Новости – Пресса












Пресса
The New York Times: они достойные бойцы и умелые пропагандисты

Передовица газеты The New York Times от 10 ноября 1916 года
Бельгия протестует против депортации граждан на принудительные работы
25 ноября, 2014 06:30
6 мин
The New York Times
Пятница, 10 ноября 1916 № 21 475
Лорд Асквит говорит об основах мира
Лондон, 9 ноября. – Сегодня был дан банкет в честь нового мэра Лондона Уильяма Генри Данна. На нем присутствовали члены кабинета министров и дипломаты, в том числе посол Соединенных Штатов Америки, Уолтер Хайнс Пейдж. <…>
На вечере с речью выступил премьер министр Великобритании Асквит, который отметил, что Британия, как ни одна другая страна желает воцарения мира, но только при одном условии — жертвы, принесенные во время войны, не должны быть напрасными. Также он отметил успехи, в Румынии и подчеркнул, что несмотря на то, что о победе в Румынии пока говорить рано, войскам удалось отбить все атаки [немецких и австрийских войск].
Турция – «покорный раб» Германии
В начале своей речи мистер Асквит назвал Турцию «рабом» Германии, который подчиняется всем её приказам. Германия с легкостью могла бы прекратить армянский геноцид, но не сделала этого, причем, скорее, она была удовлетворена его результатами. «Это является ярким примером того, что случится с Европой, если Турция останется под влиянием Германии», —сказал премьер. <…>

Передовица газеты The New York Times от 10 ноября 1916 года
Относительно ситуации в Греции, премьер министр сообщил, что союзники по Антанте находятся в Салониках только как друзья Греции и Сербии. Единственным желанием Антанты является спасение Греции. Какими бы ужасными ни казались меры, предпринятые союзниками (в октябре 1916 года экспедиционные силы стран Антанты в Греции фактически захватили военный флот страны и высадили десант в Афинах — РП), они были направлены лишь на избавление Афин от немецкого влияния. <…>
«Греция, — сказал граф Асквит, — первая выступила против тирании и варварства в Европе. Пусть же теперь она докажет, что она достойна своего бессмертного прошлого». О ситуации в целом, мистер Асквит сказал: «Пусть никто не строит иллюзий относительно наших врагов. Они достойные бойцы и умелые пропагандисты. У них есть две цели — расколоть союз Антанты и завладеть мнением нейтральных стран». <…>
В отношении пропаганды в России, согласно которой Великобритания продолжает войну только для того, чтобы извлечь выгоду из своих союзников, премьер заявил: «Мы понесли столько ужасных потерь в этой войне. Неужели же мы не хотим мира? Конечно же, хотим. Но только при условии, что все эти жертвы, все эти неописуемые страдания были не зря».
Сепаратного мира не будет
«Сепаратного мира не будет. Мир, который мы обретем рано или поздно, а я смею вас уверить, мы употребим для этого все свои силы, будет построен на следующих фундаментальных принципах: мы защитим слабых, гарантируем Европе свободу, и мир тогда навсегда будет свободным». <…>
Немцы ожесточенно обстреливают Верден
Лондон, 9 ноября. – Немцы вели сегодня минометный обстрел в районе форта Дуомон, около Вердена, но активных действий в районе Соммы не предпринималось, сообщает французское военное министерство. Немецкая атака на Сайи-Сайизель на фронте Сомма была отбита после небольшой борьбы. Ночью артиллерия активно обстреливала местность.
В вечерней сводке французского военного министерства указано:
На фронте у Соммы не проводилось широкомасштабных операций. Около Сайи-Сайизель и к югу от Прессуар продолжались незначительные бои, в ходе которых было занято несколько позиций и захвачены пленные. Они подтвердили, что немцы понесли серьезные потери под Сайи-Сайизель.
На остальных частях фронта все спокойно. <…>
Бельгия протестует против депортации граждан на принудительные работы
Гавр, 9 ноября. — Министр иностранных дел Бельгии барон Бейенс выступил с официальным заявлением, обвинив Германию в депортации всех мужчин в неизвестном направлении из оккупированной Бельгии. В заявлении говорится:
«Правительство Германии вывозит из городов и деревень Бельгии всех мужчин, способных держать оружие. Они забирают всех, вне зависимости от социального статуса, наличия работы или денег. Не забирают они только калек. Они отрывают их от семей: уже 15,000 граждан нашей страны увезли в неизвестном направлении. Их отправляют целыми поездами на восток и на юг.

Газета The New York Times от 10 ноября 1916 года
Немецкие власти пытаются оправдать свои действия: они утверждают, что подобное является обязанностью любой оккупированной страны в соответствие с Гаагской конвенцией. Они утверждают, что безработные не должны становиться обществу обузой, а те, у кого есть работа, могут легко от нее отказаться, поскольку идет война. Согласно немецким заявлениям, за стагнацию в Бельгийской экономике ответственны те рабочие, которые предпочитают жить на средства благотворительности, а не своим трудом. Также в этом виновата Англия, которая запретила ввозить необработанное сырье в Бельгию.
Стоит отметить, что спада в экономике Бельгии не было бы, если бы немцы не вывезли все необработанное сырье — медь и нефть. Может быть, завтра, они вывезут все наши запасы кожи. Подобного не случилось бы, если бы они не забрали все наши станки. Этого не случилось бы, опять же, если бы они не запретили экспорт металлических изделий в Голландию, ведь мы были их единственными конкурентами в этой области. Необходимо также отметить, что те отрасли, которые, как считают немцы, не имеют никакого отношения к войне, к примеру, добыча угля или обжиг извести, снабжают немецкую армию материалами, необходимыми для производства кирпича (для укрепления окопов).
Если они хотят руками наших рабочих чинить и прокладывать дороги, то почему нужно их депортировать, вместо того, чтобы обеспечить их работой вблизи от их дома и семьи? Правда заключается в том, что немцы хотят освободить побольше собственных рабочих, чтобы отправить их затем на военную службу».
Германия выступает за лигу мира
Берлин, 9 ноября. — Канцлер Германии фон Бетман-Гольдвег заявил сегодня парламентскому комитету Рейхстага, что после окончания войны Германия готова к сотрудничеству по вопросу создания международной лиги для установления прочного мира. Канцлер также представил новую версию событий, произошедших за несколько дней до начала войны, и связанных с мобилизацией в России и попытками Германии предотвратить боевые действия.
Согласно иностранным источникам, канцлер объединил эти два события и, таким образом, ответил на речь министра иностранных дел Великобритании лорда Грея, в которой последний сказал, что причины настоящей войны должны повлиять и на условия мирного договора, и что Германия будет вправе требовать для себя гарантий мира, если будет доказано, что на неё напали. Лорд Грей поспешил сегодня добавить, что, безусловно, Германия не была жертвой в этой войне, а сама напала на Европу.
На третейский суд надежды мало
В отношении международной лиги по сохранению мира, канцлер сказал:
«Мы никогда не скрывали наших сомнений по поводу того, могут ли такие международные организации, как третейский суд (имеется в виду Международный суд в Гааге — РП), стать гарантами мира. Я не буду сейчас обсуждать теоретическую подоплеку этого вопроса. Но мне сейчас хотелось бы прояснить нашу позицию.
Если после окончания войны мир осознает весь тот ужас, который приносит с собой война, то у людей сразу же возникнет потребность установить такие отношения, которые сделают невозможным повторение такой чудовищной катастрофы.
Германия готова искать совместные решения любого мирного вопроса. Мы надеемся, что будут созданы условия для свободного развития всех государств, больших и малых, и что свобода эта распространится не только на континент, но и на море».
О Британии и её «методе грубой силы»
Канцлер отметил, что размышления лорда Грея по поводу международной лиги мира весьма необычны, поскольку он рассматривает мир только с точки зрения выгоды для Британии. Странам, занявшим нейтральную позицию, следует объединиться против господства Британии на море. Канцлер заявил, что из авторитетных источников стало известно, что Англия и Франция гарантировали русским присутствие в Константинополе, Босфоре и Дарданеллах в обмен на их собственное присутствие в Средней Азии. Британское правительство, отметил Канцлер, отказывается отвечать на любые вопросы по этому поводу.
Больше никаких «агрессивных коалиций»
«Если мы хотим наладить мирные отношения, больше не должно создаваться никаких агрессивных коалиций. <…> Всем известно, что здесь происходило до войны. Почему Франция вступила в союз с Россией? Из-за Эльзаса и Лотарингии. Чего хотела Россия Константинополь. Почему Англия присоединилась к ним? Потому что Германия оказалась ей не по зубам. Чего хотели мы? Лорд Грей заявляет, что за счет аннексии Франции и Бельгии мы хотели добиться от Англии разрешения присоединить к себе все французские колонии. Но даже безумцу не сможет прийти в голову такое. Причиной войны в Европе стало то, что без неё Англия не смогла бы получить то, чего она так хотела».
Англия подтолкнула Францию к войне
Канцлер отдельно остановился на ситуации, которая сложилась 30 июля, за два дня до того, как Германия объявила войну России. Немецкий посол в Вене получил инструкции убедить правительство Австро-Венгрии как можно скорее наладить отношения с Россией. Канцлер продолжил:
«А теперь рассмотрим, какие действия предпринял лорд Грей. 2 июля 1914 русский посол в Лондоне заявил лорду Грею, что в Германии и Австро-Венгрии считают, что Англия не примет участия в конфликте. Лорд Грей ответил, что это впечатление будет развеяно приказами, отданными британскому флоту. 29 июля лорд сообщил французскому послу о конфиденциальном предупреждении, которое было дано немецкому послу в Лондоне о том, что Германии стоит ожидать быстрой реакции Англии в случае вооруженного конфликта. Это означало, что Англия готова принять участие в войне. Что мог подумать французский посол? Скорее всего, он посчитал, что это означает, что Англия поддержит Францию в случае войны. Привело ли это к тому, что Франция пообещала России помощь, если она ей потребуется? Не уверена ли была, в таком случае Россия, что Франция и Англия окажут ей поддержку в случае войны?».
«Россия ответила именно так, как и ожидалось. Российский министр иностранных дел Сазонов передал через русского посла в Париже благодарность Франции за поддержку».
Лорд Грей игнорирует факты
«Таким образом, 30 июля [1914 года] Россия стояла на распутье: с одной стороны, Австро-Венгрия согласилась на условия Германии, что могло означать только мир. С другой стороны, Англия и Франция пообещали поддержку России в случае войны. И Россия решила в пользу мобилизации и войны. Кто был в этом виноват?»
Канцлер сообщил, что лорд Грей ничего не сообщал общественности об этих фактах, а пытался привлечь внимание к несущественным деталям.
Лорд Грей заявил, что, если немцы нарушат границы Франции или нападут на её флот, военный или торговый, Англия выступит в её защиту. «Как мог тот же самый человек впоследствии заявлять, что Англия вступила против своей воли в войну только потому, что Германия напала на Бельгию?»
«Судьбоносная» мобилизация в России
«Мобилизация в России началась в ночь с 30 на 31 июля. После этого мы не могли уже более ждать, было понятно, что это и есть объявление войны. Весь мир, даже Англия, теперь понимают, насколько судьбоносным было решение о русской мобилизации. Один известный ученый как-то сказал: «Люди по-другому думали бы об окончании войны, если бы знали о её начале, особенно о русской мобилизации». Неудивительно, что лорд Грей не упомянул о русской мобилизации». <…>
Германия начала мобилизацию третьей
«Что же касается Германии, то после того, как в России началась мобилизация, она не начала сама мобилизацию, а лишь провозгласила угрозу войны. Это было передано российскому правительству, а также было заявлено, что если Россия не прекратит военные приготовления против Германии и Австро-Венгрии через 12 часов и не сообщит об этом Германии, то последняя объявит собственную мобилизацию. Россия промолчала. Англия тоже. Франция заявила 31 июля, что Россия мобилизации не объявляла, но сразу объявила собственную мобилизацию.
Таким образом, по поводу действий, которые Россия называет защитными, я могу процитировать следующий параграф приказа русского правительства от 1912 года, который еще имел свою законную силу в 1914: «Если будет объявлена мобилизация, это будет означать объявление войны против Германии». Россия никогда бы не решилась на этот шаг, если бы Англия не подтолкнула её к этому». <…>
Перевод с английского Марии Самойловой
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости