Новости – Пресса












Пресса
«Le Matin»: главное — секретность подготовки и скорость исполнения

Газета Le Matin 27 октября 1916 года
Франция игнорирует туманные предложения Германии о мире
23 ноября, 2014 12:21
4 мин
Пятница, 27 октября 1916 года, Париж № 11931
«Рыцарская» Германия и война до победного конца. Поведение бошей в отношении Норвегии и Румынии
Ясная и четкая речь, произнесенная лордом Греем (Эдвард Грей, министр иностранных дел Великобритании — РП) три дня назад, вызвала в Германии настоящее потрясение. Наши противники рассчитывали, что этот государственный деятель отреагирует на их гуманные требования [в отношении заключения мира с Германией], о которых они стали говорить с недавнего времени. Однако никакой реакции не последовало. Лорд Грей, постоянно стремившийся к сохранению мира [до начала войны], полностью согласен со своими коллегами, включая г-на Бриана (Аристид Бриан — премьер-министр и министр иностранных дел Франции — РП), по вопросу тех условий, на которых мир может быть восстановлен.
Немецкая пресса, заявляющая о том, что с лордом Греем было бы бесполезно спорить, вместе с тем признает, что его речь требует ответа. Этот ответ в скором времени будет публично озвучен канцлером [Германии].
Само собой разумеется, в этих заявлениях [немецкие] сторонники войны до победного конца находят дополнительные аргументы в пользу своей позиции. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, чем такая война может обернуться, поскольку Германия, настолько же подлая, насколько жестокая, демонстрирует сегодня применение этой модели в отношении двух небольших наций — Норвегии и Румынии. Немецкие подлодки часто атакуют норвежский торговый флот, чтобы наказать правительство Кристиании (бывшее название Осло — РП) за то, что оно осмелилось запретить им входить в норвежские территориальные воды. Только за период между 1 и 24 октября [1916 года] было затоплено 23 норвежских судна, общей стоимостью в 30 миллионов [франков]. Рассказы о страданиях, пережитых экипажами атакованных на море судов, вызывают нескрываемое негодование норвежского народа.

Газета Le Matin 27 октября 1916 года
Газета Le Matin 27 октября 1916 года
Ситуация такова: небольшая нейтральная держава столкнулась с «рыцарскими» повадками Германии, бессовестно выставляемыми напоказ, в то время как мы предпринимаем необходимые меры для того, чтобы обезопасить свои войска в Греции.
Что же касается Румынии [вступившей в войну на стороне Антанты в августе 1916 года], которой ставят в вину волю к национальному единению, то Фалькенхайн (Эрих фон Фалькенхайн — бывший военный министр и начальник Генштаба Германии — РП) и Макензен (Август фон Макензен — генерал-фельдмаршал Германии — РП) используют против этой страны самые отвратительные методы. Их самолеты сеют смерть в румынских деревнях, распыляя бактерии и токсичные вещества. Бьемся об заклад, что Германия побоялась бы использовать такие гнусные методы против крупных держав.
Победа под Верденом. Как была осуществлена наша новая атака
Французская армия под Верденом, не удовлетворившись одной только обороной, наиболее прочной за всю человеческую историю, за семь часов отвоевала территорию и стратегические позиции, утраченные пять месяцев назад.
Она продемонстрировала нашим противникам и всему миру силу своего боевого духа, одновременно удивив тонкостью военной операции. Именно в ее проведении была подтверждена первостепенная роль моральных принципов, о которой слишком часто забывают на фоне совершенствования оружия и изменения характера войны.
Неожиданность действий, когда речь идет о сражениях, является важнейшим элементом успеха. Вместе с тем, очевидно, что поиск возможности для таких действий должен учитывать общие условия, в которых ведется сражение. <…>
Два главных действующих лица, два мотора неожиданной военной операции — это секретность подготовки и скорость в осуществлении. Согласно формуле Клаузевица, это словно два мощных крыла орла, обрушивающегося на свою жертву. Генерал Кардо (Cardot), в свою очередь, учил, что, когда секрет операции раскрыт, спасение маневра нужно искать в скорости, скорости до износа.
Если транспонировать эти советы на поле битвы под Верденом, то мы увидим точное их приложение к современным условиям войны. Генералу Нивелю (Робер Нивель — французский генерал, участник Верденской битвы — РП) удалось до последней минуты сохранить в секрете не сам факт подготовки атаки (что было бы невозможно сделать при наличии современной артиллерии), но значимость и масштаб этой атаки. Затем, когда интенсивность действий французской артиллерии больше не оставляла немцам никаких сомнений на счет намерений Нивеля наступать, он успешно воспользовался вторым элементом — скоростью.
Именно скорость, которая суть продукт боевого духа, является одним из наилучших качеств наших солдат. Очередным доказательством этого стал напор, растянувшийся на 7.000 метров и победоносно покрывший собой, за несколько часов одного осеннего дня, равнины, овраги и леса О-де-Мез (местность в Лотарингии, где шли бои — РП). В условиях этой технологичной войны, на которую мы обречены, важно напомнить, что воинские добродетели наших предков по-прежнему служат залогом окончательной победы.
На подступах к форту де Во
«На северо-западном участке фронта под Верденом перешедшие в атаку французы завоевали территорию вплоть до дымящихся руин форта Дуомон. Бои продолжаются».
Кто автор этих слов? Это немецкое официальное сообщение, датированное средой [25 октября 1916 года]. Именно в таких терминах кронпринц (кронпринц Вильгельм III, сын и наследник кайзера Вильгельма II, командовавший немецкой армией при Вердене — РП) продиктовал генерал-квартирмейстеру (заместитель начальника Генштаба — РП) Людендорфу краткий отчет (ну очень краткий!) о той капитальной выволочке, которую он только что получил.

Газета Le Matin 27 октября 1916 года
Газета Le Matin 27 октября 1916 года
Восстановим факты: продвижение немцев под Верденом, на правом берегу реки Мез, должно было быть завершено [сначала] за пять дней, а затем растянулось на пять месяцев. 25 февраля 1916 года знаменитые отряды бранденбургцев торжественно вошли в форт Дуомон, «краеугольный камень в обороне наиболее мощной крепости противника». С тех пор немцам понадобилось пять месяцев, чтобы забрать у нас узкую полоску земли на семикилометровом участке фронта с проникновением вглубь нашей территории на 1-3 километра. Эту полоску нам только что удалось отвоевать всего-то за полдня.
Далее: мы также сумели отбить форт Дуомон. Между тем, форт де Во, который мы оставили 7 июня [1916 года], все еще находится в руках противника. Однако, если взглянуть на карту, перечитав сообщение, полученное нами позавчера вечером, в 23 часа, то мы увидим, что, выражаясь словами немцев, бои действительно продолжаются. Нам удалось продвинуться к востоку от лесного массива Фюман и к северу от [коммуны] Шенуа.
Между тем, восточный край лесов Фюман выводит прямо к западным стенам форта де Во, тогда как север Шенуа соприкасается с его южной стороной. Это оборонительное сооружение — независимо от того, «дымятся» его руины или нет — в настоящий момент окружено нашими войсками с трех сторон. Однако пока не стоит торопить события.
Днем 25 [октября] немцы возобновили яростные контратаки, начатые накануне. Эти контратаки на наши новые позиции снова не увенчались успехом. Поэтому вчера [26 октября] противник не стал их возобновлять. Он удовлетворился яростным артобстрелом секторов де Во и Тиомон.
Число захваченных нами в плен [немецких] солдат с тех пор еще больше выросло. Сейчас оно превышает 4.500 человек. Что же касается количества наших бравых солдат, выведенных из строя, мы можем с уверенностью сказать следующее: их гораздо меньше, чем число взятых в плен [немцев]. Стоит добавить и то, что среди раненых большинство получили легкие ранения.
А вот несколько комичная новость: 24 октября немецкие газеты опубликовали, с незначительными вариациями, одну и ту же статью, очевидно, инспирированную Ставкой верховного главнокомандования в Верденской битве. В ней безапелляционно показывается, что крепость де Во представляет собой выступ со стороны Франции, угрожающий непосредственной возможностью наступления в центр Германии; таким образом, задача военной кампании кронпринца [под Верденом] якобы заключалась в том, чтобы, во-первых, уменьшить этот выступ, а уж затем предотвратить угрозу его нового появления.
Нечего сказать, немецкие газеты прекрасно следят за развитием событий!
Перевод с французского Сергея Федюнина
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости