Новости – Пресса












Пресса
«Новое время»: действуют торговая спекуляция и падение рубля

Газета Новое время от 09 (22) января 1916 года.
Как могло случиться, что обыкновенная поваренная соль выросла в цене на 143%?
17 октября, 2014 08:14
6 мин
Вторник 2-го (по новому стилю — 15-го) февраля 1916 года № 14333
Почетная председательница особого петроградского комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, Ее Императорское Высочество Великая Княжна Ольга Николаевна изволит лично принимать пожертвования деньгами и вещами по средам от 3 до 4 часов дня в Зимнем Дворце. Подъезд между Иорданским и подъездом Его Величества, с Дворцовой набережной.
***
В училище лекарских помощниц и фельдшериц Петроградского Дамского Лазаретного Комитета Российского Общества Красного Креста в половине февраля открывается 4-я серия курсов для подготовки сестер милосердия военного времени.
Курсы трехмесячные. Плата за весь курс 15 рублей.
Принимаются лица, окончившие средние учебные заведения. Прием прошений в канцелярии Училища.
Государь Император в действующей армии
Ставка Верховного Главнокомандующего, 1 февраля.
29,30 и 31 января (по новому стилю — 11, 12 и 13 февраля соответственно — РП) Государь Император посетил действующие фронты, где смотрел войска, преимущественно кавалерийские части. <…>
Его Величество, приняв рапорт, прошел к построенному на платформе почетному караулу от одного из драгунских полков. Трубачи заиграли встречу, штандарт салютовал Его Величеству. Государь Император поздоровался с караулом, и после ответных слов звуки гимна сменяли встречу. Приняв на левом фланге от караула ординарца и посыльного, Государь Император пропустил караул церемониальным маршем. Его величество благодарил за прохождение. <…>
.02.15_1_1024.jpg)
Газета Новое время от 09 (22) января 1916 года.
Газета Новое время от 09 (22) января 1916 года.
На смотру участвовала главным образом конница, которая стройными массами окаймляла на далекое пространство опушку леса. <…> Мощные крики ура сливались со звуками встречи и гимна и были слышны все время, пока длился царский объезд.
Какой подъем духа и какая радость чувствовались в ответных кликах войск при виде своего Верховного Вождя! <…> Его Величество обращался к офицерам и благодарил их за честную, преданную боевую службу. Молодцам нижним чинам Государь Император говорил Свое спасибо за их доблестную боевую службу родине и Его Величеству, и выражал уверенность, что каждый из них постоит до конца, и что они помогут Его Величеству одолеть нашего врага. <…>
Когда стихло ура, сопровождавшее царские слова, генерал Гурко сказал: «Во свидетельство нашей готовности отдать все наши силы за Царя и родину и во славу Государя Императора Самодержца всей православной Руси наше русское громовое ура!»
(ПТА)
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт
Оживленная перестрелка между Олаем (город в Латвии, ныне Олайне — РП) и островом Даленом продолжается. Отмечены удачные действия нашей артиллерии. Под Двинском (ныне город Даугавпилс в Латвии — РП) противник применяет бомбы с удушливым газом.
Кавказский фронт
После произведенного накануне нашей артиллерией взрыва в одном из фортов Эрзурумской крепости, нами этот форт взят. При преследовании турок нашими войсками вновь захвачены многочисленные пленные и взято 6 орудий и много военной добычи. <…>
Приказ Сибирскому казачьему войску
Января 15 дня 1916 года №21
В п.5 приказа по 9-му Сибирскому казачьему полку от 6 сентября 1915 года за №272 объявлено, что после взятия местечка Лебедево, по указанию местных жителей, были вырыты два трупа казаков, замученных немцами. Оказалось, без вести пропавшие накануне казаки 6-й сотни этого же полка станицы Чарынской Никита Спиглазов и станицы Шерлаковской Николай Бедрин. У обоих казаков отрезаны уши, губы, носы, с рук сорваны ногти и вывернуты из суставов пальцы.
Не имея возможности в открытом честном бою противостоять доблести наших храбрецов, коварный враг в бессильной злобе низко отомстил свою неудачу безоружным казакам. Безусловно, немцы хотели добиться от наших героев каких-либо сведений, составляющих военную тайну, но доблестные сыны своей родины и войска, помня заветы предков, долг службы и крепко храня святую присягу, предпочли принять мученический конец, чем изменить данную клятву и предать своих товарищей.
Если таким недостойным воина-рыцаря отношением к беззащитному противнику германцы думают запугать казаков, то это жестокая ошибка. Страдания и вопли наших мучеников еще более вольют в нас на борьбу сил и энергии, чтобы забывший Бога, потерявший честь и совесть враг не ускользнул от должного возмездия.
Вечная память и мир праху вашему, герои-мученики!
Самоотверженный подвиг ваш будет жив среди сибирского казачества, служа ярким примером безграничной преданности долгу службы Вере, Царю и Отечеству. Во всех церквах войска отслужат панихиду по героям-мученикам.
%PART%
Семействам названных казаков от меня отправить по одному образу на память о подвигах и мученической кончине казаков Никиты Спиглазова и Николая Бедрина. Эти образа внести в их дома и вручить их семействам при торжественной обстановке в каждом поселке.
Войсковой наказный атаман, генерал-лейтенант Сухомлинов.
Немецкие офицеры и польки
Как немецкие офицеры относятся к гордым и щепетильным полькам, об этом можно судить по следующему факту, передаваемому «Gazeta Polska».
В вагоне трамвая кадет Одерфельд толкнул жену присяжного поверенного Малковского. Когда последняя сделала ему замечание о его неприличном поведении, кадет назвал ее животным. Возмущенная дама дала грубияну оплеуху. Кадет устроил скандал и арестовал госпожу Малковскую. Публика, которая была свидетелем происшествия, окружила арестованную, требуя ее освобождения. Благодаря ходатайствам князя Любомирского Малковскую выпустили из-под ареста только на четвертый день, и то под залог в 5000 марок.
Продовольственный вопрос
1 февраля у уполномоченного по продовольствию Петрограда и его района под председательством помощника уполномоченного А.А.Фокина состоялось часовое совещание с участием молочных торговцев по вопросу о торговле молоком в Петрограде. Торговцы высказались за желательность поднятия цен на продаваемое в столице молоко. Совещание пока постановило повысить на 1 копейку стоимость стерилизованного молока, что же касается сырого молока, то вопрос о нем будет обсуждаться в биржевом комитете.
В когтях дороговизны
Наконец-то мы имеем официальные цифры относительно непомерно растущих цен. Управление делами особого совещания по продовольственному делу обследовало 62 рынка по всей Империи в отношении множества пищевых товаров и получило ряд необыкновенно красноречивых показаний. Против декабря 1913 года пшеница, беря кругло, вздорожала на 62%, пшеничная мука — на 51%, рожь — на 79%, ржаная мука — на 81%, крупа гречневая — на 123%, пшено — на 101%, мясо — на 37%, масло на 95%, соль — на 143%, сахар — на 56% и т.д. Как видите, свыше чем вдвое вздорожали предметы первой необходимости — соль, крупа гречневая, пшено и к этому списку пододвигается рожь, ржаная мука и пшеница.
Интересно, какое употребление из означенных цифр сделают надлежащие ведомства. Ведь если бы не было собрано и никаких цифр, то общий стон обывателей, то есть свидетельство десятков миллионов населения, имело бы достаточную убедительность, чтобы перейти к практическим мерам.
В старые времена, когда не существовало самого слова статистика и не было никакой агентуры для собирания сведений, не было ни нынешней быстрой почты, ни телеграфа, — правительству приходилось начинать помогать населению в тот момент, когда раздавались вопли о помощи. Теперь много месяцев, лет, а иногда и десятилетий проходит в собирании и изучении материала, причем добиваются научной точности до десятых долей процента.
Это, конечно, теоретически превосходно. Да здравствует точность! Но в погоне за точнейшей и своевременной осведомленностью проходит иногда очень уж много времени, а время отличается страшным свойством — поглощать в себе не только вопросы, но даже и целые народы и царства. <…>
На глаз простого смертного некоторые из приведенных цифр поразительны и непостижимы. Как могло случиться, что соль, обыкновенная поваренная соль, за два года выросла в цене на 143%? Ведь всем известно, еще из детских учебников, что запасы соли в России неистощимы. Одно Эльтонское озеро (на территории нынешней Волгоградской области — РП) обладает миллиардами пудов этого минерала. А кроме него есть множество соленых озер, солончаков, соляных копей, лиманов и морей. Ясно, что ссылаться на недостаток этого продукта в России под предлогом войны не приходится. Это не хлопок, не чай, не кофе, не ананасы, привозимые из далеких и жарких стран.
.02.15_2_1024.jpg)
Газета Новое время от 09 (22) января 1916 года.
Газета Новое время от 09 (22) января 1916 года
То же самое следует сказать и о безумно вздорожавших гречневой крупе и пшене. С прекращением вывоза хлеба за границу все ждали, что он подешевеет, а он вместо того за два года вырос вдвое. Куда же, однако, девается хлеб? Война лишь в малой степени усилила его внутреннее потребление, а прекращение пьянства должно было освободить очень большие массы зерна, поглощавшиеся винокурнями. И тем не менее, зерна нет, зерно дорожает, угрожая сделать недоступным для населения даже самый «хлеб насущный».
Еще возвышение в цене гречневой крупы и пшена могло бы быть объяснено тем, что разбогатевший народ начинает сам не отказывать себе в каше, как прежде. Но соль и рожь?
Ясно, что мы во власти главным образом двух вещей: недостатка путей и недостатка рабочих рук. Действуют, конечно, вовсю торговая спекуляция и падение рубля, но это причины второстепенные и производные от первых. Нетрудно видеть, что пока длится война, нечего и мечтать справиться с двумя главными причинами дороговизны. Объявленный сегодня призыв ратников ополчения 2 разряда сроков призыва с 1916 до 1908 годов должен будет еще раз значительно сократить число рабочих рук и еще раз стеснить работу железнодорожной сети. Последней приходится обслуживать собою армию, все более и более растущую в числе. Ясно, что для внутренних потребностей страны останется еще меньше и свободных рук и свободного товарообмена. <…>
%PART%
Письма в редакцию
В виду помещенной в вашей уважаемой газете (26 января) заметки о будто бы производившейся мною спекуляции с мукой, выразившейся в получении и продаже ее мною незаконными путями, покорнейше прошу дать место моему нижестоящему разъяснению.
Вся мука приобреталась мной по доверенности стрельнинского экономического общества, уполномочившего меня, как своего сочлена, особым свидетельством от 20 декабря 1915 года на покупку всех вообще пищевых продуктов для потребностей общества. Поэтому какие-либо обвинения меня в нелегальном приобретении и продаже муки совершенно не соответствуют действительности, что и выяснено мной с предъявлением упомянутого свидетельства стрельнинского общества на дознании, произведенном по настоящему предмету чинами петроградской сыскной полиции.
Н.В.Цирин
Провинциальные мелочи
Наши кормильцы
Приятно видеть, как русские люди стараются во славу искусства бросить на колесницу истории пук своих цветов. Вот сообщение «Уфимского Вестника»:
«За произвольное повышение цены на крупчатку давлекановские мукомолы: Давид Вонтр, Адиль Вентр, Густав Лембер, Евгений Тембер, Абрагам Гордер, Давид Левин, Исаак Левин, Абрагам Петер, Генрих Тиссен и Иоганн Петер в административном порядке подвергнуты денежному штрафу в 3000 рублей каждый, а при неуплате такого аресту на 3 месяца каждый.
Про русскую рожь и пшеницу никак теперь нельзя сказать: «перемелется — мука будет». Петеры, Тиссены, Темберы и Вонтры все мелют и мелют, а муки нет.
Пушная промышленность в Сибири
Пушной промысел в Приангарье в этом году, по словам газеты «Приамурье», оказался очень хороший, которого здесь благодаря огромным, продолжавшимся почти все лето лесным пожарам, уничтожавшим тайгу не на одну сотню верст, — никто из местных жителей не ожидал. Белка вышла в громадном количестве. Каждая деревня добыла по 30-40 тысяч, а всего в этот сезон в Приангарском крае добыто белки до 600 000. На каждого промыслового крестьянина или, как здесь говорят, на ружье приходится по 350-400 белок.
Цены на белку в начале сезона были по 25 копеек чистая и по 10 копеек «подполь», а в отдаленных деревнях мелкие скупщики брали по 20 и 10 копеек. Но как только восстановилось прерванное распутицей почтовое сообщение с краем, цены на белку быстро поднялись. Стали брать по 30 копеек, а в настоящее время берут уже по 40 копеек.
Спрос на белку очень большой и, главным образом, как говорят местные купцы — в Америку. Кроме того, и наши вятские скорняки за период войны, а за прекращением отправки белки для выделки мехов в Германию сами научились выделывать беличьи меха, как по качеству их обработки, так и по числу употребляемых шкурок на мех несколько не уступающие германской выработке. Поэтому вятские скорняки также предъявили здесь большой спрос на белку. <…>
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости