фердинанда — РП). Одновременно копия ноты была отправлена странам-участницам Берлинского договора, которой они ставились в известность о поступившем в Белград демарше.
Эффект австро-венгерского ультиматума
Еще в день передачи ультиматума сербская пресса изошла пеной. Бескультурье и полное отсутствие политического такта всегда отличали сербские газеты. Что позволяли себе в отношении монархии эти жалкие подобия прессы, переходит все границы разумного. А одобрение совершенного в Сараево убийства только росло, и его поддерживали эти клоакальные газетёнки. Бахвалясь поддержкой России, они осмелились предсказывать скорое падение Австро-Венгрии и мололи вздор о том, что герои Куманово и Ускюба (во время Первой Балканской войны, в 1912 году, в этих селениях сербы одержали крупные победы над турками — РП) погонят нашу армию за Дунай. <…> В этой смеси бреда, мрака и нелепости ультиматум Австро-Венгрии прозвучал, словно пушечный выстрел. Наступила робкая тишина, бушующий рев умолк, как только горлопанам показали кнут.
За рубежом мнения разделились. В то время, как немецкая пресса безоговорочно поддержала поступок Австро-Венгрии и одобрительно отнеслась к суровому тону ультиматума, итальянской прессе с трудом удавалось скрывать свои симпатии к сербам, так как правительство с позицией Австрии согласилось. Французские газеты, следуя взглядам России, взяли Сербию под защиту, а наши требования назвали преувеличенными. А вот Англия сочла их удовлетворительными, хотя и настаивала при этом на неприкосновенности территориальной целостности Сербии. Россия в первую очередь официально заявила о том, что не может оставаться равнодушной к этому конфликту, и, вполне вероятно, что русская интервенция ограничится дипломатическими мерами. Но монархия ни при каких условиях не потерпит вмешательства постороннего государства в свой конфликт с Сербией. В любом случае, к России стоит пока относиться равнодушно в ожидании, какими будут ее следующие шаги. Только один верный друг целиком и полностью был на стороне Сербии — король Черногории со своими ястребами, которые совсем позабыли о том, что само существование Черногории неоднократно обеспечивалось Австрией. Однако не стоит сомневаться, что это осложнение причинит нам сколь-либо существенное беспокойство.

Газета Das Interessante Blatt от 30 июля 1914 года. Слева – Конфликт с Сербией: В случае войны командование сербской армией принимает на себя кронпринц Александр, регент заболевшего короля Петера. Справа – Конфликт с Сербией: премьер-министр Никола Пашич, который своей скрытой враждебной по отношению к Австрии политикой создал военную угрозу. Снизу – Конфликт с Сербией: сербские артиллеристские войска на летних маневрах в районе Белграда.
Размышления о войне и мире
В случае если сербское правительство не даст удовлетворительного ответа на все вопросы, поставленные ультиматумом Австро-Венгрии, или неудовлетворительным будет хотя бы один из них, посол барон фон Гизль уполномочен покинуть Белград, что означает немедленное объявление войны и отказ от любых дальнейших дипломатических переговоров. И тогда дискуссия с Сербией будет вестись на языке меча. Если скрытая русская угроза и французская любезность не укрепят затылок Сербии, что нельзя сбрасывать со счетов, то проблема решится с первым же пушечным выстрелом, и Европа увидит, что когти орла Габсбургов все еще остры. Этот конфликт должен оставаться личным делом Австрии и Сербии, для чего и предпринимается карательная экспедиция. Великой державе достаточно одного апперкота для наказания маленького государства, безответственность которого в последние годы перешла все границы допустимого. Так как в Англии все громче звучат голоса в пользу локализации войны, действия России против монархии, скорее всего, встретят меньше симпатии со стороны участников Антанты.
Война с Сербией
Решение было принято в субботу. Около 6 часов вечера премьер-министр [Сербии] Пашич явился во дворец австро-венгерского посольства и передал послу, барону фон Гизлю, ответ сербского правительства. Он содержал отказ в роспуске организации «Народна Обрана» и в аресте майора Танкосича. Зато нота изобиловала заверениями о намерении сохранить с соседней монархией корректные взаимоотношения. Барон фон Гизль счел этот ответ неудовлетворительным и в 6 часов 30 минут покинул Белград вместе со всеми сотрудниками посольства. Защиту австро-венгерским подданным обеспечили немецкие дипломаты. Таким образом, дипломатические отношения с Сербией были разорваны, и была объявлена война. Барон фон Гизль сразу по прибытии в Землин провел 35-минутную беседу с премьер-министром Венгрии Тисой [граф Иштван фон Тиса]. Примерно в четверть восьмого вечера посол, барон фон Гизль, встретился в Ишле с графом Берхтольдом [министр иностранных дел Австро-Венгрии Леопольд фон Берхтольд], а тот немедленно доложил об этом кайзеру, у которого в тот момент находился военный министр, рыцарь фон Кробатин. Император объявил о новости вслух. Министр иностранных дел и военный министр вечером отправились в Вену. Около часа ночи был издан приказ о частичной мобилизации армии и призыве резервистов. Впервые за 48 лет мирного существования двойная монархия объявила о праве оружия.
Воодушевление Австро-Венгрии
«Спасение благое и последнее лежит на острие меча!». Эта строфа живет в сердце каждого, кто сопереживает кайзеру и империи. Слишком долго терпели мы вызовы государства, безопасности которого никогда не угрожали и которое получило от нас множество доказательств благосклонности. Это стало вопросом жизненной необходимости и выживания и заставило Австро-Венгрию вынуть меч из ножен. Нужно строго наказывать каждого врага, который захочет помешать нашему мирному развитию и не допустить процветания империи. И, если из-за преступно навязанной нам войны разгорится мировой пожар, рядом с нами засверкает немецкий меч Нибелунгов. Тройственный союз [Германии, Австро-Венгрии и Италии], бывший до сих пор оплотом мира Европы, способен превратиться в настоящего Колосса, о который разобьются зависть и жажда мести его врагов.

Газета Das Interessante Blatt от 30 июля 1914 года. Оригинальные подписи к фото: Сверху – Готовая к выступлению сербская батарея с четырьмя орудиями. Слева – начальник генштаба Сербии, генерал Радомир Путник, который во время своего путешествия в Белград был задержан в Будапеште и снова отпущен нашими военнослужащими. Справа – Выступление сербской пехоты на полевые учения.
Столь язвительно высмеянная сербскими газетами монархия ответит пламенной преданностью кайзеру и любому отечеству. Мощная сила встала во весь рост.
Что предпримет Россия?
Несмотря на две выигранных балканских войны, сегодня Сербия представляет собой государство со всего лишь пятью миллионами жителей. Ее армия насчитывает от силы 300 000 человек, из них годными к полевой службе можно признать едва ли половину. Этих средств не хватит, чтобы оправдать заносчивый тон по отношению к монархии.
Глава генерального штаба Сербии арестован в Келенфёльде
Начальник сербского генштаба Путник, который должен был взять на себя командование сербскими вооруженными силами, был задержан и объявлен военнопленным в Келенфёльде [Венгрия], по пути из Гляйхенберга в Белград. Арест состоялся в 8 вечера. Новость о задержании генерала Путника сообщило наше правительство. Оно также объявило о том, что его отпустят и даже предоставят вагон-люкс в дополнительном поезде, чтобы тот мог доехать до Белграда. Другие источники утверждают, что об освобождении генерала до окончания войны не может быть и речи.
Локализация войны? Возможно
Пока еще нет абсолютной ясности в том, что война с Сербией действительно приведет к вторжению, так как Франция и Англия прилагают усилия, чтобы убедить Австро-Венгрию продлить срок действия ультиматума и подвигнуть Сербию к выполнению наших условий. В любом случае, Сербии теперь придется еще и возместить расходы на мобилизацию в размере 200 миллионов крон.
Перевод с немецкого Екатерины Буториной
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости